Пулевая стрельба

9 августа 2010, 02:00

Алексей Климов: "Для настоящей работы созрел только после тридцати"

ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА
ЧЕМПИОНАТ МИРА

Как уже сообщал "СЭ", золотую медаль в личном зачете и лицензию на Олимпиаду-2012 в скоростной стрельбе из малокалиберного пистолета на дистанции 25 метров для российской сборной добыл 34-летний Алексей Климов. Он также стал вице-чемпионом мира в командном зачете в этой дисциплине.

МОЙ КОНЕК – СОЛНЕЧНАЯ ПОГОДА

– Алексей, золотую медаль чемпионата вы завоевали, набрав в итоге 585 очков. Довольны своим результатом?

– Вовсе нет. Ожидал, что итоговый балл будет не ниже 588, 589 и 590. А набрал только 585. Все дело в том, что в Мюнхене стрелковые установки находятся в нише, и для моего зрения – минус три с половиной – стрельбище оказалось немного темноватым. Возможно, на уровень освещенности повлияли и погодные условия – в Германии сейчас идут проливные дожди. А у меня в полумраке зрение притупляется. Мой конек – солнечная погода.

– Что для вас значит эта победа?

– Я преодолел еще одну ступень в системе подготовки к своим высшим спортивным достижениям. Это золото, однозначно, позволит самоутвердиться, почувствовать себя более уверенно. Ведь чемпион мира – это статус.

– В финале вам составили конкуренцию два китайских спортсмена. Ранее приходилось соперничать с этими стрелками?

– Нет. Я заметил, что китайцы каждый год привозят новых молодых спортсменов, способных дойти до финала. Причем после одноразового выступления мы их, как правило, больше не видим – у них в сборной постоянно обновляется состав.

– Когда поняли, что бороться придется с китайцами, уже завоевавшими репутацию серьезных конкурентов со стальными нервами, напряжение возросло?

– Нет. Это они должны меня бояться. В финалах я показываю стабильные и высокие результаты.

– Помимо золота вы получили и олимпийскую квоту для страны. Сколько лицензий на Игры в Лондон разыгрывалось в вашем упражнении?

– Всего две. Их получили первые и вторые места. Честно говоря, я считаю, что две лицензии – мало. Налицо ущемление прав скоростников. Но со спортивной точки зрения это объяснимо. В нашем виде один спортсмен занимает целую установку, соответственно, пропускная способность низкая, и на соревнования нужно много времени. Например, на чемпионате мира только одна половинка соревнований длится с 8 утра до 16 часов дня. И на Олимпиаду в нашем виде попадают только 14-16 сильнейших стрелков мира. Поэтому мне была особенно приятна похвала тренера команды по стрельбе из скоростного пистолета Ренарта Сулейманова, сказавшего, что я молодец, так как целой группе обеспечил спокойную жизнь на целый год. Поздравил меня и личный тренер Александр Суслов, сказав: "Леха, ты мужчина!"

– А родные уже поздравили?

– Мама даже сказать ничего не смогла – плакала в трубку от счастья!

ЧЕМПИОНОМ МИРА СТАЛ БЛАГОДАРЯ НЕУДАЧЕ НА ОЛИМПИАДЕ

– Первый значимый успех пришел к вам в 2006 году, когда вам было уже 30. Победа в финале розыгрыша Кубка мира в испанской Гранаде принесла вам не только золотую медаль в скоростной стрельбе из пистолета на 25 метров, но и звание рекордсмена мира – 591 очко. В прошлом году стали чемпионом Европы в стрельбе из пистолета центрального боя. Причем повторив мировой рекорд – 594. Какие изменения позволили перейти на качественно новый уровень?

– Наверное, просто созрел для настоящей работы. Раньше стрельбу считал своим увлечением, хобби. Теперь называю ее своей жизнью.

– А чем отличается обычный тренировочный день человека, для которого стрельба – хобби, от такого же дня человека, для которого стрельба – смысл жизни?

– Если спорт для человека – хобби, он имеет право пожалеть себя в любую минуту. И сказать: я устал и больше не хочу. А профессионал такого права не имеет. Для него существуют только слова "надо", "нужно", "необходимо". Начнешь себя жалеть, и противник тебя задавит.

– Как вы перенесли неудачное выступление на Олимпиаде в Пекине-2008, когда заняли в квалификации лишь восьмое место и досрочно выбыли из борьбы?

– Именно благодаря тому поражению стал сейчас чемпионом мира. Олимпийские игры дают человеку колоссальный жизненный опыт, который ни с чем нельзя сравнить и невозможно измерить. После Пекина я пересмотрел всю свою жизнь. Понял, что многие вещи неправильно делал, неправильно относился к людям, к самому себе. И решил: надо что-то менять. Я не раскис, не плакал в подушку, что четыре года подготовки пошли насмарку. Конечно, мне и сейчас немного досадно, что упустил такой хороший момент, тем более что потенциально я мог сражаться. Но произошло то, что произошло. Я понял, что нельзя распыляться на мелочи и поддаваться на провокации – мелочные ссоры, которые через неделю забудутся. Нужно идти к своей цели уверенно, проживая каждый день с полной отдачей.

– От чего, на ваш взгляд, зависит спортивное долголетие стрелка?

– Физическое здоровье, мотивация, поддержка семьи и близких. Главное – обеспечить надежный тыл.

НАДО РАБОТАТЬ, А НЕ ДУМАТЬ.

– В каких еще дисциплинах вы выступаете, кроме скоростной стрельбы и стрельбы из пистолета центрального боя?

– Есть еще одно упражнение – скоростная стрельба из крупнокалиберного пистолета, но состязания в этой дисциплине проходят только на турнирах для военнослужащих.

– О чем думаете, когда выходите на огневой рубеж?

– Много думать не всегда хорошо. Когда выходишь на старт, а в голове постоянно крутятся мысли, что необходимо отстоять свою позицию, результат получается ниже. Надо работать, а не думать. Олимпийка, скоростная стрельба на 25 метров, – это именно то упражнение, где думать нет времени. В этой дисциплине у стрелка есть всего 4 секунды, за которые надо поразить 5 мишеней. Поясню: основное упражнение состоит из двух половинок по 30 выстрелов плюс 20 выстрелов в финале, где стрелок делает 4 серии по 5 выстрелов за 4 секунды. И желательно попасть в "десяточку". А в финале эта десятка имеет десятые! То есть можно попасть в 10,0, а можно и в 10,9 (это дополнительное очко). Плотность результатов настолько высокая, что борьба идет за 0,25 миллиметра. Здесь разыгрываются доли миллиметров и доли секунд. Поэтому в скоростной стрельбе думать некогда – тело работает как автомат. А лишние мысли только отвлекают.

– У вас есть специальные упражнения для тренировки ума и тела, настраивающие вас на победу?

– Нет. Таких волшебных слов, чтобы сказать и тут же выиграть, у меня нет. Я учусь вырабатывать в себе чувство уверенности в победе. Некоторые спортсмены это состояние называют спортивной злостью, представляя, что вокруг враги, которых надо победить. Я злюсь на себя, если сделал что-то хуже, чем мог. Злюсь, когда понимаю, что сам дал противнику шанс меня победить.

Елена РЕНЖИНА

50-й чемпионат мира. Мюнхен. Скоростной пистолет, 25 м. Мужчины. 1. КЛИМОВ – 787,1 (585+202,1). 2. Цзянь Чжан (Китай) -785,6 (587+198,6). 3. Ли Юэхун (Китай) – 782,1 (584+198,1). 4. ЕКИМОВ – 780,8 (581+199,8).