Сочи-2014. Статьи

Сочи-2014

4 февраля 2014, 10:35

Пальмы, снег и рок-н-ролл

СОЧИ-2014

Часть олимпийской бригады "СЭ" переехала на Красную Поляну, где будет разыграно большинство медалей Игр-2014. Что представляет собой горный олимпийский кластер за считаные часы до церемонии открытия?

Сергей БУТОВ
из Красной Поляны

Русская Олимпиада врывается в сердца ее гостей стремительно и пленных не берет. Иностранцев очаровываем культурным проникновением – порой болезненным.

На подходе к горному пресс-центру на Красной Поляне пахнет шашлыком. Казалось бы, откуда ему взяться вдоль олимпийской магистрали по три полосы в одну сторону, среди пыхтящего транспортного узла и зоны для досмотра, где волонтеры в приступе обеспечения безопасности задерут вам верхнюю одежду, чтобы взглянуть на пропищавшие в рамках металлоискателей ремни?

А вот поди ж ты – пахнет. Какой русский не узнает этот запах? Шашлык для нас – это наравне с Тургеневым.

Автобусы для журналистов качает на волнах "Казак FM". Трек-лист радиостанции являет собой гремучую музыкальную смесь жалостливых песен и патриотического рок-н-ролла. Иностранцам нравится – еще бы, колорит какой!

Фокус всеобщего внимания по-прежнему направлен в Сочи на прибрежный кластер. Так будет до самой церемонии открытия, пока не начнется собственно Олимпиада, и не помчится вся страна на Красную поляну: на биатлон, на лыжи, на бобслей!

Прибрежный кластер мы изучили неплохо. С горами же лишь вступаем в первое знакомство. Горы изумительные, нам очень нравятся (хотя им, наверное, все равно), то, что находится под ними, – не всегда.

Беседовали на днях у моря с Александром Жуковым. Спросили: "Что самое трудное в плане строительства в последние дни?" Президент ОКР думал над ответом недолго: "Запуск гостиниц в горах".

Первой ударила в колокола Международная федерация спортивной прессы: часть официальных отелей для журналистов оказалась не готова к приему гостей за неделю до начала Игр. Оргкомитет в спешном порядке расселял коллег в соседние гостиницы, некоторых – в непредназначенные пока что для комфортного проживания номера. То, что история не шутка и не блеф, стало ясно, когда ситуация с гостиницами стала обсуждаться на брифингах МОК. Выяснилось: к воскресенью закрытыми оказались три из девяти отелей "Горки", расположенных на разных высотах над уровнем моря.

Нас с коллегой Дзичковским сия чаша миновала. Отель наш оказался открытым. Зашли, осмотрелись. Зафиксировали в центре стола недопитую бутылку кваса, а также соки-воды (тоже, что характерно, недопитые). В импозантном мини-баре центральное место заняли недоеденный предыдущим постояльцем батон колбасы, головка сыра и крошки хлеба в целлофановом пакете.

Только включили дедуктивный метод – записка на столе. "Уважаемый Степан Анатольевич, просим Вас подойти с паспортом, на стойку приема и размещения, в любое удобное для вас время. С уважением, заместитель руководителя приема и размещения" (орфография и пунктуация сохранены). Кинулись на всякий случай водить руками по кроватям – пропал жилец. Степан Анатольевич, отзовитесь!

Агентство AP (их, интересно, заселили?) разыскало на стройке Олега Солощанского, главу ответственной компании и первого вице-президента Ассоциации строителей России. Тот развел руками: запуск каждой третьей гостиницы сорвал 10-дневный дождь. Убедительно? Для тех, кто в курсе остросюжетной истории гостиничного комплекса, может быть. Но как внятно объяснить другим, что строили бог знает сколько лет, а в виноватых – дождь?

Все воскресенье над крышами жужжал вертолет: зависал над стройкой, фотографировал процесс для убыстрения последнего. Все ночи напролет здесь кто-то что-то где-то сверлит, крутит, режет, чистит, трет, кладет, стирает. Чтобы увидеть недоделки, сидеть в кустах в засаде не нужно. Тем более с кустами напряженка. Пока что нынешние "Горки" напоминают голливудские киностудии: дома есть, жизни нет. Закрыто подавляющее большинство магазинов, ресторанов и точек питания попроще. Магазинов, подмигнул портье, нет, есть "магазинчики". Да корпуса домов, в окнах которых видны склады стройматериалов. Честное слово, если к Олимпиаде здесь запустят хотя бы половину инфраструктуры, буду впечатлен. Если не запустят даже к концу Игр – удивлен не буду.

В получасе бодрой ходьбы обратная картина. Отлично сделанный курорт "Роза Хутор", раскинувшийся по берегам быстроводной, как пишут романтически настроенные коллеги, речки Мзымта. Челюсть от восхищения не отваливается, но впечатляет раз и навсегда. Уже сейчас здесь веселятся толпами туристы, и никаких сомнений в том, что именно тут будет биться социальный пульс Олимпиады.

По "Розе Хутор" тоже бродят ребята с кисточками и дирижируют с их помощью перилами, но то – косметика. Последние штрихи. Вокруг летят гондолы подъемников: одни на "Лауру", другие в "Санки", третьи к горным лыжам, четвертые – во фристайл и сноуборд. В магазине олимпийской атрибутики, там же, на "Розе Хутор", видел очередь на кассе, и очень удивился: цены недешевые. Но на Олимпиады люди все же редко приезжают "на последние", не правда ли?

Вокруг полно гастрономических соблазнов, которым люди поддаются с особым остервенением. Ресторанов много, ценообразование разное, но голодным никто отсюда по идее уезжать не должен. Популярному у иностранцев "Макдоналдсу" дан убедительный ответ в лице "Борщевни".

Обе набережные курорта прогревает солнце. Для тех, кто еще час назад кемарил под пальмами у моря, а теперь разглядывает припорошенные снегом шапки гор, – контраст пронзительный. Именно за него нам и давали в Гватемале Олимпиаду. Но в адлерской одежде здесь долго не протянешь. Близость к снегу сказывается быстро: заходишь чуть в тенек, к айфону руки прилипают.

Вопрос со снегом – ключевой в плане самих соревнований. Все последние дни в Сочи и его окрестностях либо светило солнце, либо шли дожди. В горах тем временем сыпал снег, которого стало так много, что, говорят, приходится даже отдельные завалы расчищать. Так что концепция зимней Олимпиады – а за нее, належавшись под пальмами, стало тревожно – будет выдержана.

Обрывки разговоров, появляющихся в зоне слышимости представителей команд (наших и иностранных), дают возможность сделать вывод: спортивные объекты хороши, и нареканий не вызывают. Все без исключения арены были построены до дедлайна, протестированы, а недочеты, надо полагать, исправлены. Тренировки идут полным ходом. Большего организаторам желать в этом вопросе трудно.

В социальных сетях уже не протолкнуться от фотографий олимпийцев, заселившихся в две горные Олимпийские деревни. Там солнце, снег, небо голубое, загар коричневый, пейзажи фантастические. Кажется, все в восторге, что подтверждает осторожно высказанный строителями тезис: сочинские деревни – лучшие в истории зимних Игр.

Кто от соцсетей далек, как Сочи от Давоса, объяснил бы так. В Красной Поляне-2014 пока не лучше и не хуже, чем в Сестриере-2006 или в Уистлере-2010. Там был свой шарм, здесь свой. Еще хай-тек, местами до ума не доведенный. Неприятно? Скорее поправимо. Пара дней на "красоту" у нас еще есть.