С момента торжественного открытия зимней Олимпиады в Сочи прошло уже 10 лет, но болельщики и спортсмены отлично помнят официальный слоган тех Игр: «Жаркие. Зимние. Твои». А вот кто сейчас знает, что за право принять этот масштабный турнир наша страна боролась долгие годы? Давайте вместе вспомним этот путь, закончившийся проведением лучшей Белой Олимпиады в истории.
Почти сразу после того, как символ летней Олимпиады-80 Мишка улетел в вечернее московское небо, советские спортивные чиновники стали обсуждать возможность принять и зимние Игры. Выдвигались и отвергались разные варианты мест проведения соревнований, пока в начале 1989 года не поступило предложение обратить внимание на Сочи.
Спустя год Советский Союз отправил в МОК первую заявку с кандидатурой города-курорта, имея в виду Игры-1998. Но Сочи не попал даже в полуфинал предвыборной гонки. Вторая попытка, предпринятая в 1994 году, также не имела успеха, после чего об олимпийской зимней мечте забыли до нового века.
К третьей попытке, предпринятой в 2005 году, Россия подготовилась основательно. Например, по инициативе главы компании «Интеррос» Владимира Потанина эксперты из Канады в течение года изучали горы Красной Поляны и пришли к выводу, что они идеально подходят и для организации горнолыжного комплекса, и для проведения соревнований.
С третьей попытки Сочи попал в финал олимпийской гонки. Там предстояло соперничать с австрийским Зальцбургом и корейским Пхенчханом. Казалось, что обойти их — нереальная задача.
Российскому заявочному комитету предстояло не только убедить членов МОК в том, что Сочи успеет в сжатые сроки достойно подготовиться к Олимпиаде, но и сломать их безапелляционную уверенность в том, что субтропический климат — приговор для Белых Игр. Так что во время презентации нужно было буквально «влюбить» Международный олимпийский комитет в черноморский курорт и его горы. Справиться с этой задачей помог президент России Владимир Путин, лично приехавший в Гватемалу на решающую сессию МОК. Там он провел целый ряд встреч с лидерами мирового олимпийского движения.
В итоге 5 июля 2007 года глава МОК Жак Рогге объявил Сочи столицей зимних Игр-2014. Это была грандиозная победа, которую праздновала вся страна.
За семь лет, остававшихся до старта Олимпиады, предстояло выполнить гигантский объем работ. Возвести полтора десятка олимпийских арен, а также превратить сам Сочи в место, где большой олимпийской семье будет комфортно, безопасно и интересно.
— Создание олимпийского Сочи трудно назвать моделью для тиражирования, — объясняет Потанин, компания которого вложила в олимпийскую мечту по разным оценкам 81,5 млрд рублей. — Это больше напоминало легендарную комсомольскую стройку времен первых пятилеток. Для того чтобы подобные проекты были успешными, нужны, во-первых, пионеры, которые первыми пройдут наиболее трудную часть пути и поднимут флаг на вершине, и, во-вторых, государственно-частное партнерство, которое создает условия для такого успеха.
Пионеры подняли свой флаг на вершине в 2010 году, когда на комплексе «Роза Хутор» заработали первые четыре подъемника. К тому времени протяженность горнолыжных трасс составила около 40 км. Сейчас же это высококлассный горный всесезонный курорт с уютными улочками, отелями, набережной и трассами для катания.
Участие в большой олимпийской стройке считалось престижным, и за многие проекты брались международные команды специалистов. Яркий пример — стадион «Фишт». Его проектировали австралийцы, строили россияне и турки, оснащали немцы и японцы, декорировали шведы.
7 февраля 2014 года именно на этом 40-тысячнике прошла церемония открытия Игр, на которой присутствовали главы государств и правительств более 40 стран. Организаторы вздохнули с облегчением: семь лет изнурительной подготовки закончились, и теперь весь мир видел, на что пошли большие средства и усилия тысяч людей. Результат вызвал всеобщее уважение — глава МОК Томас Бах даже счел нужным выучить несколько фраз на русском языке, чтобы передать свое восхищение.
Олимпийский праздник в Сочи продолжался 16 дней, и эти зимние Игры до сих пор многими считаются лучшими в истории.
Участь многих олимпийских объектов после окончания соревнований печальна. Их нужно содержать и загружать другими стартами. В противном случае аренам грозит в лучшем случае запустение. Сейчас организаторы Игр стремятся к максимальной экономии, часто используя временные сооружения, которые потом можно перевезти на другое место или попросту снести. В России же от этого пути сразу отказались, сделав ставку на строительство с расчетом на последующую долгосрочную эксплуатацию. Во многом поэтому сочинская Олимпиада и обошлась так дорого.
— Важный аргумент в пользу идеи провести Олимпиаду — вопрос наследия, — уверен Потанин. — Очень важно было, чтобы все построенное было востребовано. У нас, например, такой проблемы не было. Появление современного олимпийского горнолыжного курорта давало возможность России наконец-то готовить высококлассных спортсменов у себя дома, а не за рубежом.
«Роза Хутор» вопрос востребованности наследия Сочи-2014 решил почти идеально, показав не только всей стране, но и миру пример успешной переквалификации олимпийских объектов в туристические. Год назад курорт принял юбилейного — 15-миллионного — гостя. При этом его трассы по-прежнему востребованы и среди спортсменов.
Грех жаловаться на постолимпийскую жизнь и прочим сочинским аренам. Трасса «Санки» стала базой для тренировок национальных сборных по бобслею, скелетону и санному спорту. Ледовая арена «Айсберг» превратилась в Центр фигурного катания, здесь устраивают соревнования и ледовые шоу. Стадион «Фишт» принимал матчи ЧМ-2018 по футболу, а теперь здесь проводит домашние матчи местный клуб «Сочи». В Ледовом дворце «Большой» играет хоккейный клуб «Сочи», а еще здесь не раз проводились международные матчи. Дворец «Шайба» переоборудован под Всероссийский детский спортивно-оздоровительный центр, а «Ледяной Куб» по-прежнему принимает керлингистов из числа любителей и профессионалов.
Только вдумайтесь: наследие Олимпиады-2014 составляют более 450 различных объектов. От газопроводов и водозаборов до автомобильных дорог, мостов и туннелей. Кто знает, добился бы Краснодарский край такой перезагрузки, если бы не Белые Игры.
— По сути, мы построили новый город со всей сопутствующей инфраструктурой, — подчеркивает глава правления заявочного комитета «Сочи-2014», бывший административный директор «Интерроса» Елена Аникина. — У нас в заявочном комитете был девиз: «Нанесем Сочи на карту» — ведь мир не знал такого города! А теперь его знают все. И то, что Сочи стал главным туристическим регионом, — заслуга Олимпиады.
Она оказалась для Сочи тем самым счастливым билетом, вытащив который, город надежно встал на рельсы модернизации и развития. И останавливаться на этом пути город уже не намерен.