11 декабря 2012, 00:05

Почему Амманн похож на Индзаги, а наша сборная не похожа на "Спартак"?

В минувшие выходные на новых олимпийских трамплинах в Сочи впервые прошел этап Кубка мира. Он ответил на некоторые старые вопросы и поставил ряд новых.

Дмитрий ОКУНЕВ
из Красной Поляны

Подвозивший меня из аэропорта таксист пугал ужасными новостями: "Никакие соревнования не состоятся, трамплин проваливается в грунт! Дожди топят снег, да и вообще грязь повсюду такая - иначе, как на бульдозере, не подобраться!" Эх, не на того напал. Я, конечно, понимал, что нагнетать и обострять - его, таксистова, прямая обязанность. Тем более что вскоре пожилой армянин закончил лирическое вступление и перешел к главному: "А давай-ка я тебя лучше на море отвезу. Отдохнешь, жилье организуем. Чача у нас - высший класс!"

Впрочем, пусть мой проводник и был явно одержим корыстными намерениями, в голову начали заползать тревожные мысли: "А может, там и вправду коллапс?" К счастью, по прибытии на место признаков катаклизма обнаружить не удалось. В районе комплекса "Русские горки" вовсю шла стройка, что для будущего олимпийского центра, впрочем, нормальное явление. Спортивные объекты - два прыжковых трамплина мощностью К-125 и К-95 - уже полностью готовы. До ума доводится сопутствующая инфраструктура, масштабы которой по сравнению с первоначальными проектами несколько разрослись.

На всякий случай я уточнил у президента федерации прыжков и двоеборья Александра Уварова:

- А что, говорят, трамплин-то обваливается?

Уваров посмотрел на меня как на умалишенного:

- Кто говорит? Ничего такого не слышал! Но если надо, сейчас соберем ответственных инженеров и все уточним.

Не надо! Я, собственно, и не сомневался.

Если вы, взглянув на протоколы минувшего этапа и заметив, что прыгали только с малого трамплина, ехидно усмехнетесь и свяжете это с разрушением большого, поспешу вас разочаровать. К-125 остался не у дел только из-за необычайно теплой погоды. Даже местные диву даются: середина декабря на дворе, а на ветках - мандарины. И пусть трамплин на 600 метров выше, снег просто не смог бы удержаться на огромной зоне выката и приземления этого гиганта. Так что спортсменам предложили еще раз опробовать К-95. Одного лидера сборной России, Дмитрия Васильева, это озадачило (у него лучше получается на больших трамплинах), а другого, Дениса Корнилова, наоборот, обрадовало. Ведь К-125 он уже подробно изучил летом.

Погода в эти дни капризничала по полной, то травя летним солнышком, то заходясь беспросветным дождем, безжалостно топившим и без того настрадавшийся снежок. Помнится, Васильев в одной из наших бесед полушутя-полусерьезно заметил, что, мол, было бы неплохо отправить прыжки... под крышу. Конечно, даже сложно вообразить, каких трудов и затрат потребует возведение крытых трамплинов. Но ведь существуют же выполненные в виде трубы трассы для горных лыж и сноуборда. Какой-никакой, а все-таки прецедент.

В рамках сочинского этапа тестировали не только трамплины, но и такие важные для успешного проведения олимпийского турнира вещи, как метеоконтроль, телевидение, судейскую систему, подъемники, службу оснежения. Еще в прошлом году для проведения соревнований было заготовлено и законсервировано десять тысяч кубометров снега. С тех пор три тысячи пришли в негодность, чего, впрочем, и следовало ожидать, а еще часть смешалась с опилками и окрасилась в желто-коричневые тона. При этом не забывайте: процедуру сохранения снега, как и многие другие процедуры, российские специалисты проводили впервые. И этап в Красной Поляне состоялся во многом благодаря усилиям "героев невидимого фронта". Тех, кто до трех часов ночи укладывал и укатывал снег. А когда предательский ливень сводил на нет все прежние усилия, не впадал в истерику, а снова брался за работу. В итоге битва у капризной погоды была выиграна, а соревнования - проведены.

Кстати, предстоящие Олимпийские игры так или иначе поспособствовали приезду в Россию множества зарубежных работников. Высокого уровня - и не очень. Действительно сильных спецов - и, скажем так, сомнительных. Причем и те, и другие трудятся отнюдь не за "спасибо". Как резонно заметил в беседе "не под диктофон" один из уважаемых деятелей российского спорта, мы все-таки живем не в Папуасии, а потому, за редким исключением, можем и должны обходиться своими силами. Пожалуй, подпишусь под этими словами. Давайте нанимать только тех, кто лучше нас не на словах, а на деле.

* * *

В феврале, когда я был здесь в предыдущий раз, К-95 мог похвастать лишь частью металлического скелета. Теперь же олимпиец возмужал. Ну а первым спортсменом, прыгнувшим с нового трамплина, стал нижегородец Алексей Буйволов. Правда, свою историческую попытку он исполнял вне конкурса.

Главным открытием этапа, да и всего российского сезона, лично мне видится Алексей Ромашов. Нет, он не оглушил умопомрачительными результатами и не заставил всех вокруг говорить о себе, как, например, не по-прыжковски высокий и крупный 17-летний немец Андреас Веллингер, в воскресенье впервые поднявшийся на призовой подиум Кубка мира. Но сборной России просто необходим был именно такой парень: талантливый перспективный, а главное - живой. Наша команда уже много лет выступает в практически неизменном составе, особенно обедневшем после трагической гибели Павла Карелина. Хочется верить, что 20-летний Ромашов сможет расшевелить несколько застоявшееся озеро наших прыжков с трамплина и придать им новый импульс. По крайней мере все эксперты, с кем мне довелось общаться, отмечают необычайную предрасположенность питерца к прыжкам, а Корнилов особо выделил его полетную технику.

Ромашов создан прежде всего для огромных полетных трамплинов вроде знаменитой словенской "Летальницы". Своей агрессивной манерой и боевитостью российский дебютант напоминает Северина Фройнда, несколько лет назад шумно ворвавшегося в мировую элиту. У Ромашова и кумир правильный - Симон Амманн. Алексей даже не посчитал для себя зазорным однажды подойти к знаменитому швейцарцу за автографом. И четырехкратный олимпийский чемпион расписался - прямо на комбинезоне россиянина.

- Подумать только: раньше я смотрел на него как на недосягаемую вершину, а теперь мы прыгаем вместе, - радуется Ромашов. - Амманн подходил к Олимпийским играм в не слишком хорошей форме, однако в ключевой момент всякий раз собирался и выдавал настоящее шоу. Это просто удивительно! Еще мне очень нравится его техника исполнения прыжков.

Что ж, об исключительной способности Амманна "взрываться" именно в нужную минуту знает весь мир. Он - как знаменитый итальянский нападающий Филиппо Индзаги, который, появившись на поле, исчезал, словно умудряясь спрятаться в короткой траве футбольного газона, а на какой-нибудь третьей добавленной минуте принимал мяч на грани офсайда - и "Милан" выигрывал очередной Кубок чемпионов.

В Сочи журналисты ждали от Амманна потока откровений. Ведь он женат на русской девушке и, наверное, обучен азам нашего языка. Увы, Симон отделывался общими фразами и от серьезного общения уходил. Вообще этим здесь грешили многие зарубежные прыгуны. В отличие от прыгуний, которые порой мололи языком так, что, казалось, были готовы пересказать всю свою жизнь.

Из мужчин же более-менее содержательно мне удалось поговорить только со стремительно набирающим обороты Якой Хвалой. 19-летний словенец выразил удивление как масштабами олимпийской стройки, так и ее, скажем так, режимными особенностями. Вообще для зарубежных спортсменов большим сюрпризом стала необходимость прохода на объекты через КПП и последующая поездка до трамплина на "пазиках".

Но вернемся к Ромашову.

- Вы уже осваиваетесь в Кубке мира?

- Все оказалось не так страшно, как думалось. Конечно, борьба здесь плотная, как и результаты. Одна ошибка - и ты отлетаешь на много позиций назад. Так со мной произошло в субботу. В принципе своим вторым прыжком почти доволен, но небольшой недочетик все-таки был. А в Кубке мира такая конкуренция, что даже малейшая техническая погрешность решает многое.

- Молодых прыгунов судьи знают не очень хорошо и, как правило, занижают им оценки...

- Честно говоря, ничего такого не заметил. Наоборот, с первых же стартов у меня неплохие баллы.

- Как вам удается держать нервы в узде и справляться с предстартовым мандражом?

- Стараюсь расслабляться и отвлекаться от всего. Есть у меня, в общем, свои "фитюльки".

- В какой момент вы поняли, что точно станете прыгуном с трамплина?

- Когда попал в юниорскую сборную. Там я стал тренироваться предельно серьезно. Раньше, чего уж греха таить, относился ко всему этому делу избирательно, несистемно. Наверное, в юном возрасте так бывает у всех. Как бы то ни было, уже почти четыре года работаю целенаправленно. Хочу быть профессионалом.

- Понимаете, что сейчас являетесь главной надеждой российских прыжков?

- Понимаю, и для меня это очень приятно. Хочется хорошо выступить на Олимпиаде и не опозорить Россию. Ведь многим спортсменам возможность поучаствовать в Играх представляется только раз в жизни. Неужели ради этого не следует поработать по полной?!

* * *

- Таким, как Ромашов, очень важно давать шанс проявить себя, - заметил Уваров. - Думаю, неровно он выступает из-за волнения. Мешает чрезмерное желание показать себя.

Пару слов стоит сказать и о самом Уварове. Президент федерации, являясь человеком совершенно не из мира спорта, не стесняется учиться. И его уровень компетенции в прыжковых и двоеборных делах действительно растет.

- Есть такой футбольный клуб "Спартак". Его руководство ежегодно вкладывает в команду огромные деньги, покупает иностранных игроков, чуть что меняет тренеров - а результата как не было, так и нет. Вы за два с половиной года во главе федерации не отчаялись добиться от сборной серьезных успехов?

- Спортивный результат не делается за один или даже за три года. В таких видах, как наш, он возможен только при благоприятном стечении нескольких факторов. Что говорить, если последние 25 лет у нас в стране абсолютно не развивался детский спорт? В такой ситуации ждать, что успех придет уже сегодня или завтра, просто неразумно. На примере лучших команд Европы или сборной Японии можно увидеть: хорошие результаты обеспечиваются прежде всего высоким уровнем конкуренции, серьезным отбором кандидатов в команду. Если кто-то думает, что достаточно поменять президента или тренера - и все, результат обязательно придет, то это не так. Очень важна и атмосфера в федерации и в сборной. Надо определить, каковы амбиции спортсменов. Достаточно ли им самого факта регулярных выездов на соревнования за рубеж или они действительно хотят бороться за первые места. Главная команда должна получать не полуфабрикат, а готовых мастеров. В сборной надо не учиться, а показывать результат. Кроме того, я считаю, что качественный скачок возможен только тогда, когда в России будет проходить целая цепочка международных турниров.

- В ком-то из подчиненных за время работы по-настоящему разочаровались?

- Нет. В жизни бывает всякое. Наверное, есть спортсмены, которые обиделись на меня и завершили выступления. Очень хочется, чтобы таких было как можно меньше. Однако если спортсмен начинает чувствовать себя незаменимым - считайте, результатам пришел конец. Мы не имеем права этого допускать.

- Вы явно недовольны спортивной составляющей этапа. Как надо отработал только Корнилов, а Васильев и вовсе не попал во вторую попытку. Сборную ждет серьезный "разбор полетов"?

- Будем работать над результатами. Я со своей стороны никаких установок спортсменам не давал. Это дело тренеров. Федерация же поставила конкретные задачи на весь сезон. В командных и личных турнирах чемпионата мира наши должны попасть хотя бы в цветочную церемонию.

- С Вальтером Хофером, человеком № 1 в прыжках с трамплина, итоги турнира уже обсудили?

- Общались только накануне этапа. Мне кажется не слишком этичным постоянно поднимать насущные темы. Это может быть расценено как давление.

* * *

По правилам хозяева этапов Кубка мира могут выставлять до десяти спортсменов. Квоту наши выбрали, призвав для этого почти всех имеющихся в распоряжении и способных качественно прыгать. Первую квалификацию преодолели шесть россиян, вторую - пятеро. Столь широкого представительства в КМ Россия прежде не добивалась.

Сильное впечатление оставили немцы. После пары лет относительного кризиса сборная Германии все больше напоминает мощную машину, и сейчас только она осмеливается бросить перчатку австрийцам. Северин Вройнд, Рихард Фрайтаг, Карл Гайгер, Андреас Ванк, упомянутый выше Веллингер - молодые немецкие парни уже сегодня размазывают по трамплину практически всех соперников. И пока Мартин Шмитт, ярчайший представитель предыдущего поколения, определяется с продолжением карьеры, прыгуны Германии "зажигают" и без него. А вся страна приникает к телевизорам во время трансляций очередного этапа Кубка мира. Немудрено. Нашей бы сборной такой составчик...

1