16 ноября 2013, 17:10
ЕСТЬ ТЕМА
"Отказник" Руа и причуды Кларка //
Угрозы Реника и вратарский кошмар-2006 //
Как Коваленко в Америку не пустили //
Как царь-пушку зачехлили //
Как мы остались без Зубова и щита
Когда главный тренер сборной России Зинэтула Билялетдинов объявит сочинский состав, для кого-то из не включенных в него это станет крушением надежд, а кто-то вряд ли будет горевать, потому что не горел особым желанием ехать на Игры и даже сам от них отказался. Со времен начала новой эры - участия в Олимпиадах энхаэловцев - подобное мы видели не раз.
"СЭ" вспоминает звезд, наших и заокеанских, отцепленных накануне Игр или вынужденных их пропустить по иным причинам.
РОССИЯ. НАГАНО-1998
Первой в истории статусной Олимпиаде предшествовал Кубок мира, ставший правопреемником популярнейшего Кубка Канады. В августе 1996 года в сборную России пригласили все сливки нашего хоккея из НХЛ. За исключением травмированных защитников Владимира Константинова и Алексея Гусарова, а также форварда Валерия Каменского. Павел Буре выбыл после выставочного матча с американцами - ведущий защитник соперников Брайан Лич едва не отбил Русской Ракете почку.
Увы, та звонкая по именам команда стала жертвой группировок и склок. Дважды уступив в одну калитку будущему победителю сборной США - 2:5, а перед этим канадцам - 3:5, наша пилотная дрим-тим до финала не добралась. Зато продолжила воевать в СМИ. Щедро сыпавшиеся взаимные упреки ФХР и игроков породили первых отказников и отверженных.
В результате перед Играми в Нагано закрыли двери в сборную для Вячеслава Фетисова и Игоря Ларионова. Персонами нон грата назначили Александра Могильного, Вячеслава Козлова и Владимира Малахова. А защитник Сергей Зубов сам объявил сборной бойкот, обидевшись за оскорбление своей жены на… Кубке "Спартака"-1997. Был в те лихие годы такой предсезонный турнир, одним из организаторов которого выступал сам Фетисов.
Главный тренер нашей первой олимпийской команды-мечты Владимир Юрзинов лично сообщил знаменитому капитану сборной СССР о решении отказаться от его услуг в Японии. Надо было видеть лицо легенды, получившей отвод.
- Пусть делают, что хотят, - горько заметил Фетисов в VIP-ресторане Сокольников, когда мы, в то время молодые журналисты, попытались его утешить.
Но еще сильнее обиделся 23-летний Николай Хабибулин, отвоевавший в "Виннипег Джетс" пост основного вратаря. На Кубке мира-1996 главный тренер Борис Михайлов заменил его по ходу матча группового этапа с американцами, а потом и вовсе оставил в запасе.
Год спустя Николай в отместку решил поиграть с Юрзиновым и главой ФХР Александром Стеблиным в… догонялки. Когда после матча в Оттаве они зашли в раздевалку "Финикса", чтобы переговорить с Хабибулиным, голкипер покинул ее через другую дверь.
Впрочем, вратарская бригада в лице Михаила Шталенкова и Андрея Трефилова в Нагано не подвела. Пусть эти голкиперы и не были в своих заокеанских клубах на первых ролях.
Сильнее ожидаемого провел турнир Сергей Федоров, не сыгравший до приезда в Японию в том сезоне ни одного матча. Олимпиада помогла форварду "Детройта" одержать победу в контрактной тяжбе с его клубом.
Но золотые медали уплыли в Чехию. Победив будущих олимпийских чемпионов в группе 2:1, наши в финале уступили - 0:1.
- Когда утром в день финала я увидел на раскатке Ягра, в сланцах на босу ногу и чашечкой кофе, то не сомневался: этих пижонов точно порвем, - вспоминал Юрзинов. - Но оказалось, мы их недооценили.
А Ларионов уже потом заявил:
- Зря нас со Славой (Фетисовым. - Прим. В.Д.) не пригласили в Нагано. Уж кто-кто, а мы знали, как победить чехов.