28 февраля 2009, 09:50

Четыре минуты бесславия

Александр Рогулев
Корреспондент

     Вчера мужская сборная России заняла унизительное 11-е место в эстафетной гонке 4х10 км, уступив более четырех минут победителям - великолепной сборной Норвегии.

Сергей БУТОВ

из Либереца

     Очень просто пойти на поводу простых и объяснимых болельщицких эмоций и, рубанув воздух, сказать, что 11-е место можно было легко предвидеть. Кто бы что ни говорил сейчас, но провалом (не пролетом мимо медалей, чему на этом чемпионате мира мы давно перестали удивляться, а именно грандиозным провалом) перед началом эстафеты все равно не пахло. Чем пахло, так это предвкушением грандиозной драки, в которой должны были сойтись лучшие из лучших. Ведь два года назад в Саппоро практически тот же эстафетный состав (вместо Сергея Новикова первый этап бежал Николай Панкратов) установил неофициальный рекорд России, впервые с 1987 года завоевав на чемпионате мира серебряную медаль.

     Да, тренеров беспокоило состояние Новикова. Да, непонятно было, чего ожидать от Рочева. Да, Дементьев был вызван в сборную в последний момент и давно не имел, выражаясь футбольной терминологией, игровой практики. И все равно хотелось верить. Эстафета на то и эстафета, чтобы результаты индивидуальных гонок отходили на второй план, давая возможность выйти на первый характерам и бойцовским качествам, в отсутствие которых обвинить наших эстафетчиков, мягко говоря, трудно.

     Стадион бурлил уже за час до стартового выстрела. Народу на трибунах и вдоль трассы, если верить организаторам чемпионата, собралось более 37 тысяч. Основную фанатскую массу составили жители Либереца и его окрестностей, взявшие на работе отгул, чтобы воочию наблюдать за, возможно, самой зрелищной гонкой мирового первенства.

     Новиков начал неплохо, и первый круг прошел наравне с лидерами. Тревожный сигнал прозвучал в начале второго круга, когда Сергей на первом же подъеме "забуксовал". Хватая ртом воздух, Новиков терпел, но все дальше терял в динамике хода (как на подъемах, так и на спусках). В дальнейшем он продолжал рвать жилы, однако медленно, но верно был оттеснен сначала на пятое место, затем на шестое, седьмое, восьмое… Пока вовсе не скрылся из обзора телекамер. Только на последнем километре Сергей проиграл лидерам - Канаде и Германии - порядка 15 секунд, а всего отставание России на первом этапе составило 1.18,8. Как следствие - 10-е место.

     Разговор с расстроенным Новиковым в смешанной зоне получился коротким, но информативным.

     - Мне поставили задачу прийти на финиш в группе лидеров, - сказал Сергей. - Никакого отставания не должно было быть.

     - Когда наступил кризис? На втором круге?

     - Да.

     - На первом подъеме?

     - Да. Там меня и обрубило.

     - Мы еще поборемся?

     - Не знаю. Не уверен. Слишком большой отрыв.

     Конечно, второй этап, на который ушел Рочев, был ключевым. Если бы Василий сумел хоть немного подтянуться к лидерам, все, вероятно, сложилось бы по-иному. Поначалу Рочев шел неплохо, сумев зацепиться за дружно работавшую группу в составе итальянца, швейцарца, шведа и казахстанца, и вроде бы стабилизировал отрыв от лидеров. Но продолжалось это недолго. Достаточно скоро Рочева бросили на одном из подъемов, и в дальнейшем Василий только уступал.

     На середине 10-километровой дистанции Рочев шел в полутора минутах от лидера, а финише - уже в двух с половиной. Готовившийся броситься в погоню Легков растерянно озирался по сторонам: пытаясь разглядеть Василия на подходе к стадиону, он в нетерпении катался взад-вперед по разминочной зоне.

     Две с половиной минуты - это, конечно, конец. Свой отрезок Александр в итоге прошел достойно, переместился с одиннадцатого места на десятое, навязав борьбу девятому (если вас, конечно, интересуют такие подробности), но даже после его этапа отставание россиян от лидера не уменьшилось ни на секунду.

     Зато именно на третьем этапе окончательно стала ясна диспозиция в борьбе за медали. Немец Франц Геринг и финн Теему Каттилакоски уверенно вели бег, а в двадцати секундах от них катил норвежец Торе Руд Хофстад. В результате, за два километра до передачи сначала Геринг, а затем и Хофстад финна бросили. Аксель Тайхманн, принявшийся на последнем этапе убегать от Петера Нортуга, делал это недолго. Уже за первые два километра норвежец ликвидировал 14,5 секунд отставания, после чего судьба золота была фактически решена, ибо Нортуг на сегодня, бесспорно, лучший финишер в мире.

     Нортуг расправился с Тайхманном именно так, как все и предполагали. Все, в том числе и сам Тайхманн, который прекрасно знал, как именно его сейчас будут бить, но все равно, вооруженный таким знанием, был вынужден выбросить белый флаг. Нет, норвежец не атаковал неожиданно, из-за спины. Просто за несколько сотен метров до финиша он несколькими гигантскими скачками умчался вперед.

     Следующие четыре минуты, в ожидании финиша Дементьева, превратились для всех нас в форменную пытку. То были четыре минуты полного бесславия.

     - Желание было огромное, - выдохнул Дементьев на финише. - Да и самочувствие было хорошее, я с охоткой выполнял все подготовительные работы. А тут снова не пошло. И неохота грешить ни на трассу, ни на лыжи, ни на все остальные. Не могу ответить на вопрос, что вообще происходит. Просто не знаю, что вам сказать. Второй год одна и та же картина. Летом себя чувствую превосходно, а приходит зима - и куда все подевалось…

     - Вы были готовы к тому, что придется догонять?

     - Нет. И даже не собирался об этом думать. Верил в товарищей по команде. Надеялся, что ребята будут на равных с остальными. Без такой веры выходить на эстафету нельзя.

     - Как вы представляли свой четвертый этап до начала эстафеты?

     - Надеялся, что буду бороться с лидерами до последнего.

     - 11-е место говорит само за себя, - еле выдавил главный тренер Юрий Бородавко, стоявший после финиша с белым лицом. - В этой неудаче нельзя винить только спортсменов. К их неготовности сегодня добавилась отвратительная смазка на первых двух этапах. Новикову и Рочеву приходилось толкаться не только в гору, но и под гору. На таких лыжах соревноваться на чемпионатах мира нельзя. Бегать можно, а вот соревноваться нельзя.

     - Я далек от мысли, что Новиков, Рочев, Легков и Дементьев за два года разучились быстро бегать. Но тогда в чем дело? Готовы ли вы к откровенному разговору?

     - Не сейчас. На чемпионате мира осталось провести еще две гонки. После этого нужно все осознать, пересмотреть еще раз записи, а уже потом делать серьезные выводы.