На олимпийской десятикилометровой дистанции на открытой воде российская спортсменка Екатерина Селиверстова завоевала серебряную медаль, меньше секунды проиграв победительнице - англичанке Кэри-Энн Пэйн
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Остии
На старт самой престижной у марафонцев дистанции Лариса Ильченко вышла, как боец на последний бой. Накануне даже врач команды Елена Ломазова была не в состоянии с уверенностью сказать, сумеет ли стартовать самая титулованная спортсменка мира. Если бы Ильченко отказалась, ее не посмел бы упрекнуть никто. Однако рано утром, когда появились стартовые протоколы, имя Ларисы значилось среди стартующих.
- Проблемы с мышцами и связками у пловцов не редкость, - рассказывала Ломазова. - Работать приходится с постоянной перенагрузкой, поэтому для спортсменов высокого уровня вообще характерна некая ослабленность связок и соединительной ткани. Особенно серьезные неприятности могут возникнуть, если мышца уже была травмирована. У Ильченко как раз такой случай. Впервые она сильно потянула переднюю поверхность бедра в 2006-м, потом к этому добавились проблемы с позвоночником: если защемляются нервные окончания, это всегда сказывается и на состоянии ног.
ЛАРИСА
Во вторник после финиша на пятикилометровой дистанции боль в травмированной мышце у российской спортсменки была столь велика, что на задний план ушла еще одна старая травма - плеча. Ильченко выбили сустав за год до Олимпийских игр - на чемпионате мира в Севилье, где марафонцы проходили олимпийский отбор. А в Италии, после того как спортсменке пришлось перенести основную нагрузку на "пятерке" на руки, травмированное плечо вновь дало знать о себе. И все оставшееся до следующего старта время врач и массажист ломали голову, что бы еще предпринять, чтобы Лариса сумела выдержать десятикилометровый марафон до конца. Мышцы обезболили всевозможными спреями и гелями, укрепили специальным кинезиологическим пластырем. Эта процедура позволяет как бы перераспределить потенциальную нагрузку и дополнительно укрепить связочный аппарат.
Правда, тут же пришлось столкнуться с бюрократическими формальностями. Американский представитель Международной федерации плавания (FINA), увидев заклеенные со всех сторон руки и ноги российской спортсменки, сам подошел к тренерам. Предупредил, что героизм героизмом, но совсем не исключено, что представителям других команд может прийти в голову опротестовать результат Ильченко, если она вдруг войдет в число призеров. Поэтому он рекомендует официально запросить разрешения FINA на использование пластыря по медицинским показаниям.
Разрешение было получено. И уже через несколько минут после того, как старт был дан, тренеры вздохнули с облегчением: Ильченко вырвалась вперед и заняла привычный для себя эшелон - в группе лидеров, но чуть сбоку.
Это был один из наиболее принципиальных моментов гонки. Если бы спортсменка чуть сбавила обороты на старте и осталась в общей куче участниц, то вполне могла бы вообще не вырваться оттуда. А так она получила возможность плыть в привычном для себя темпе, не совершая раньше времени никаких чрезмерных подвигов.
Однако когда половина дистанции была пройдена, к Ильченко вдруг устремился санитарный гидроцикл.
- Первый круг я действительно прошла очень спокойно, - скажет Лариса позже. - А вот после второго перестала действовать анестезия и нога сразу "повисла"...
Медики оперативно доставили Ильченко на берег, помогли выйти из воды, укутав специальной термофольгой. Спортсменку колотил нервный озноб, и не нужно было никаких вопросов, чтобы понять, до какой степени она расстроена случившимся.
- Черт с ней, с этой медалью. - я попыталась неуклюже утешить Ларису.
Она вскинула глаза:
- Да при чем тут это? Мы же после первого дня вышли в лидеры общего зачета. Поэтому мне и хотелось сделать все, на что я способна, чтобы помочь команде оторваться еще дальше. А теперь Катька осталась одна...
КАТЯ
В биографии этой спортсменки есть один любопытный факт. На чемпионате Европы-2006 в Будапеште она стала чемпионкой на пятикилометровой дистанции при том, что там выступала Ильченко. Будущая олимпийская чемпионка тогда не углядела, как Селиверстова начала финишировать, а потом, как ни старалась, не сумела ее догнать.
На чемпионатах мира Катя дважды была на "пятерке" второй, потому, собственно, и связывала нынешние надежды прежде всего с этой дистанцией. Как и ее тренер Елена Ульянова. Хотя вчера после того, как спортсменки отправились на дистанцию, тренер отметила, что выглядит Катя в воде хорошо. И плывет ровно - так, как плывут, когда в запасе достаточно сил.
- В глубине души я надеялась, что Катька не сдастся, - сказала Ульянова. - Борьба на "пятерке" оказалась слишком для нее жесткой. На тренировках мы плаваем со средней скоростью 1.12 на сто метров, здесь же получилось 1.09. Выдержать Катька выдержала, но это напряжение отняло у нее финиш.
В 2007-м Селиверстова не отобралась на "десятке" в сборную на чемпионате страны и соответственно не получила права участвовать в олимпийском отборе на мировом первенстве в Севилье. Хотя 5 километров там выиграла. Да и в Италии после первого соревновательного дня думала о том, что было бы хорошо остаться в первой десятке.
- Олимпийскую дистанцию я уже довольно долго не плавала на серьезном уровне, - объясняла Катя после финиша. - Единственный старт в прошлом году был на чемпионате Европы в Хорватии и то не очень удачный: на дистанции меня по очкам сильно ударила голландка и я травмировала глаз. Потом пришлось его даже оперировать: когда мы вернулись в Москву, врачи обнаружили отслойку сетчатки.
Если честно, я так до конца и не восстановилась, чувствовала усталость. На "пятерке" пришлось слишком тяжело работать - соперницы задали скорость, с которой я вообще никогда раньше не плавала. Возможно, переволновалась к тому же. Или просто слишком сильно хотела показать хороший результат. Прилично надергалась по ходу дистанции: тактически немножко неверно распределила силы. Вот и хотелось как-то реабилитироваться за то выступление.
- Вы заметили, что с дистанции сошла Лариса Ильченко?
- В какой-то момент обратила внимание, что больше ее не вижу, и подумала сразу именно о таком варианте. Все-таки Лариса выходила на старт с серьезной травмой. И если уж приняла такое решение, значит, просто не могла продолжать плыть. Но мне это придало каких-то внутренних сил. Повезло, что на последнем буе удачно выполнила поворот и сразу оказалась в ногах у англичанки (Кэри-Энн Пэйн. - прим. Е.В.). Она шла впереди в отрыве от всех, и я вцепилась в нее с мыслью, что уже не отпущу, что бы ни случилось. Хотя о том, что она в итоге выведет меня на призовое место, тогда не думала. Просто тупо плыла вплотную.
- Почему вы так упорно игнорировали пункт питания на дистанции?
- Не хотелось тратить силы и время без особой надобности. Чтобы подплывать к лодке, нужно было бы отклониться от трассы. Вот я и решила, что сумею и без еды доплыть до финиша.
НЕУТОМИМЫЙ ЛУРЦ
Пятикратный чемпион мира Томас Лурц добавил к своему послужному списку еще одну высшую награду, победив на 10-километровой дистанции. Лучший из россиян - Евгений Дратцев - остался седьмым.
Седьмой результат чемпионата мира вполне мог бы считаться неплохим достижением, если бы не сразу несколько "но". Евгений Дратцев был вторым на двух последних мировых первенствах, занял пятое место на Играх в Пекине, а главное, приехал в Италию в великолепной форме и был совершенно уверен в том, что борьба за медали без него не обойдется. Так думал не он один, тем более что мужская 10-километровая гонка с самого начала пошла на довольно вялых скоростях. Не исключено, что в этом и крылась опасность. Брать на себя функцию тягача и выходить вперед не посчитал нужным никто из сильнейших, в итоге гонку возглавили итальянцы Симон Эрколи и Валерио Клери, каждый из которых по разу побывал на подиуме мирового первенства, но то был "домашний" чемпионат - в Неаполе, с довольно средним уровнем результатов.
После Олимпиады в Пекине на "десятке" образовалось затишье. Те, кому повезло добиться успеха, предпочли проигнорировать нынешнее первенство безо всякой гарантии на возвращение. Тем более что два первых призовых места в столице Поднебесной заняли спортсмены, вообще не имевшие до этого отношения к марафонским заплывам. Вторым был англичанин Дэвид Дэвис - серебряный призер Игр в Афинах на дистанции 1500 м вольным стилем, но не попавший в олимпийскую сборную в этом виде плавания в 2008-м, а первым - голландец Маартен ван дер Вейден. В марафон ван дер Вейден перешел по той же причине, что и Дэвис: конкурировать за место в сборной с пловцами из Нидерландов в бассейне у него не очень получалось. В качестве одной из причин называли заболевание крови, из-за чего спортсмену постоянно требовались всевозможные переливания. Но вот в Пекине голландец явно нашел свой шанс.
После этого пловец, похоже, вычеркнул марафон из списка своих интересов. Быстренько выпустил автобиографическую книжку, название которой можно перевести как "Тот, кто оказался лучше" (The Better), и приехал в Рим в качестве зрителя - поддержать выступающих.
Томас Лурц тоже побывал на олимпийском пьедестале. Третьим. И расценил тот результат как самую горькую неудачу своей жизни. Ради Игр он истязал себя тренировками до тридцатилетнего возраста, дважды становился на "десятке" чемпионом мира и, естественно, хотел закончить карьеру олимпийским чемпионом.
Невысокий темп гонки был великовозрастному немцу лишь на руку. В конце концов, он тоже вымотал немало сил в олимпийском сезоне. Да и ушли те времена, когда Лурц плавал в бассейне настолько быстро, что даже отобрался в 2004-м в олимпийскую сборную. А вот правильно выбрать момент финишного рывка - это как раз вопрос опыта.
Кстати, по ходу дистанции российские тренеры были почти уверены: то, что в итоге сделал Лурц, сделает Дратцев. Евгений выглядел довольно свежим, вместе с дебютантом российской команды Сергеем Большаковым держался в самом начале группы, которая шла весьма плотно. Другими словами, имел прекрасные позиции для финишного рывка. Но не сумел - переоценил свои силы.