9 апреля 2011, 00:14

Геннадий Падалка: "Зарядку ненавижу!"

На следующей неделе мир отпразднует 50-летие первого полета человека в космос. Было бы неправильно не воспользоваться этим поводом и не поговорить с самым настоящим космонавтом и о полетах, и, конечно же, о спорте.

КОСМОНАВТ - ОБЫЧНАЯ ПРОФЕССИЯ

Наша встреча с Геннадием Ивановичем Падалкой состоялась в Звездном городке. Он только вернулся из Китая, где посещал несколько ведущих университетов по случаю 50-летнего юбилея со дня полета Юрия Гагарина в космос.

- Когда вы решили стать космонавтом?

- Будучи взрослым. До этого я долго летал в ВВС. Десять лет провел в частях. А космонавтов отбирали на основе закрытого конкурса, и случилось это, когда я служил на Дальнем Востоке. Когда к нам в часть приехала специальная комиссия, подал документы. После чего в течение двух лет шел жесткий отбор: медицинские комиссии, психологические тесты, экзамены.

- Что было потом?

- Очень длительная и тяжелая подготовка, длившаяся почти 9 лет. Поэтому сам факт полета воспринимался как облегчение: мол, наконец-то я до этого дошел. Хотя, наверное, правильнее сказать, дополз. В самом деле, это было очень трудно.

- Свой первый полет в космос помните?

- Нет, не помню. Во-первых, это было очень давно. Во-вторых, после этого я еще дважды был в космосе. Поэтому все эмоции о первом полете уже стерлись.

 - Что для вас значат полеты в космос?

- Отношусь к ним без лишнего восторга и романтики. Это моя работа, причем очень непростая и рутинная. Жизнь на станции похожа на жизнь в длительной командировке. Мне как инженеру и космонавту-испытателю в большей степени  интересно, как работают системы, как облегчить и улучшить жизнь себе и другим членам экипажа. Эмоции свойственны туристам, летающим с нами на непродолжительный срок.

- Страшно было первый раз лететь?

- Нет. Ведь прежде чем оказаться в отряде космонавтов, я 14 лет служил в ВВС. К тому же все летчики проходят жесткий отбор, все психологически устойчивы. В нашей профессии продуманный риск, расчет - обычное дело. Но безопасность превыше всего. Выгоду во главе угла здесь никто не поставит.

ЖИЗНЬ НА СТАНЦИИ

- Жизнь на станции летит с космической скоростью?

- Там за сутки, за 24 часа, бывает 16 рассветов и 16 закатов.

- И как это воспринимается?

- Никак. Так же, как и полярниками полугодовая ночь... Человек привыкает ко всему. Мы же все равно живем по Гринвичу. В общем, чувствую, что я вас немного разочаровал... Но вы поймите правильно, я в этой профессии уже 22 года! Вы, наверное, тоже с восторгом воспринимали свой первый репортаж, а сотый даже и не заметили.

- Слышала, что грузовой корабль на орбитальной станции встречают с нетерпением, потому что контейнер вместе с продуктами доносит и аромат родной Земли, сильно отличающийся от специфического запаха станции. А правда ли, что на космической станции пахнет сыростью, едва ли не как в подвале?

- Да ну что вы! Кто вам это сказал? На станции действительно немного необычный запах - но, скорее, как в медицинском кабинете. Там очень хорошие системы очистки атмосферы и регенерационные системы удаления лишней влажности. Кстати, весь переработанный и очищенный конденсат затем идет на потребление. То есть на станции налажен круговорот воды.

Вот в транспортном корабле, в котором до станции мы летим двое суток, действительно иногда спертый воздух и влажность повышена, поэтому немного пахнет сыростью. На транспортном корабле тесно, бывает слишком жарко либо прохладно, нет горячей воды и пищи.  Поэтому когда прилетаешь на просторную, чистую, светлую станцию, такое ощущение, будто сам только что со смены вернулся.

Когда же приходит грузовик и открывается контейнер, испытываешь настоящую радость: свежие яблоки, помидоры, лимоны на станции большая редкость. Остро чувствуется аромат свежих фруктов и овощей.

СПОРТ КАК УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ

- Известно, что занятия спортом космонавту необходимы...

- Да, спорт на земле и в космосе - это обязательное условие выживания. У нас существуют специальные виды тренировок, в том числе и подразумевающие классические виды спорта. Мне, например, очень нравится бадминтон... Только не на лужайке с девушкой, а настоящий - олимпийский вид. Кстати, в Звездном городке регулярно проводится турнир "Звездный волан", в котором я обычно участвую. Кроме этого, очень нравится плавание и лыжный спорт. Но у всех разные предпочтения: кто-то любит бег, кто-то большой теннис.

- От чего зависит выбор вида спорта?

- Это личное дело каждого. Что касается специальных видов подготовки, то чаще всего применяется велоэргометр и беговая дорожка. Любой космонавт должен уметь вращать ручной велотренажер не менее 3 минут. Зачет по этому виду спортивной подготовки является допуском к выходу в открытый космос: поскольку скафандр надут, там очень большое давление и требуется хорошая подготовка рук и всего плечевого корпуса, чтобы с ним справляться, выполнять различные операции, что-то монтировать, откручивать, фиксировать. Ведь предполагается работа по 6 часов в перчатках, которые не особо чувствительны. А мы в них должны уметь монету поднять.

- А на станции какие виды физподготовки практикуете?

- Беговую дорожку, велоэргометр, отечественный силовой тренажер и эспандеры. Также у наших зарубежных партнеров хорошие силовые тренажеры, которые позволяют нагружать ноги, руки. По сути это обычная земная штанга.

- Как же в космосе вы бегаете на беговой дорожке?

- Очень просто: одевается специальная подвесная система, чтобы человек не взлетел. А дальше запускается полотно беговой дорожки - и побежали. Можете одновременно посмотреть фильм или послушать музыку.

- За время полета мышцы немножко опадают?

- Не "немножко", а "множко"! Чтобы человек остался жив после посадки, он в космосе вынужден по 2,5 часа в день заниматься физической подготовкой. Если космонавт не готов это делать, то ему запрещено летать. Ведь дело не только в дистрофии мышц. А в том, как организм функционирует в целом. Поэтому быстрый бег со скоростью до 14 километров в час, чередующийся с медленным бегом, согласно определенной циклограмме, расписанной для каждого дня, - просто необходим! То же могу сказать и об упражнениях для позвоночника на силовом тренажере. Таким образом, в 9-часовой рабочий день космонавта включены тренировки по 2,5 часа.

- На земле тренируетесь в таком же режиме?

- Нет. На земле гравитация, поэтому 3 раза в неделю по 2 часа считается достаточным. В общем, обычная физкультура, но никак не изнуряющий спорт. Иначе никто из нас не дошел бы до полета здоровым.

- Зарядку утром тоже делаете?

- Зарядку ненавижу! У меня желание встать как можно позже, проснуться, выпить чашку зеленого чая. И пойти на работу. А спортом позаниматься лучше  часов в 11 или с 16 дня. Зачем же себя изнурять утренними зарядками, не проснувшись?

- Как-то слышала, что китайские мудрецы советуют спать с десяти часов вечера до двух часов ночи, чтобы сохранить здоровье. Какого режима сна придерживаетесь вы?

- Я не философ. И никогда не придерживался такого ритма сна. На земле я ложусь спать тогда, когда ложусь. Это зависит от степени усталости, геомагнитной обстановки, планов.  В космосе у каждого индивидуальный режим. Кто-то очень много спит, ложась в 21.30. Я же чаще ложился значительно позже. И пяти часов сна мне вполне хватает, чтобы чувствовать себя хорошо.

- А с кровати в космосе не улетаете? Пристегиваетесь что ли?

 - Мы спим стоя (относительно внутреннего интерьера станции) в спальных мешках, в специальных каютах. Кстати, уснуть стоя сразу по прилете на станцию не так-то просто: хочется все время лечь. Поэтому приходится представлять, что ты не стоишь, а лежишь. Ведь, в космосе нет понятия о поле или потолке: невесомость.

- Как переносятся нагрузки в космосе?

- Мы регулярно сдаем нормативы: бег на короткие и длинные дистанции, подтягивание, упражнения на брусьях,  "угол в упоре", плавание и т. д. Перед полетом мы сдаем тесты на беговой дорожке и велоэргометре. В космосе показатели по частоте пульса не должны превышать фоновые на земле плюс 10%. То есть, если у меня был пульс 120, то при аналогичной нагрузке в космосе у меня пульс не должен превышать 132 удара в минуту.

- Сейчас летать в космос стало модным. Туристы тоже часами занимаются там спортом?

- Нет. Туристы физической подготовкой не занимаются, так как у них полеты короткие. Наши медики разрешают полеты без физических нагрузок до месяца. А более месяца - нельзя. Иначе человек просто умрет при приземлении.

- Что самое главное в космической тренировке?

- Это "раскачать" хороший пульс. Иначе грош цена вашей тренировке.

- Во время последнего полета в космос вы дважды выходили в открытое пространство, проработав в общей сложности больше 27 часов. Страшно там, в открытом космосе?

- Честно говоря, это очень эмоциональное дело. Открывается люк - а там полный вакуум. Но в скафандре "Орлан МК" своя система жизнеобеспечения. Можно работать как на темной стороне орбиты, где температура минус 100 градусов, так и на световой - где плюс 100 градусов. Внутри скафандра космонавт ничего не чувствует - очень эффективная система терморегулирования.

- Возвращаться на землю сложнее, чем взлетать?

- Посадки бывают очень жесткими. Особенно когда сильный ветер и садишься не на снег. Даже парашют площадью в 1500 квадратных метров не спасает от серьезной встряски в момент приземления.

- Правда, что ложементы для приземляющихся делают на 10 сантиметров больше роста человека?

- Да. Это правда. Только на два сантиметра, а не на десять.

- Видела вашу фотографию с приземления, на которой вам сразу поднесли яблоко...

- Это не обязательная процедура, а мой каприз.

СПОРТСМЕНЫ - НЕЛЕТАЮЩИЕ КОСМОНАВТЫ

- Спортивные соревнования повышают устойчивость человека к стрессам?

- Безусловно. Соревнования предполагают очень сильное эмоциональное и психологическое напряжение. И если человек может побороть в себе это волнение - это делает его психологически устойчивым. Я бы поставил знак равенства по устойчивости к стрессу между хорошим профессиональным спортсменом и космонавтом.

- Инструктор для космонавта, полагаю, то же самое, что и тренер для спортсмена. Как вы считаете, обучая человека каким-либо навыкам, следует обращаться мягко и ласково или жестко?

- Наши инструкторы никогда жесткие методы не используют. У них главная задача довести космонавта до старта психически и физически здоровым. Инструктор по физической подготовке или, скажем, по кораблю и станции,  ставит перед собой задачу научить космонавта, вложить в него весь свой опыт и знания по эксплуатации станции и грамотным действиям в нештатных ситуациях. Все должно быть точно, ведь стоимость станции - поистине космическая! И участвуют в полетах 16 стран-партнеров. Поэтому цена ошибки очень велика, а полет обеспечивают тысячи людей!

- Сильно меняется мнение о конкретных людях за время полета?

- Бывает, что меняется. Но экипаж формируется не из случайных людей, приглашенных с улицы. К тому же во время подготовки к полету мы много встречаемся просто так, в неформальной обстановке, дружим. Экипаж наши психологи формируют таким образом, чтобы каждый дополнял друг друга.

- Бывают споры и конфликты на борту - как в спортивной команде?

- Случаются, в том числе и на бытовой почве. Но главное быстро разрядить обстановку и выйти из этой ситуации.

- Следите на орбите за спортивными новостями из космоса?

- Да, конечно. У каждого из нас есть свой персональный компьютер на станции, и мы можем смотреть все новости в записи. Если же хочется посмотреть какую-то трансляцию, выполняется запрос на землю. Там соответствующий файл обрабатывают, чтобы он был безопасным, и через два-три дня доставляют на станцию. Ведь если бы у нас был в космосе прямой интернет, туда давно бы уже и хакеры пробрались.

- Футбол смотрите?

- Матчи, скажем, чемпионата Европы и мира всегда смотрю.

- Хотели бы поехать в Сочи на Олимпиаду-2014?

- Почему нет?

- А как вы восприняли тот факт, что России доверили проведение чемпионата мира в 2018 году?

- С большой радостью. И с мыслью, что наконец-то наша сборная попадет на чемпионат мира, не играя! Может, конечно, будут расстроены болельщики, но, на мой взгляд, нашим футболистам там ничего не светит. Футбол не наш вид спорта. Зато мы не будем нервничать в отборочных играх  и автоматом попадем на чемпионат мира.

(Продолжение следует)

Елена РЕНЖИНА

 

Досье "СЭ-Воскресенье"

Геннадий ПАДАЛКА

Родился 21 июня 1958 года в Краснодаре.

Закончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков.

Летчик-космонавт Российской Федерации, полковник.

89-й космонавт России и 384-й - мира.

Первый полет в космос - командир корабля "Союз" -ТМ28 и орбитального научно-исследовательского комплекса "Мир" (13.08.1999 - 28.02.1999). Длительность полета - 198 суток, 16 часов, 31 минута.

Второй полет - командир корабля "Союз" ТМА-4 (19.04.2004 - 24.11.2004). Длительность полета - 187 суток 13 часов 27 минут.

Третий полет - командир корабля "Союз" ТМА-14 (26.03.2009 - 11.10.2009). Длительность полета 198 суток, 16 часов, 42 минуты.

Общая продолжительность - 585 суток 06 часов 29 минут 53 секунды.

Число выходов в открытый космос - 8.

Продолжительность работ в открытом космосе - 27 часов 14 минут.

Женат, имеет трех дочерей.

Хобби - театр, спорт, парашютный спорт, дайвинг.

 

Почетные звания и награды:

Герой Российской Федерации (05.04.1999).

Летчик-космонавт РФ (05.04.1999).

Награжден медалью "Золотая звезда" Героя РФ (05.04.1999), орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (23.02.2005), орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (02.04.2010), лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Медали NASA "Distinguished Public Service Medal" (2004, 2009) и "Space Flight Medal" (2004, 2009), Бельгийский орден Короны степени Командора (2011).