Новости

23 июля 2008, 00:52

По живому

СВОЯ КОЛОНКА

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

      Включила утром телевизор, едва проснувшись, - и во весь экран лицо Егора Титова. Осунувшееся, почерневшее от переживаний. Боль такая изнутри идет, что не по себе становится. Хотя причина вроде бы вполне себе рядовая - человека в дубль "сослали".

      Понятно, что ссылка эта - особенная. И не имеет на первый взгляд ничего общего со здравым смыслом. Прилюдно унижен уважаемый игрок, возможно - самый уважаемый в команде, и не он один. С другой стороны, нетрудно понять: мера эта - вовсе не дисциплинарная, а шоковая. Команду надо было встряхнуть и привести в чувство любым образом. Резким, безобразным, болезненным - как пощечина при истерике. Это получилось. Какой ценой? Не важно...

      Во вчерашнем интервью владелец "Спартака" Леонид Федун сказал очень жесткую, но очень правильную фразу: "К сожалению, профессиональный спорт жесток. Или ты побеждаешь, или побеждают тебя. Либо ты умираешь на поле, либо тебя выносят, как мусор..."

      Этой теме суждено существовать до тех пор, пока существует сам спорт. Раз в два года она неизменно обостряется: как только начинает вестись борьба в олимпийских сборных. Случай с Титовым - плохая аналогия, поскольку он - дисциплинарный. Но человеческие переживания абсолютно одинаковы. Когда опытного и заслуженного человека убирают из команды, это всегда "по живому", сколь обоснованной не была бы причина.

      Молодым проще. Их переживания могут быть не менее острыми, чем у "стариков", но психика гибче. И за отчислением не маячит призрак конца спортивной жизни. Такой, например, как у Ирины Приваловой, которая не попала в Пекин, проиграв на отборе легкоатлетическую стометровку. Нет таких слов, которыми можно было бы передать те воистину нечеловеческие усилия, которых 39-летней Ирине стоило возвращение на привычный уровень, после рождения третьего ребенка. Понятно ведь, что одно присутствие Приваловой в сборной привлекло бы к ней в Пекине гораздо больше внимания, чем к кому бы то ни было другому - более молодому и перспективному. Но спорт жесток...

      Наверняка таким же горем стала потеря места в команде для двукратной олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Елены Замолодчиковой. Или для чемпионки Европы в этом же виде спорта Юлии Ложечко. Всего год-другой назад Юля была одной из тех, кто тащил на своих плечах совсем молодую, неопытную сборную. Но сейчас ей не нашлось в этой команде места.

      И ведь тоже все справедливо: команда стала иной. С иными задачами. А чем глобальнее цель, тем меньше места она оставляет для человеческой жалости.

      "Главный тренер - это мясник". Слова, много лет назад сказанные великим Анатолием Тарасовым, были тотчас подхвачены многими и цитируются до сих пор. Звучная, что ни говори, фраза. Но и справедливая  на тысячу процентов. Что поделаешь, если у тренера такая работа - строить команду, способную побеждать. Подозреваю, что накануне хоккейного чемпионата мира, когда было озвучено, что в сборной не нашлось места для Алексея Яшина и Алексея Ковалева, больше других по этому поводу переживал Вячеслав Быков. Его до сих пор понимают не все. Взял же тренер ничуть не более юного Сергея Федорова? Но парадокс в том, что один возрастной игрок способен и сцементировать команду, и не ухудшить ее игру. А вот несколько таких спортсменов не нужны, как ни крути. Потому что в сравнении с молодыми превращаются не в ударный кулак, а в тормоз. Но все равно ведь получается по-живому. И не бывает таких слов, которыми можно необидно и нешокирующе объяснить человеку, что он не нужен.

      Наверное, именно поэтому выдающихся тренеров в мире гораздо меньше, чем выдающихся спортсменов. Самая большая ценность любого руководителя заключается, на мой взгляд, в умении принимать решения и доказывать последующим результатом, что они - правильные. С этой точки зрения Черчесов, сослав в дубль капитанскую тройку "Спартака", поставил сам себя в крайне тяжелое положение. Но именно сейчас на самом деле получил возможность доказать, что он - тренер. Справится - честь ему и хвала. И Титова простят, и поражение от ЦСКА. Ну а если не сдюжит, значит, на его место просто придет другой человек.

      Тоже по живому... Но иначе не выходит - если думать о результате, а не ставить во главу угла имена, легенды и традиции.

      Больнее всего понимать, что компромисс в таких историях невозможен. И как бы ни было жаль спортсмена, я никогда не берусь судить тренера.