Как уже сообщал "СЭ", на этой неделе в нашей редакции побывали главный тренер сборной России Денис Тихомиров, а также ведущие спортсменки - серебряный призер Олимпиады в Ванкувере Екатерина Илюхина, чемпионка мира-2007 Екатерина Тудегешева и победительница этапа Кубка мира Алена Заварзина.
- Гостившая в стенах нашей редакции президент федерации горнолыжного спорта и сноуборда Светлана Гладышева обещала всячески лоббировать вопрос о включении в олимпийский календарь успешного для нас параллельного слалома. Какие мысли на сей счет?
Тихомиров: - Мы обсуждали этот вопрос, и, честно говоря, я в такую перспективу не особо верил. Но сегодня расклад уже другой. В программе Игр планируется появление новых дисциплин, в том числе и параллельного слалома. Сейчас для этого предпринимаются реальные действия, и это хорошо. Параллельный слалом - наш вид. Почему мы не должны его отстаивать? Эта дисциплина появилась в 90-х годах прошлого века и приобрела значительную популярность во всем мире. Я считаю, что этот вид спорта весьма динамичный, легко проводимый и при правильном подходе и небольшом изменении формата ничуть не уступающий другим.
- Как вы оцениваете шансы параллельного слалома на появление в олимпийской программе?
- Пятьдесят на пятьдесят. Америка умеет "продавливать" свои дисциплины. Например, помимо слоупстайла они лоббируют появление на Играх командного борд-кросса: этот вопрос уже начинает обсуждаться в FIS, хотя практики проведения таких соревнований нет. Кстати, даже наши тренеры, работающие в борд-кроссе, совершенно не понимают, как это будет выглядеть.
Слалом - дело другое. Его тоже можно дополнить различными элементами, прыжками, как это было раньше, или изменением рельефа на достаточно короткой трассе в 250 метров. С одной стороны, этот вид очень прост, с другой - собирает много зрителей в больших городах.
- Почему, на ваш взгляд, среди молодежи сноуборд гораздо популярнее горнолыжного спорта?
- Не знаю. Ситуация не везде однозначная. Например, в Японии курорты для горнолыжников и сноубордистов разделяют. В Америке сноуборд более популярен, а Европа все-таки пока доминирует в горных лыжах. При этом думаю, что со временем соотношение будет кардинально меняться, и сноуборд выбьется в лидеры.
- Каковы пропорции между занимающимися массовым и профессиональным сноубордом?
- Я надеюсь, что 95 к 5. Мы развиваем жесткий сноуборд, именно в нем можем пополнить медальную копилку на любых соревнованиях. Недавно побывали на заводе, который занимается производством жесткого оборудования - все, что было произведено, они распродали. Возможно, потому, что количество трансляций соревнований увеличилось, и у нас теперь этот вид спорта достаточно популярен. Примерно 60-70 процентов российских профессиональных спортсменов, занимающихся сноубордом, культивируют именно его жесткую разновидность.
- Как у вас отстроена система скаутинга? Есть люди, которые ездят по детским соревнованиям и отсматривают кандидатов?
- В классическом параллельном сноуборде все происходит от старта к старту. Когда этот вид спорта в нашей стране только зарождался (в 1998 году), набрали желающих, и они катались. А сейчас есть первенство России, этапы Кубка России и так далее. По результатам этих соревнований мы и приглашаем ребят.
Совершенно другая на сегодняшний день ситуация в борд-кроссе. В этом виде у нас сейчас очень слабые женщины, которые хоть и находятся в сборной России, но ничего не показывают. И действительно, приходится заниматься скаутингом. Развитию борд-кросса в нашей стране кроме всего прочего мешает еще и отсутствие парков, потому что это не только скоростная дисциплина. Элементы, подводящие к кроссу, - это и хаф-пайп, и биг-эйр, и перила, и гигантская трасса. Так что тренерам действительно приходится искать перспективных ребят. Например, Николай Олюнин в этом году выиграл юниорское первенство именно благодаря работе тренера. К слову, в борд-кроссе мы тоже прогрессируем. В Турин, где эта дисциплина дебютировала, не попали, зато в Ванкувере Андрей Болдыков выступил очень неплохо.
- Вы сконцентрированы на работе со сборными по слалому?
- Да. На этой дисциплине мы сосредоточились с 2002 года. Шло поступательное развитие, и за 8 лет серьезной работы добились того, что наши девочки занимают в слаломе ведущие позиции. Но я также назначаю старших тренеров по другим видам. Постоянно выезжаю на их сборы и мероприятия. В программных соревнованиях всегда нахожусь с командой на всех стартах. С тренерским штабом полностью в контакте. Кстати, на сегодняшний день у нас в борд-кроссе четыре тренера, но команда будет увеличиваться. В хаф-пайпе та же самая ситуация.
- К работе с командой по хаф-пайпу недавно приступил Роман Дырин по прозвищу Акробат, один из первых отечественных прорайдеров.
- Рома - очень сильный тренер, за плечами которого годы выступлений в качестве спортсмена. Он имеет очень хорошую акробатическую школу. Мы приглашали большое количество консультантов из-за рубежа, но Дырин, думаю, гораздо качественнее.
- Существует ли некое олимпийское братство между вами и спортсменами из других сборных?
Илюхина: - В прежние времена проводился олимпийский бал, и сейчас ту традицию хотят возобновить.
Заварзина: - По приезде из Ванкувера многие спрашивали: общалась ли меж собой олимпийская команда? На самом деле - ничего подобного. Видимся лишь при случайных встречах. Каждый занимается своим видом спорта, и в общем-то мы не пересекаемся.
- В команде есть негласный лидер?
- Капитана у нас нет. А лидер - Денис Валерьевич.
Тихомиров: - В целом коллектив у нас хороший и дружный. Кучей, правда, не ходят. А пример для остальных - это Стас Детков.
- Почему женская команда по слалому сильнее мужской?
- Наши женщины более сконцентрированы на своей деятельности, а мужчины кое-где не дорабатывали. Да и самодисциплины не хватало. Но нынче конкуренция увеличилась, мотивация возросла. Ребята понимают, что надо больше трудиться.
- В общественном сознании сноуборд продолжает оставаться видом спорта для раздолбаев. Помните, даже первый олимпийский чемпион Росс Ребальяти был наказан за курение марихуаны. Как в сборной России с дисциплиной?
- Скажу, что все хорошо, - спортсмены еще больше расслабятся. Режим нарушают, это случается. Отбой не вовремя или на тренировку опоздают. Признаться, раньше с этим делом было намного хуже.
- Профессионализм с годами растет?
- Конечно. Но не у всех.
- Кто в этом плане образец?
- В педагогических целях вредно кого-то выделять.
- А если говорить не о наших, а обо всех?
- Наглядный пример - чемпион Ванкувера канадец Джейси Джей Андерсон. Человек четыре Олимпиады шел к своему пику, победил - и красиво ушел. А количество выигранных им этапов Кубка мира и вовсе исчислению не поддается. Джейси Джей попробовал себя абсолютно во всех дисциплинах, и теперь пытается развивать сноуборд у себя дома.
- Одному сноубордисту по силам претендовать на олимпийские медали в гигантском слаломе и, допустим, борд-кроссе?
- Почему бы и нет? На последние Игры в оба этих вида отобрались несколько человек, однако из-за травм они от участия отказались. В Турине таких было больше. Тот же Джейси Джей. Но время многое меняет: подобное, наверно, уже не повторится. Уровень возможностей спортсменов растет, и совмещать несколько дисциплин становится невозможно. Скорости возрастают, а оборудование с каждым годом совершенствуется. Сегодня девяносто процентов профи используют дополнительные новшества, пластины, к примеру. Безусловно, крайне важна работа сервисменов, смазчиков. Зачастую ведь результат определяют десятые доли секунды. При этом в первую очередь все зависит от спортсмена. Канадцы провернули определенный трюк, что, вполне возможно, и помогло им выиграть Олимпиаду.
Я, кстати, предлагаю своим подопечным заняться борд-кроссом и поработать на два фронта.
Тудегешева: - Это пусть и крайне зрелищная, но очень сложная технически дисциплина. Фигуры просто-напросто огроменные. Надо заниматься чем-то одним: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Илюхина: - Раньше прыгала, а сейчас страшно. Теперь даже в России строят более сложные площадки. Полеты - ой-ой-ой.
- Денис, вы упомянули канадские трюкачества. О чем речь?
- У них иная технология пластин, которая, по моему мнению, позволяет оказать давление на соперников. А какое преимущество эта пластина дает в действительности, знают только спортсмены.
Заварзина: - Пластина размещается на доске, а на ней, в свою очередь, ставится крепление. Мне кажется, в этом нет ничего особенного. Быть может, только Бенджамин Карль со своими чудовищными пластинами мог оказать какое-то влияние на психологию остальных. Думаю, переоценивать это не нужно.
- Объясните, пожалуйста.
- Допустим, Карль выиграл заезд - и демонстрирует свою доску окружающим. Смотрите, дескать, такого больше ни у кого нет.
- А много вообще секретов в технологии?
- Фирм-производителей у нас немного. Активно используются бренда три. Все ездят примерно на одном и том же. А ботинки у всех и вовсе одинаковые. В горнолыжном мире, уверена, тайн куда больше. А вот женщины, которые особо агрессивно ведут себя на старте, в нашем спорте имеются. Плюются, что-то еще вытворяют. Иные большое значение придают талисманам. Одна австрийка вообще ездит с игрушечкой на шлеме.
- Ваша "фишка"?
Тудешегева: - У меня нет.
Заварзина: - А я себя иногда бью по щекам. Катя (Тудегешева. - Прим. "СЭ") на старте выглядит очень сурово. По крайней мере со стороны.
- Какие цели намечаете на стартовавший сезон?
Тудегешева: - Как можно успешнее выступить на всех этапах Кубка мира, по возможности замахнуться на общий зачет. Чемпионат мира как основной старт сезона я бы выделять не стала. Все старты важны.
- За период длительных сборов сильно устаете?
- В психологическом плане - да. Постоянный режим, тренировки, однообразие. Но и друг от друга, бывает, устаем.
- Какие способы психологической разгрузки применяете?
Заварзина: - Бокс (смеется).
- Раньше вы, Алена, признавались, что иностранные соперницы смотрят на вас свысока. Нынче расклад поменялся?
- Да. Прежде те же австрийки ни с кем даже не разговаривали, общались лишь между собой. Ходили такие высокомерные, напыщенные. Они воспринимают только соперниц из числа первых шестнадцати. Но теперь мы для них равны. И вот что еще хотелось бы добавить. Принято считать, что проводящийся раз в два года чемпионат мира - главные после Игр соревнования. Думаю, это не так. Гораздо сложнее занять место в тройке по итогам сезона в Кубке мира. Да и в сто раз почетнее.
- В этом сезоне московский этап Кубка мира по параллельному слалому, в отличие от последних лет, пройдет не на искусственной рампе, а на природном склоне Воробьевых гор. Хорошо знакомы с театром будущих боевых действий?
Илюхина: - Не очень. Когда-то там проводился то ли чемпионат, то ли Кубок России. Склон короткий.
Тихомиров: - А я его отлично знаю с детских лет. Вид оттуда сказочный. Склон надо готовить, насыпать много снега, чтобы для параллельного формата трасса была ровная.
Заварзина: - Гонка на рампе была одной из самых интересных в карьере. Многие спортсмены придерживаются такого же мнения. Мы привыкли к утренним стартам, а вечерние, конечно, сложнее. Но для зрителей так интереснее. Сколько же их приходило! А какая праздничная атмосфера была!
- А где сложнее выступать - в России или за границей?
Тудегешева: - В России спокойнее, увереннее себя чувствуешь. Дома и стены помогают.
Заварзина: - А мне сложнее. Давление больше. На московский этап Кубка мира приходили мои друзья с плакатами, и, чтоб их не разочаровать, приходилось выкладываться по полной. В ином случае "слилась" бы в середине соревнований.
Илюхина: - А мне, представьте, все равно. В Москве пришлось тяжеловато: дело было аккурат после Олимпиады, все ждали от сноуборда чего-то особенного… Медалей.
- А в свободное, отпускное время на сноуборд встаете?
Заварзина: - Времени мало, но, когда оно есть, почему бы и не встать?
- Чувствуете, что, пусть и условно, стоите у истоков серьезного, профессионального сноуборда?
- Считаю, наш вид спорта еще ищет себя. Пять или шесть лет назад изменили правила: прежде-то в квалификации была одна попытка, сделали два перепада. Большой резонанс вызвала отмена комбинезонов с этого сезона. Кто-то предложил, кто-то принял решение, а в итоге отныне мы выглядим иначе. Ищем свой стиль в одежде. На самом деле никто даже не зна-ет, в чем кататься. Раньше ведь только мы, представители параллельных дисциплин, выступали в комбинезонах.
- А как удобнее?
- Главное, чтобы одежда движения не сковывала. И я бы не сказала, что два кармана и две молнии по бокам мне сильно помешают.
Тихомиров: - FIS утверждает, что философия сноуборда должна быть едина, и не важно, жесткие виды ты представляешь, или мягкие. По их мнению, важно отличаться от горнолыжников. Отмена комбинезонов была канадской инициативой. Они уверяют, что стараются для массовости. Якобы, ребенку в комбинезоне холодно. Но я с этим не согласен. Слалом развивался по своему пути.
К слову, уверен: Кубок мира должен разделяться по дисциплинам. Слалом, хаф-пайп, борд-кросс - абсолютно разные направления, со своими спонсорами и внутренним укладом. И никакого сходства, как в горных лыжах, здесь нет.
Заварзина: - Но глобального разделения не хочется. Нельзя, чтобы сноуборд распадался на части.
- Какую дисциплину вы смотрите по телевизору с наибольшим интересом?
- Борд-кросс.
Дмитрий ОКУНЕВ, Наташа ПОЛЕТАЕВА