5 февраля 2011, 00:12

Назови хоть горшком...

Имя человека может раскрыть только его национальность или, в лучшем случае, особенности характера родителей. То ли дело – прозвище! И особенно – данное партнерами по команде. Какие истории порой скрываются за кличками спортсменов!

Пожалуй, нигде институт спортивного псевдонима не приобрел такой популярности, как в Северной Америке. Это и понятно, учитывая то, что коренные жители континента называли себя Соколиными Глазами, Верными Руками и прочими достойными частями тела, равно как животными, птицами и погодными условиями. Кстати говоря, глубоко в истории НФЛ (лиги по американскому футболу) упрятан клуб под названием "Уранг Индианс", игравший в 1920-е годы. В его составе отыщутся такие игроки как Наконечник Стрелы, Наполеон Бочка, Тед Буйвол, Сморщенное Мясо, Спал Долго и Задница Медведя. Или, скажем, как вам канадский олимпийский чемпион 1904 года (по игре в лякрос) Человек Боится Мыла?

Но все это – не клички, а самые настоящие имена американских индейцев. Народа, который лучше других знает толк в том, как надо подбирать человеку имя. То ли дело – вполне себе бледно- и чернолицые спортсмены, получившие по той или иной причине красочные прозвища. При этом некоторые из них полностью вытеснили из народной памяти настоящие имена носителей. Взять хотя бы Мэджика Джонсона – далеко не все знают, что по-настоящему его зовут Эрвин. Магические таланты великого баскетболиста свели на нет выбор его родителей.

Впрочем, для нас с вами куда интереснее звучат прозвища лучших русских игроков в истории НБА – Тома Мешери (настоящее мия – Томислав Мещеряков) и Андрея Кириленко. Первого за его взрывной темперамент назвали Бешеным Русским (Mad Russian), а кличка второго – АК-47 – пожалуй, одна из лучших в истории спорта.

Прозвища бывают разных видов. Некоторым они достаются благодаря особенностям внешности или физического развития. Наиболее яркий пример – известнейший бейсболист начала XX века Мордекай Браун по кличке Три Пальца. Мордекай, несмотря на свое имя, был сыном не деревенского раввина, а обычного фермера, и однажды нечаянно засунул руку в молотилку. Мальчишка лишился указательного пальца на правой руке и изуродовал средний, который на всю жизнь остался искривленным. Браун не только научился бросать мяч покалеченной рукой, но и обернул травму в свою пользу – его броски отличались особенной закрученностью, что не давало сопернику нанести точный удар.

Великого футболиста Элроя Хирша (он играл в 1950-е за "Лос-анджелесских баранов") прозвали Crazylegs – Безумные Ноги. Почему именно так – очень легко увидеть: посмотрите хотя бы это видео начиная с отметки 1:10. Элрой рассказал, что научился так кучеряво брыкать ногами из-за детской привычки бегать, не наступая на трещины в асфальте.

Другой футболист, Эд Джонс из "Далласа" 1970 - 80-х годов, практически сроднился с кличкой Too Tall – Слишком Высокий. Никто и никогда не называет его иначе как Эд Слишком Высокий Джонс. В свое время его рост (206 см) считался чересчур большим для футбола, но Джонсу он не помешал трижды попасть в команду всех звезд НФЛ.

Его коллега из "Чикаго" (в примерно те же годы) Уильям Перри тоже обладал внушительными размерами – но в ширину. Можно лишь удивляться тому, как Уильям при таком салоизмещении (его игровой вес превышал 170 кг) не только оттрубил в НФЛ десять сезонов, но и был весьма популярен среди фанатов, от  которых получил нежную кличку Холодильник.

Рост и длинноногость, равно как и данное при рождении имя послужили причиной того, что величайший баскетболист Уилт Чемберлен вошел в историю под прозвищем Wilt the Stilt – Уилт-Ходуля. Но самому Уилту больше нравилось, когда его называли The Big Dipper. Буквально это означает Большой Ковш (так в английском языке называют созвездие Большой Медведицы), но слово dip можно перевести и как "наклонять". Партнеров по команде очень забавляло то, что Уилт не мог войти ни в одну дверь, не пригнувшись.

У футболиста Теда Хендрикса прозвище в одинаковой степени отражало его внешность, характер и игровой стиль. Высокого, худого и длиннорукого Теда называли Бешеным Аистом. Точно так же характер игрока был раскрыт и в кличке хоккеиста Стю Гримсона, одного из наиболее известных драчунов в НХЛ – Grim Reaper ("Мрачный жнец" - так называют смерть). Почему так сурово? Смешной вопрос (тут он, кстати, расправляется с легендарным бойцом Робом Рэем по прозвищу Бритва).

Известнейшего футболиста "Питтсбурга" 1970-х годов Джо Грина и сейчас называют не иначе как Mean Joe Green – Грубый Джо Грин. В свое время это очень здорово обыграли рекламщики "кока-колы" ("Уау! Спасибо, Грубый Джо!"). А в сегодняшнем "Питтсбурге" играет длинноволосый красавец Трой Поламалу, которого за дикое бесстрашие называют Тасманским Дьяволом и Летающим Гавайцем (на самом деле он самоанец). Естественно, "кока-кола" не могла пройти и мимо него – но уже в современном, саркастическом стиле.

Одним из самых ярких футболистов 1990-х был защитник Дейон Сандерс, который так весело праздновал тачдауны, что заслужил прозвище Неоновый Дейон. Сам Дейон, впрочем, больше любил называть себя Прайм-Тайм.

Баскетболист Пит Маравич за свою меткость получил прозвище Пистолет и так им гордился, что носил его на майке вместо фамилии. Точно так же много лет спустя поступил и футболист Род Смарт из альтернативной лиги XFL, но его прозвище было куда более колоритным – He Hate Me. Именно так, грамматически неправильно – Он Меня Ненавидеть. Кто такой был этот "он", и почему Роду Смарту позарез нужно было вызвать инфаркт у всех учителей английского, так и осталось тайной. Впрочем, прозвище было самой яркой частью карьеры этого игрока.

Некоторые спортсмены дают себе прозвища сами. Наиболее яркий пример – футболист Дэвид Джонс, вошедший в историю под именем Дикон ("Дьякон") Джонс. Никаким дьяконом он не был (в его характере вообще было крайне мало христианского смирения), но он страшно боялся, что человек с таким расхожим именем как Дэвид Джонс вряд ли запомнится потомкам. Волновался зря – Дьякон был одним из лучших защитников всех времен. Много лет спустя с ним сравнивали другую суперзвезду НФЛ – Реджи Уайта. Этот-то как раз был вполне практикующим священником паралелльно с игровой карьерой ("Подставь другую щеку, сын мой!"), за что заслужил прозвище Министр Обороны (слово minister в английском языке означает как "министр", так и "проповедник").

Великий бейсболист начала прошлого века Джо Джексон (вот уж кому надо было беспокоиться из-за расхожести имени) упоминается в истории исключительно как Босоногий Джо Джексон. Так его прозвали еще в юные годы, когда новая пара бутсов так натерла ему ноги, что он вышел на поле в носках.

Совсем иного рода молодежный инцидент послужил отправной точкой к прозвищу футболиста Джека Рейнолдса. Однажды, когда его студенческая команда крупно проиграла, злой Джек для того, чтобы выпустить пар, нашел на обочине брошенный автомобиль "шевроле-бель-эйр" и распилил его надвое ножовкой. Точнее, 13-ю ножовками – именно столько ему понадобилось, чтобы, работая всю ночь, сделать из старой тарантайки прицеп к своему грузовику. На следующее утро Джек привел друзей посмотреть на его работу, но обе половинки машины кто-то успел украсть. С тех пор к Рейнолдсу прилипла кличка Ножовка.

Баскетболист Брайант Ривз, игравший в НБА в 1990-е годы, носил прозвище Big Country, что можно перевести как Большая Страна и Большая Деревня. Когда Ривз, огромный валенок из Арканзаса, впервые полетел на самолете в Нью-Йорк, он не переставал восхищаться тем, в какой большой стране живет, чем страшно забавлял партнеров по команде. Поэтому прозвище в целом будет верным в любом из двух вариантов перевода. Перелеты не были проблемой для хоккеиста Майка Силлинджера, сменившего за свою карьеру 12 команд (это рекорд НХЛ), и прозванного Чемоданом.

Баскетболист Джейсон Уиллиамс родился абсолютно белым – белее некуда. Но за исключением цвета кожи все остальное в Джейсоне принадлежит афроамериканской культуре. Стиль игры, жесты, музыкальные пристрастия, одежда, манера речи, татуировки – абсолютно все. Из-за этого пресс-атташе команды "Сакраменто Кингз" дал Уильямсу отличное прозвище – Белый Шоколад. Сам Джейсон, видимо, все-таки нуждался в напоминании о своих этнических корнях, о чем и позаботился.

Но абсолютным чемпионом среди спортивных прозвищ Америки был и остается простейший, четырехбуквенный Бейб. Это прозвище, означающее всего лишь Ребенок, дали величайшему бейсболисту всех времен Джорджу Германну Руту. Так его назвали, когда он подписал первый в своей жизни контракт, будучи несовершеннолетним, и по тогдашним законам ему требовалась подпись родителей. А поскольку Рут был сиротой (и очень сложным подростком), тренеру команды пришлось стать его официальным опекуном. Кличка приклеилась к Руту навсегда, хоть он и вырос кутилой, обжорой, бабником и бейсбольным гением, а на ребенка был совсем не похож. Иногда еще называли Великий Бамбино. Кто такой Бейб Рут нынче в Америке знают абсолютно все, а его настоящее имя сохранилось лишь на могильном камне. Впрочем, прозвище отобразилось там тоже.

Слава МАЛАМУД