В субботу олимпийским чемпионом в турнире четверок стал экипаж американца Стивена Холкомба. Один из главных фаворитов Игр Александр Зубков снялся с соревнований после падения в первом заезде, которое произошло после того, как у него отказало рулевое управление.
Сергей БУТОВ
из Уистлера
ЗУБКОВ ШЕЛ НА ВТОРОЕ МЕСТО
Турнир четверок, в который Зубков вступил одним из явных претендентов на золото, длился для россиянина 40 с небольшим секунд. В первом же заезде пилот слишком поздно вошел в 13-й вираж, боб проехал несколько метров на правом коньке, после чего окончательно завалился на правый борт. Машину тащило по льду еще три виража, и она пересекла финишную линию с отставанием 1,63 секунды от лидера.
Почти сразу стали проясняться причины аварии. На финише телекамеры заглянули внутрь машины Зубкова, где свободно раскачивалась незакрепленной ручка управления бобом. Стало ясно, что падение россиянина могло быть вызвано не ошибкой пилота, допущенной на входе в вираж, а технической неполадкой, возникшей в самый неподходящий момент.
На четвертой из шести (включая старт и финиш) отсечек, которую российский экипаж преодолел за несколько секунд до аварии, Зубков показывал третье время - 38,58. Ровно столько же было у канадского экипажа Линдона Раша. Первое и второе место демонстрировали соответственно американец Стивен Холкомб (38,37) и немец Андре Ланге (38,53). Анализ динамики набора времени свидетельствует о том, что Зубков, показав одинаковый с Рашем разгон (4,78) и проигрывая канадцу на второй и третьей отсечке по 0,03, сравнялся с ним на четвертой, а на пятой должен был выйти вперед, удержав преимущество до финиша. Более того, Зубков автоматически опередил бы на нем и Ланге, который в итоге проиграл Рашу по итогам первого заезда 0,02, хотя на четвертой отсечке опережал канадца на 0,05. Это произошло, в частности, потому, что на входе в 15-й вираж, где происходит замер максимальной скорости боба, скорость Раша превышала скорость Ланге на 0,9 км/ч: 153,2 км/ч против 152,3 км/ч.
В ходе последней сессии из двух тренировочных заездов, где все экипажи бежали на боевых полозьях в полную силу, максимальная скорость четверки Зубкова в одном из заездов превысила скорость боба Ланге на 2 км/ч, что было воспринято как сенсация. Нужно пояснить, что это очень серьезный разрыв в скорости между экипажами, в равной степени претендующими на золотую медаль, и неудивительно, что он стал, по словам главного тренера сборной России Владимира Любовицкого, главной темой для обсуждения в бобслейном мире вечером накануне официальных соревнований.
Таким образом, при всей условности данных выкладок, можно сделать вывод о том, что максимальная скорость Зубкова к 15-му виражу, исходя из результатов тренировок, должна была примерно на 1 км/ч превысить скорость канадского экипажа. Этого с лихвой должно было хватить для того, чтобы россиянин опередил на финише не только Раша с Ланге, но и сумел бы приблизиться к результату Холкомба, установившего рекорд трассы - 50,89, показав максимальную скорость 153 км/ч. Вероятнее всего, в случае безошибочного прохождения Зубковым оставшейся части дистанции, он расположился бы после первого заезда на втором, вслед за американцем, месте.
Вынужден прекратить дальнейшие размышления об исходе борьбы за олимпийские награды за отсутствием пищи для таковых. Очевидно одно: не случись с Зубковым аварии, он непременно принял бы самое непосредственное участие в распределении наград.
КОНСТРУКТОРА ВАЛЬНЕРА В АВАРИИ НЕ ОБВИНЯЮТ
После короткого разбора ситуации на финише версия о поломке ручки управления стала доминирующей. Об этом говорил и сам Зубков, и Любовицкий, и вышедший к журналистам президент федерации бобслея и скелетона Никита Музыря.
Устройство рулевого управления боба - своеобразное ноу-хау любого конструктора. В пятницу Зубков выходил на старт на четверке производства австрийца Йохана Вальнера, который всю Олимпиаду находился в расположении российской сборной в качестве механика.
При всей секретности технических деталей управления боба его принцип одинаков для всех. Собственно, никакого руля в бобе нет. На заре бобслея он действительно существовал, но в итоге от него отказались - слишком медленно реагировали полозья на команды пилота. Нынешний руль - две ручки, держащиеся на капроновых канатах, которыми регулируются коньки. Когда боб стоит на "лыжах" (деревянных подставках для коньков), ощутить их чувствительность невозможно. Но на льду ручка реагирует на любое, даже малейшее колебание пальцев. К рулю подведены так называемые резинки-обратки, или резинки обратного хода. Когда пилот отпускает ручку, коньки обязаны встать в исходную позицию - и ни сотой доли миллиметра в сторону.
Вполне возможно, что в бобе россиянина оторвалась не сама металлическая ручка, а один из канатов, соединяющих ручку и конек. Вероятно, пилот зацепил его шиповкой, запрыгивая в боб на старте. Зубков, с которым я разговаривал в субботу вечером, рассказал, что боб потерял управление не в момент падения, а на 10-м вираже, незадолго до входа в самую опасную связку виражей олимпийской трассы, с 11-го по 13-й. В такой ситуации падение - дело времени, оно неминуемо.
Вскоре после окончания первого заезда пришло сообщение, что Зубков во второй попытке стартовать не будет. Продолжи россиянин выступления, он вполне мог подняться после трех следующих заездов в середину второй десятки, однако был настолько подавлен случившимся, что решил сняться с соревнований.
Этот шаг, по словам Зубкова, был продиктован не только эмоциями, но и повреждениями боба, у которого на носу оказался разбит обтекатель, и самого пилота, повредившего шею. Команда Зубкова - Дмитрий Труненков, Петр Моисеев и Филипп Егоров, к счастью, почти не пострадали. Выводить поврежденный боб на старт второй попытки было нельзя, а времени на то, чтобы разобрать его, не хватало катастрофически.
Отказ рулевого управления в бобслее явление крайне редкое. Почти уникальное. Александр рассказал, что накануне старта тщательно проверил машину, и ничего подозрительного в ней не обнаружил. А заодно выдвинул версию о том, что инцидент мог произойти в результате сильной тряски на суперскоростной олимпийской трассе.
Купленная конкретно под эту трассу четверка-"вальнер" обошлась государству в несколько десятков тысяч евро, и сам Йохан Вальнер тщательно следил за состоянием боба. Характерно, что ни Зубков, ни Любовицкий не выпустили никаких логичных в общем-то в такой ситуации критических стрел в адрес австрийца. Оба назвали случившееся "стечением обстоятельств". При этом сам Вальнер, по свидетельству очевидцев, перенес аварию очень эмоционально, буквально разрыдавшись на финише. Перед гонкой австриец очень позитивно отзывался о скоростных характеристиках своего боба при условии пилотирования его Зубковым, и этот оптимизм подтверждался данными протоколов тренировочных заездов.
После аварии Зубкова в строю осталось два российских экипажа - Евгения Попова и Дмитрия Абрамовича. К сожалению, ни один из пилотов не смог вмешаться в борьбу за медали. Попов остался на 8-м месте, а Абрамович - поделил 9-е с итальянец Симоне Бертаццо.
Уверенную победу одержал Холкомб, принесший США первую за 62 года золотую олимпийскую медаль в турнире четверок. Четырехкратный олимпийский чемпион Ланге в своем последнем в карьере заезде сумел вырвать серебро у Раша, после чего подтвердил решение об уходе из спорта.
Мужчины. Четверки
|
1-й заезд |
2-й заезд |
3-й заезд |
4-й заезд |
Сумма |
1. Холкомб/Меслер/Томашевич/Олсен США |
50,89 (1) |
50,86 (1) |
51,19 (1) |
+0,16 (3) |
3.24,46 |
2. Ланге/Куске/Редигер/Путце Германия |
+0,25 (3) |
+0,19 (3) |
+0,10 (3) |
51,36 (1) |
+0,38 |
3. Раш/Биссетт/Браун/Ле Бина Канада |
+0,23 (2) |
+0,17 (2) |
+0,05 (2) |
+0,10 (2) |
+0,39 |
4. Флоршутц/Листнер/Баруша/Аджей Германия |
+0,25 (3) |
+0,50 (7) |
+0,26 (4) |
+0,27 (6) |
+1,12 |
5. Людерс/Криппс/Райт/Ламсден Канада |
+0,38 (6) |
+0,43 (6) |
+0,31 (5) |
+0,18 (4) |
+1,14 |
6. Рюгг/Лампартер/Гран/Хефти Швейцария |
+0,42 (8) |
+0,27 (4) |
+0,51 (8) |
+0,21 (5) |
+1,25 |
7. Ангерер/Бредау/Манн/Бермбах Германия |
+0,29 (5) |
+0,55 (10) |
+0,51 (8) |
+0,41 (9) |
+1,60 |
8. Попов/Киреев/Моисейченков/Юрков Россия |
+0,60 (10) |
+0,30 (5) |
+0,48 (7) |
+0,45 (11) |
+1,67 |
9. Бертаццо/Сантарсиеро/Романини/Турри Италия |
+0,68 (13) |
+0,52 (8) |
+0,43 (6) |
+0,32 (7) |
+1,79 |
Абрамович/Орешников/Прудников/Степушкин Россия |
+0,43 (9) |
+0,54 (9) |
+0,59 (11) |
+0,39 (8) |
+1,79 |
Еще один российский экипаж (Зубков, Егоров, Моисеев и Труненков) не закончил соревнования, перевернувшись в первой попытке.