25 июля 2011, 09:00

В Багдаде все спокойно

ВОДНЫЕ ВИДЫ. ЧЕМПИОНАТ МИРА

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

По утрам я наблюдаю в своем отеле одну и ту же картину: половина роскошного ресторанного зала занята китайскими волонтерами. Они завтракают неторопливо, со вкусом, накладывая громадные порции и по нескольку раз подходя к шведскому столу за добавкой. В отличие от вечно спешащих иностранных тренеров и судей волонтерам даже в голову не приходит собственноручно взять кофейник со специального стола - они терпеливо ждут, когда это сделает официант. И когда официант-китаец услужливо наливает им кофе, на лицах волонтеров просматривается неописуемое довольство внезапно им выпавшей красивой жизнью. И гордость - от собственной значимости. 

Работают они плохо и медленно. К этому в Шанхае все уже успели привыкнуть, хотя иногда прорывается раздражение: что делают на чемпионате мира все эти люди? И зачем они вообще нужны - в таком количестве?

Российские спортивные поражения в Шанхае не способствуют настроению, зато заставляют думать. Например, о том, что гораздо лучше просто сидеть у телевизора, как рядовой болельщик. Переживать за тех, кто выступает, радоваться за тех, у кого получается, и вообще не знать, что там за пределами бассейна происходит. Иначе возникают вопросы, на которые нет ответа.

Про акклиматизацию, например. Я вчера так и не получила ответа от главного тренера российской сборной Андрея Воронцова - пытался ли он объяснить тренерам, голосовавшим (по его словам) за то, чтобы приехать в Шанхай за 4-5 дней до старта, чем это чревато? Пытался ли это сделать консультант сборной Виктор Авдиенко, двое учеников которого завоевали в свое время пять золотых олимпийских медалей? Или президент российской федерации и четырехкратный олимпийский чемпион Владимир Сальников? Ведь еще в его спортивные времена было прекрасно известно, что есть люди, которые переносят акклиматизацию почти безболезненно. Но таких единицы. По большинству акклиматизация бьет достаточно сильно.

Именно с тех времен я и сама помню, что акклиматизация при перелетах на восток особенно важна. Потому что она всегда проходит тяжелее, нежели при полетах в сторону запада.

То же самое я слышала впоследствии от выдающегося тренера по фигурному катанию Татьяны Тарасовой. А профессионалам такого уровня я, например, верю безоговорочно. Не исключаю, кстати, что через пару-тройку дней российские пловцы очухаются и "поплывут". Но кто вернет им шансы этих первых дней?

В принципе, политика главного тренера мне понятна: место достаточно комфортное, денег много, ответственности никакой - если  стратегические решения принимаются на собрании команды голосованием. Это ж "они" проголосовали за то, чтобы не ехать в Шанхай заблаговременно. Потому что, мол, на Олимпийские игры в Пекин тоже за 4-5 дней приезжали - и все там было в порядке.

А я вот пытаюсь вспомнить: что именно у нас в Пекине в плавании было в порядке? И кто был в порядке? Настя Зуева? Юля Ефимова? Аркадий Вятчанин? Ведь даже российскую серебряную эстафету выиграли парни, которые на своих личных дистанциях успели к тому времени пролететь, как фанера над Парижем. Вопреки они тогда это серебро выиграли, а не благодаря.

Главное не в этом, видимо. Главное - непрерывно убеждать вышестоящее руководство и тех, кто дает деньги, в том, что в команде все в порядке. Что на чемпионат мира мы едем бороться за золото. Что все под контролем. В Багдаде все спокойно, короче.

И тогда останется лишь наслаждаться красивой жизнью за государственный счет  - в точности, как это делают  в Шанхае китайские бездельники-волонтеры.

Когда находишься на соревнованиях рядом с командой, информацию даже не приходится искать. Она сама тебя находит. Например, о том, что у чемпионки Европы Насти Чаун (той самой, которая не смогла плыть в Шанхае из-за тромбофлебита) за последние полгода – по словам тренеров - взяли в общей сложности 1200 мл крови. Литр с лишним. Свои взяли - РУСАДА. А когда при последнем контроле ей повредили вену, она несколько дней жаловалась на боль в руке врачу команды. Который говорил ей: "Ерунда, пройдет..." 

Врачи - отдельная тема. На это жаловалась в Шанхае еще Татьяна Покровская, сказавшая открытым текстом, что ее спортсменки врачу не доверяют. И сама она не доверяет - потому что привыкла доверять спортсменкам.

То же самое в плавании. Ходит по бортику человек в российской форме с пустыми глазами - и ты сразу видишь, что он сам по себе ходит. А команда отдельно. А человек этот - врач.

И второй врач есть. Неплохой парень - по отзывам. Просто неопытный совсем - никогда раньше в спорте не работал.

Вот и приехали. Если хотите - приплыли...

Шанхай