9 мая 2014, 11:35

Владимир Морозов: "Четыре месяца вставал на ноги после прошлого года"

Владимир Иванов
Обозреватель

Главная звезда мужской сборной России по плаванию рассуждает о предстоящем сезоне

13-17 мая в СК "Олимпийский" пройдет чемпионат России по плаванию – главный этап отбора на чемпионат Европы в Берлине. Основным ньюсмейкером предстоящих соревнований является Владимир Морозов. Карьера 21-летнего спортсмена идет по нарастающей: в 2012-м он в составе кролевой эстафеты 4х100 м выиграл бронзу в олимпийском Лондоне, через год повторил достижение на чемпионате мира и добавил к нему личное серебро на 50 м вольным стилем, а в декабре выиграл… семь золотых медалей на чемпионате Европы на короткой воде. О вершинах, которые нужно покорять в этом сезоне, Морозов рассказал корреспонденту "СЭ".

– Уже перед началом сезона у вас всегда четко расставлены приоритеты по стартам, определены задачи на них, и есть понимание, какой результат для этого нужно показывать. Поделитесь планами на этот год?

– Главные старты очевидны – это августовский чемпионат Европы в Берлине и чемпионат мира на короткой воде, который в декабре пройдет в Дохе. В Германии будет интересно – олимпийский чемпион Флоран Маноду, другие сильные французы, немцы. А ведь чемпионом Европы на длинной воде я еще не становился.

Чемпионат мира тоже будет в какой-то степени новым, потому что в Катар мы поедем в сильнейшем составе. Стамбул-2012, напомню, многие лидеры пропускали. Летний чемпионат Европы и зимний "мир" для меня старты примерно одинаковой значимости.

– До декабря еще далеко, а вот про август уже рассуждать можно. Чего ждете от своего первого чемпионата Европы в 50-метровым бассейне?

– Да, действительно, на летней Европе я еще не выступал. В 2012-м олимпийская команда пропускала этот старт, поскольку готовилась к Лондону. Будет интересно дебютировать.

– Не смущает, что уровень соревнований на порядок ниже чемпионата мира? Если рассмотреть ваши коронные 50 и 100 м кролем – в Барселоне в "призы" попали: бразилец Сезар Фильо, тринидадец Джордж Боуэлл, австралиец Джеймс Магнуссен и американцы Джеймс Фиген и Натан Адриан. Ни одного европейца, кроме вас.

– Тем не менее, не стоит забывать, что олимпийский чемпион на "полтиннике" – европеец Маноду. Он будет моим главным соперником в Берлине. Также есть сильные французы-спинисты. Тот же Камиль Лакур – действующий чемпион мира, его соотечественник Жереми Стравьюс – серебряный призер. В этом виде я тоже собираюсь биться за самые высокие места. В брассе вообще всегда есть быстрые ребята.

– То есть, после успешного выступления на чемпионате мира прошлого года, о проблемах с мотивацией на менее рейтинговый турнир речи не идет?

– Не думаю. Тем более, повторюсь, на летнем чемпионате Европы выступать буду впервые. Это интересно. Да и титула у меня еще нет.

– Зато с зимних чемпионатов полно. Из одного только прошлогоднего Хернинга привезли семь золотых. Что-то подобное возможно в Берлине?

– Конечно, хотелось бы! Буду стремиться к этому. На чемпионате России буду отбираться на четырех дистанциях: 50 и 100 м кролем и "полтинники" брассом и на спине. Интересно, кстати, что в соревнованиях на спине мы будем стартовать с новой подножки для старта. Любопытно узнать, насколько благодаря ей улучшится результат.

– В Америке таких платформ нет?

– Нет, я впервые попробовал в Волгограде.

– И как?

– Ощущения совсем другие. У меня мощный старт, из-за чего эта подножка только помогает. С нее не соскальзываешь, благодаря чему можно выпрыгивать еще дальше. В общем, мне "заходит" неплохо.

– В прошлом году на отборе в Казани вы говорили, что когда-нибудь попробуете и 50 м баттерфляем. Когда-нибудь еще не наступило?

– Нет (смеется). По расписанию "батт" мне пока никак не подходит. Но как только будет возможность – обязательно сплаваю его. Хотя "дельфинистов" у нас хватает: Женя Коротышкин, Никита Коновалов, молодой Евгений Седов.

– А на кроле кого из россиян выделить можете?

– На "сотне" будем, как обычно, биться с Данилой Изотовым, Никитой Лобинцевым, Андреем Гречиным. В прошлом году в финале плыло семь заслуженных мастеров спорта и, думаю, на этот раз будет не менее интересно.

– В прошлом году на 100 м у вас были проблемы с темпом – медленно начинали. Быстро получилось только в финале чемпионата мира, где первые метров 70 вы шли с превышением мирового рекорда, но в итоге стали только пятым. Как работали над этим зимой?

– Никакой точечной работы зимой не было. Я ведь всю очень участвовал в Кубке мира, из-за чего много тренировок было потеряно. Последние четыре месяца я просто вставал на ноги после прошлого года. Набирал объемы, собирал технику. Мне сейчас главное – квалифицироваться на чемпионат Европы. Отрабатывать нюансы по темпу и технике будем уже потом.

– То есть посредством чемпионата России вы планируете начать "раскатку" к сезону?

– Можно сказать и так. За последние четыре месяца я стартовал лишь однажды, поэтому мне нужно просматриваться, вспомнить, вообще, каково это.

– Как выступили на первом старте?

– Плыл под нагрузкой, и результат не очень хороший. Но это нормально. Сейчас, в Волгограде, прошел курсовку. 50 и 100 м получились неплохо – по лучшим результатам. Хотя в глобальном плане мне еще нужно возвращаться на свой прошлогодний уровень. Все-таки 200 стартов, проведенных в прошлом году, дают о себе знать.

– С учетом Универсиады стартовали вы действительно очень много. В чем именно зимой проявлялась усталость?

– Этапы Кубка мира проходили в течение трех-четырех месяцев. Спринтерам между этапами серьезные нагрузки нежелательны, поэтому все осеннюю тренировочную работу я пропустил. Хотя стартовой, безусловно, сделал много. Так вот упущенную работу мне нужно было нагонять за эти четыре месяца. Вернее сначала пришлось возвращать форму, а затем подкреплять ее объемами.

– Как это совмещалось с учебой в университете, в котором вы зимой планировали восстанавливаться?

– Решил, что пока его заканчивать не буду. Скорее всего, до самого окончания карьеры. На таком уровне совмещать тяжело.

– Еще вы собирались тренировать ребят из университетской группы, с которыми сами ранее занимались.

– Это было. Хоть и немного. Что-то около часа, максимум двух в неделю.

– Понравилось?

– Да, было интересно понаблюдать за плаванием с другой точки, с бортика. Оказалось, это тяжелее, чем я думал. Сам-то ты понимаешь, что нужно поправить, а вот объяснить это спортсмену – совсем другое дело. Понял, что если в этой области хочешь чего-то добиться, также нужно набираться опыта.

– То есть, вариант с тренерской деятельностью после окончания карьеры вы не исключаете?

– Совершенно не исключаю.

– Какие-то громкие имена среди ваших учеников были?

– Например, русский немец Дима Колупаев, который в составе своей эстафеты 4х200 м стал четвертым в Лондоне. Спинист Лукаш Пензолла. Он еще нигде не выступал, но очень перспективный парень. Есть еще пара-тройка хороших ребят.

– Будете за ними теперь следить по ходу сезона, переживать? Как-никак, душу вкладывали, время.

– Душу я в них не вкладывал (смеется). Как были они моими друзьями, так и остались.

– Рядом с вами в Америке тренируется трехкратная чемпионка мира Юлия Ефимова. Общались с ней после того неприятного известия?

– Да, я поддержал Юлю. Таких пловцов, как она, очень мало. Юля ведь призер Олимпийских игр, устанавливала мировые рекорды. Мы всей ей очень гордимся и нужно подбадривать человека в непростой момент.

– Какой план подготовки после чемпионата России?

– Сначала полечу в Лос-Анджелес, а где-то через месяц вернусь в Волгоград. Хочу попробовать провести всю подготовку с Виктором Борисовичем Авдиенко и посмотреть, во что это выльется на чемпионате Европы. Если получится хорошо, то и в дальнейшем буду приезжать в Волгоград пораньше, делать специальную работу здесь. Нынешний сезон – что-то вроде репетиции перед чемпионатом мира в Казани и Рио-2016.