Сочи-2014. Статьи

Сочи-2014

25 декабря 2012, 00:25

Виталий Мутко: "Блаттер в твиттере пишет, что в восторге от России"

ОЛИМПИЗМ

Вчера в редакции "СЭ" побывал министр спорта России

В первой части беседы Виталий Мутко рассказал о медальных задачах Сочи-2014 и российской проблеме допинга. Во второй - об инфраструктуре столицы зимних Олимпийских игр и футболе.

- Недавно вы заявили: "Меня тревожит фактор времени и готовности олимпийских объектов". Следует ли в данном случае читать между строк - мол, у российских спортсменов в Сочи "фактор своего поля" будет недостаточным?

- Это очень тонкий вопрос. Перед каждым субъектом, который задействован в подготовке к Сочи, - своя задача. У министерства спорта - одна, у строителя - своя. Для него построить вовремя объект - такой же подвиг, как для спортсмена - выиграть Олимпийские игры. Я не хочу никого критиковать, люди и так работают сутками. Но вместе с тем все должны понимать, что мы не каждый день проводим Олимпиады и не каждый день строим такие объекты. Здесь общий успех зависит от работы каждого...

Этот зимний сезон уже начался, команды разъехались по всему миру и будут теперь приезжать на тестовые соревнования в Сочи вместе со всеми иностранцами. Задача теперь заключается в другом - чтобы с октября 2013 года абсолютно все было в распоряжении российских сборных. Абсолютно всех! Это, конечно, непросто. Вон, у бразильцев чемпионат мира по футболу на носу, а проблем - выше крыши. Зато Блаттер в твиттере пишет, что в восторге от России.

- Президент МОК Жак Рогге от России тоже в восторге?

- Я присутствовал в Сочи во время недавнего визита координационной комиссии МОК. Жан-Клод Килли, у которая эта миссия - последняя в карьере, честно сказал: когда в 2007 году Олимпиаду отдавали России, у МОК были серьезные сомнения.

- А сейчас?

- Масштаб работ в Сочи не может не восхищать. Мы сели на железную дорогу, поехали. Проезжаем четыре или пять новеньких тоннелей. Приезжаем на Эста-Садок - там новая станция, подъемники. Дороги, развязки, энергетика. Это то, что после Игр останется людям. В Сочи ведь как раньше было и даже сейчас пока еще есть? Сидишь дома - вдруг свет погас. Я уже не говорю о том, что канализация раньше шла в море. Сейчас все котельные перевели на газ, а это совершенно другая экология. Поймите, это работа, которую не видно. Спортивная составляющая в олимпийской стройке в Сочи составляет не более 30 процентов.

- Когда настанет пора передавать олимпийские объекты МОК - чтобы там уже все спортсмены могли тренироваться?

- Есть график: все объекты поступят к Оргкомитету с конца ноября-декабря будущего года. Все будет закрыто под безопасность, еще раз обследовано, и объекты превратятся в режимные. Но до этого мы должны их использовать для тренировок наших спортсменов, что мы, надеюсь, и сделаем. К следующему сезону все сборные должны готовиться там.

- Президент FIS Джанфранко Каспер критикует организаторов Сочи за то, что была снижена вместимость объектов для фристайла и прыжков с трамплина...

- Прыжки с трамплина достаточно популярны в мире. Но мы считаем, что если у нас вместимость арены достигнет 7,5 тысяч и эти места будут заполнены, то для России это здорово. Надо ведь исходить из реальности. Зачем нам строить трибуны на 15 - 20 тысяч?

- Президент Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванта, показалось, был разочарован полупустыми трибунами во время недавнего финала "Гран-при" по фигурному катанию в Сочи. Можете внести ясность: трибуны не были заполнены потому, что спроса не было? Или возникли технические проблемы с реализацией билетов?

- Отдано в продажу было всего около трех тысяч билетов. Это же все было в тестовом режиме. Никто не ставил задачи продать максимум. И Оттавио Чинкванта об этом знает. Билеты продавались только в городе, а не на самой арене.

Конечно, в принципе, это неправильно, и во время Олимпийских игр будет иначе. Мы впервые проводили соревнования в Имеретинской долине, и у нас просто не было возможности принять большое количество зрителей. По сути дела, там сейчас идет завершение стройки всех объектов - главного стадиона, других арен, гостиниц берегового кластера. Плюс самое сложное - завершается прокладка инженерных сетей, коммуникаций. Там сейчас на одну легковую машину приходится по двадцать грузовых! И всего одна дорога, по которой можно к объектам подъехать. Отсюда все проблемы. Так что продавать людям билеты, тем самым создавая им же огромные неудобства, было бы неправильно. Они просто не смогли бы попасть на соревнования.

В горном кластере, напротив, по сути все готово. В комплексе "Роза Хутор" уже можно принимать болельщиков. Еще в прошлом году там проходили соревнования и были зрители. Сейчас завершаются все работы по биатлонному стадиону...

Кстати, мне Чинкванта ничего подобного не говорил. Напротив, написал теплое письмо, где дал очень высокую оценку сочинскому финалу "Гран-при". Я бы даже сказал - высочайшую оценку. И поблагодарил за то, что соревнования посетил президент страны. Ведь когда приехал Владимир Владимирович, мы собрали представителей всех технических служб, тренерского цеха других стран, международной федерации, и Путин всех спросил прямо: "Вам нравится? Может есть какие-то проблемы?" Это был деловой разговор. Закрытый и серьезный.

Конечно, Чинкванта хочет, чтобы была высокая посещаемость. Если бы мы проводили финал "Гран-при" в любом другом городе, стадион, конечно же, был бы забит битком. Да и мне, признаться, обидно, что зрителей в Сочи было немного, ведь приезжали мировые звезды - по шесть лучших спортсменов мира в каждом виде программы, но...

Надо четко понимать одну вещь. Мы - такая страна, что если берем на себя ответственность по проведению соревнований, то идем по максимальному уровню требований. И отсюда к нам такое отношение - что все должно быть наилучшим. С Россией в этом плане может конкурировать разве что Китай, который тоже всегда пытается брать самую высокую планку.

- Заканчивая разговор о Сочи. Будут ли проблемы с использованием олимпийских объектов после Игр?

- У нас есть программа "Наследие", в первом приближении она уже утверждена. Конечно, по ходу строительства она чуть меняется, но концепция есть. Твердо могу сказать, что центральный стадион останется и перейдет в собственность Краснодарского края. Этот объект после церемоний открытия и закрытия Игр-2014 будет частично демонтирован и приведен в порядок - в соответствии с требованиями ФИФА под чемпионат мира по футболу. Сейчас стадион строится не под футбол, а потом будет доделан.

Одну ледовую арену мы себе оставим обязательно, а у остальных уже есть другое предназначение. На одной мы сделаем велотрек, конькобежный овал Краснодарский край переделает под многофункциональный выставочный комплекс. И так далее.

- То есть "белых слонов" не будет?

- Нет! Что касается горного кластера, то он будет продолжать эксплуатироваться. Санно-бобслейную трассу мы заберем в собственность Министерства спорта. Уже говорили с президентом международной федерации бобслея Иво Ферриани о закреплении за ней одного из этапов Кубка мира. Было бы неплохо, если бы появилась связка этапов Сочи - Парамоново. Правда, трассу в Парамоново придется еще доработать...

Трамплины оставляем полностью себе. Плюс приобретаем здание Олимпийской деревни в "Розе Хутор", где будет создан филиал центра сборных России. Там круглый год должны работать команды по бобслею, саням, прыжкам с трамплина, двоеборью. Еще надо подумать, как сохранить центр экстремальных видов спорта. Очень не хочется сносить после Игр все постройки - это ведь очень сложные инженерные сооружения.

- Насчет конькобежного овала. России не нужен каток олимпийского уровня?

- Не нужен. Правда. У нас в стране уже есть катки в Москве и в Коломне. А ведь речь идет о катке категории "А" - таком, что подходит для проведения чемпионатов мира и этапов Кубка мира. Необходимости иметь такой овал в Сочи не существует.

- А в качестве базы для сборной?

- Тоже нет. Во-первых, это юг - высокая температура, высокие эксплуатационные расходы. Там под куполом температура летом доходит до 40 градусов. Лед содержать очень недешево. Во-вторых, этот объект строится за счет инвестиционных денег, а не бюджета, и инвесторы будут его переделывать в деловой выставочный центр. В Сочи традиционно проходит международный инвестиционный форум, и его планируют перенести на территорию этого нового выставочного центра.

***

- Самая яркая спортивная победа 2012 года по вашей версии?

- Все яркие! Так сложилось, что я начал с поражений, поэтому теперь радуюсь каждой победе. Конечно, самым значимым событием была Олимпиада. Волейболисты, Чичерова, Мустафина, Захаров, синхронистки, "художницы". Именно олимпийцы и паралимпийцы написали самые яркие страницы спортивного года.

- А если вам дать листок для голосования: спортсмен года, тренер года, команда года...

- Вы мне такие вопросы даже не задавайте. Это абсолютно бесперспективно. Я совершенно ангажированный в этом смысле человек, слишком глубоко знаю предмет. Был бы я сторонним наблюдателем, тогда ответил бы. А так, когда победы многих - частичка и моего труда, как я могу кого-то выделять?

- Вы всё российское золото в Лондоне живьем видели?

- Почти. Мой рабочий день там начинался в 7 утра и заканчивался в районе часа ночи. Был выбор в последний день: художественная гимнастика или волейбол. В итоге успел и на то, и на другое.

***

- Мы были бы неправы, если бы под занавес беседы не задали хотя бы несколько футбольных вопросов. Какова судьба "Лужников"?

- Там будет финал чемпионата мира по футболу. В 2013 году пройдут чемпионат мира по легкой атлетике и финал Кубка мира по регби-7. Вы это имеете в виду?

- Нет. Мы о том, что их, по некоторым данным, могут снести.

- Конечно, центральная арена "Лужников", утвержденная как матч для открытия и для финала, морально устарела. ФИФА предъявляет к ней повышенные требования, в том числе по вместимости. Для финала нужен стадион с чистой вместимостью 80 тысяч зрителей. Значит, надо делать на 87-88 тысяч. Есть серьезные замечания по зонам гостеприимства и ложе прессы, а с первых десяти рядов просто ничего не видно.

Наша задача - недостатки устранить. Есть две концепции. Первая - модернизация. Вторая - полный снос. Думаю, с учетом исторической ценности и общественного мнения, скорее всего, победит первый вариант. Но итоговое решение будет принято мэром города и правительством Москвы. Главное, чтобы "Лужники" остались спортивным объектом, а не ушли в коммерцию. Кстати, для центра подготовки национальных сборной по футболу лучше места, чем "Лужники", не найти. Но тогда обязательно нужны технический центр, жилой комплекс…

- Когда ждать принятия решения?

- Вполне вероятно, еще до конца года.

- На выборах президента РФС вы поддерживали Николая Толстых. Во многом благодаря вам он в итоге и победил. Как  оцените первые четыре месяца его работы?

- Оценивать должны те, кто избирал, - члены РФС. И, конечно, болельщики. Да, я поддерживал Толстых и этого не скрывал. Из имевшегося списка кандидатов я посчитал Николая Александровича самым подготовленным с точки зрения знания футбола и понимания его проблем. Настала пора прийти к власти футбольному человеку.

Но пока он провел на посту президента РФС слишком мало времени, чтобы давать глубокую оценку его решениям, действиям и программам. Понятно лишь то, что сегодня в футболе накопилось немало проблем. Падает посещаемость, снижаются рейтинги трансляций, много негатива на стадионах. Да и идеи футбол порой выдает такие, что не имеют объяснений. Надо излагать понятные, продуманные вещи.

- Самое время задать вопрос о проекте чемпионата СНГ.

- Если подходить к нему с точки зрения интеграции наших народов, то, наверное, идея хорошая. Но так к ней никто не подходит. А со спортивной точки зрения не вижу пока ни преимуществ, ни аргументов. Пусть дадут концепцию - тогда будет что обсуждать. Но принципиально я являюсь сторонником продвижения своей страны и своего чемпионата.

У нас есть программа развития футбола, есть порядка 100 профессиональных клубов. Нам надо поднимать интерес к чемпионату России. А любая надстройка над ним этому интересу, с моей точки зрения, лишь навредит.

1