27 июня 2013, 21:50
Президент национальной ассоциации яхт класса "Дракон" в интервью "СЭ" рассказал о стартовавшем Открытом чемпионате России и поделился мнением о том, когда российские спортсмены смогут бороться в парусном спорте за олимпийские награды.
Никита ЛИСОВОЙ
из Санкт-Петербурга
– Парусным спортом часто занимаются люди, у которых есть основная работа, особенно это касается класса "Дракон". Насколько тяжело совмещать парус и работу?
– У нас масса людей, которые успешно совмещают работу и бизнес с парусным спортом. Никому это не мешает, а, наоборот, помогает эффективнее проявлять себя, потому что благодаря парусу сбрасывается напряжение.
– Часто приходилось слышать, что если ты пришел в парус, из него уже трудно уйти...
– Те, кому понравилось, остаются навсегда. Для многих людей это мечта детства, которую они реализовывают в зрелом возрасте. Хотя есть классы, в которых гоняется в основном молодежь, потому что там требуется хорошая физическая подготовка. А вот класс "Дракон" интересен тем, что он позволяет себя проявить и молодым, и более зрелым участникам. Его недаром называют "шахматы на воде". Здесь в большей степени важны правильная тактика, слаженность команды, отработанность действий и настройка лодки. "Физика" на втором месте.
– В одном из своих интервью вы сказали, что в этот спорт можно прийти в любом возрасте и при определенных усилиях достигнуть высокого уровня...
– "Дракон" – это команда. И всегда есть возможность сбалансировать начинающего гонщика с помощью более опытных товарищей. И за счет этого добиться неплохого результата, при условии, что команда слаженная и вкладывается много сил.
– Ваша команда занимает второе место в мировом рейтинге. Много сил отдаете спорту?
– Мы уделяем парусу время – участвуем в российских и международных соревнованиях, много тренируемся. Но вообще все рейтинги – это условность. Они не столь показательны - более показательны личные встречи соперников.
– Сколько приблизительно стартов за сезон вы делаете?
– Не считал. Дайте, подумаю... три-четыре больших события, четыре-пять небольших. Плюс три российских регаты. Около 10-12 регат.
– В Открытом чемпионате России могут принимать участие спортсмены из любых стран?
– Участвовать может любой спортсмен, но чемпионат России подчинен правилам Всероссийской федерации парусного спорта. Получить звание чемпиона России может только россиянин. Если выиграет иностранец, он получит приз победителя регаты, а звание чемпиона России получит тот россиянин, который занял самое высокое место. Это нормальная практика. Так же, к примеру, проводят чемпионат в Италии.
– Учитывая, что чемпионат России проходит в четвертый раз подряд в Санкт-Петербурге, можно назвать Северную столицу – меккой парусного спорта России?
– Я бы так утверждать не стал, потому что Россия – очень большая страна. У нас много центров развития паруса: Москва, Санкт-Петербург, Таганрог, Сочи. Они все вполне самодостаточны. Но Санкт-Петербург, конечно, город уникальный. И сейчас тут большие планы по развитию яхт-клуба Санкт-Петербурга. То, что собираются здесь построить, сделает город уникальной парусной базой в масштабах Европы и мира.
– Почему, на ваш взгляд, большой бизнес начал активно уделять внимание парусному спорту в нашей стране?
– У нас же у всех советское образование. А оно учит как: есть диалектический скачок – переход из количества в качество. Копится критическая масса, и начинается взрывное развитие. Видимо, парусный спорт этой критической массы, наконец, достиг. Развитие идет на всех уровнях.
– Сколько нужно лет, чтобы к России вернулись победы на Олимпиаде в парусе?
– Может быть, пару Олимпиад. А может, и на следующей. Спорт тем и прекрасен, что сюрпризы происходят постоянно. Кто-то может прыгнуть выше головы. На прошедшей Олимпиаде, в Лондоне, Екатерина Скудина заняла в парусе четвертое место, а ей по силам было взять и золото, но не повезло. То есть у нас есть спортсмены олимпийского уровня уже сейчас. Другое дело, что должна присутствовать стабильность, а это достигается массовостью.
– Как лично вы пришли в этот спорт?
– Четыре года назад меня привел хороший друг, который тоже увлекся "Драконом". Так обычно в этом виде спорта и бывает. До этого под парусом, конечно, ходил, но без фанатизма. А потом попробовал и заболел парусом навсегда.