24 февраля 2010, 03:25
VANCOUVER-2010
Интервью "СЭ" дала серебряный призер женского масс-старта.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ из Уистлера
Побывав на нескольких олимпийских церемониях награждения в Уистлере, сделал вывод: олимпийскому серебру или бронзе люди способны радоваться столь же искренне, как и золоту. Посмотрев на одной из этих церемоний на Ольгу Зайцеву, с приятным удивлением констатировал: наша серебряная медалистка, очаровав канадцев непосредственностью, радовалась своей медали за второе место в масс-старте чуть ли не вдвойне больше, чем иные спортсмены, восходящие на высшую ступень пьедестала.
Дело тут, думаю, не только в том, что эта медаль у Ольги - первая индивидуальная на Олимпиадах. Просто одновременно с ее завоеванием с души у всей женской команды и у самой Зайцевой свалился колоссальной тяжести моральный груз, копившийся все три первых безмедальных наших гонки.
- Стать медалисткой Олимпиады в личном зачете было моей огромной мечтой - теперь могу в этом признаться, - сказала Зайцева, когда мы расположились для беседы в канадском штабе российских биатлонистов.
- И самыми трудными шагами на пути к мечте стали, предположу, последние, ванкуверские. Когда у всей команды не шло, слезы были? Скажите честно.
- Были. Мы не знали, что делать. Я чувствовала, что могу, что все делаю правильно, а результат не шел. Но потом настал момент... Значит, надо просто уметь ждать.
- У вас есть версия, почему не шло?
- Морально была просто убита. Точную причину не знаю. Наверное, такое это соревнование особенное - Олимпиада. Для него созреть надо, а я не созрела на тот момент.
- Ответ принимается. Но как вы объясните, допустим, синхронный провал всей нашей четверки на третьем круге спринта? Коллективной психологией?
- Я бы не стала искать здесь общие моменты хотя бы потому, что почти наверняка имели место четыре совершенно разных причины. Мы и готовились по-разному: двое по индивидуальному плану, двое в команде. Могу сказать только, что ни сервисмены, ни уровень нашей готовности тут ни при чем.
- Перед самым отъездом в Ванкувер моя коллега Елена Вайцеховская договорилась с вами об интервью, которое вы позже отменили. Вам посоветовали не общаться с прессой?
- Запрета не было. Но и желания тоже. Когда едешь на такое соревнование, как Олимпиада, лучше держать эмоции и планы при себе. Невозможно ведь угадать, как все выйдет на деле, и как будет истолковано потом каждое твое слово.
- А еще от руководства СБР был совет: не мониторить интернет в первые дни Игр. Удавалось?
- Мне - легко. Я не человек Сети, легко могу обойтись без нее и уж тем более без всяких форумов, куда заходят иногда неадекватные люди.
- Когда на прошлогоднем чемпионате мира в Корее вам задали вопрос о возможном привлечении в сборную иностранных тренеров, вы решительно высказались в поддержку наших специалистов. Действительно, считаете их лучшими или просто проявили человеческое участие?
- А какой иностранец будет от души тренировать русских людей? Кто захочет, чтобы у нас были результаты?
- Немец Клаус Зиберт неплохо работает с белорусской командой, например. И даже превратился там в Зибыча.
- Определенные проблемы в отношениях, насколько я знаю, там существуют. Кроме того, в России точно есть люди, которые могут чему-то научить. А если не получается, это больше от системы, чем от них зависит. Иногда хорошие специалисты просто не хотят идти в эту сферу, допустим, по материальным причинам. Учиться нам у иностранцев есть чему, прогресс не стоит на месте. Но отказываться от собственной школы не очень мудро. Я знаю, какие это люди, и могу на себе оценить качество их работы. Считаю его вполне достойным.
- В Канаде вас замечательно кормят. И все же есть что-то, чего вам очень хотелось бы, но чего вы тут не имеете? Ваш шеф-повар говорил, что поступают заказы на жареную картошку с луком, но вам этого нельзя...
- Нет, я картошку не прошу, мне всего хватает. Это Аня Булыгина все лобстеров хочет.
- Лобстеров? Я не перепутал - Аня родом из Салехарда или из Ниццы?
- У нас уже до шуток доходит. Ну вот хочется ей и все. Хотя еда здесь шикарная, пусть и без лобстеров.
- На следующий день после победы женской эстафетной команды в Турине я спросил у вас в интервью, где медаль. И услышал в ответ: "Ношу в кармане, никому не отдам". Эту медаль тоже в кармане носите?
- Нет, эта в номере. Но и ее не отдам никому - еще сама не налюбовалась.
- Какое чувство вам ближе - радость от того, что в последние годы резко вырос интерес к биатлону, или раздражение от растущего вокруг сборной ажиотажа?
- Оба ближе. Я двумя руками за развитие биатлона во всей России, в том числе и в Москве. С другой стороны, вокруг нашего вида спорта сейчас немало лишних людей. Надеюсь, со временем все, как иногда говорят, "устаканится".
- Журналисты входят в число этих лишних людей?
- У них профессия такая, так что отношусь с пониманием. Хотелось бы, чтоб и вы к нам - с пониманием.
- Майор Зайцева, которую я поздравляю с днем защитника Отечества, собирается становиться подполковником?
- Если останусь в вооруженных силах - почему бы и нет. Но в ЦСКА сейчас какие-то проблемы, реформы... Ходят слухи, нас распустят. Развиваем спорт вроде бы, а тут такое. Это сложно понять.
- ЦСКА ведь вам еще и квартиру дал?
- Так с ходу и не ответишь. Квартира у меня есть. Но она не моя. После Турина подарили однокомнатную, четыре года плачу квартплату, а внутри - голые стены. Ничего не делаю там, потому что не являюсь владелицей. Дали какой-то подарочный сертификат, но жилищный договор на мое имя не оформлен. И если вселюсь туда - ни продать ее не смогу, ни приватизировать, а откажусь - отойдет государству. Меня повязали по рукам и ногам этой квартирой. Зато когда дарили - раструбили на каждом углу. Может, после Ванкувера что-то изменится, иначе странный какой-то подарок получается.
- В каком районе квартира?
- В Митино. Из окна видно МКАД, радиорынок. Я не прошу другой район. И двухкомнатную не прошу. Но с этой-то можно что-то решить?
- Где сейчас ваш сын Саша?
- С мужем Миланом в Брюсселе.
- Супруг в свое время не был против имени Александр, не слишком популярном в Восточной Европе, откуда он родом?
- Мне это имя наоборот кажется европейским. Оно в сердце было, в душе, всегда хотела назвать так сына, если он у меня будет. Милан не возражал, хотя поуговаривать его немножко все-таки пришлось.
- В один день с вами бронзу Олимпиады выиграл ваш добрый знакомый - бобслеист Александр Зубков. Нашли возможность поздравить?
- А он стал третьим? Здорово! Тогда через вашу газету и поздравляю.