20-25 апреля в Москве пройдет чемпионат России – отбор на августовский чемпионат Европы в Глазго. Накануне турнира в Москву прилетела главная звезда российского плавания – 26-летняя Юлия Ефимова.
– Что за история приключилась с вами уже в аэропорту?
– Не пришел массажный стол. Больше часа потратили на то, чтобы просто оформить документы. Нас посылали то туда, то сюда. Наверное, это потому что мы улыбались. В России же все работает по-другому: начинаешь ругаться – и тебе только после этого все делают.
– Сильно ругались?
– Нет, в какой-то момент меня узнали. Спросили: "А, это вы та самая Ефимова"? И процесс пошел. Но я считаю, что так тоже не совсем правильно. Конкретно в той ситуации это было хорошо для меня, но ведь если я была бы обычным человеком, боюсь представить, сколько бы времени еще провела там.
– Об этой истории я узнал из ваших соцсетей. В Инстаграме, кстати, вы не так давно выложили фото, которое растиражировали многие издания. Дело в подписи. "Говорят, у пловчих плохие фигуры. Что делать? Как дальше жить"?
– Ведь действительно так говорят. Общаешься с людьми, они рассказывают, что у пловчих плохие фигуры. Потом узнают, чем я занимаюсь, удивляются: "Ой, а ты пловчиха? Мы не знали". Иногда слышу, что у меня плечи такие большие.
– А вы?
– Мне это не мешает. Это у тех, кто так говорит, какие-то проблемы с плечами (смеется).
К ЧЕМПИОНАТУ РОССИИ НЕ ПОДВОДИЛАСЬ
– Давайте о чемпионате России, который стартует в пятницу. Насколько хорошо готовы к нему?
– Специально не подводилась. Как обычно. Задача – просто отобраться на чемпионат Европы. Высокие результаты планируем показывать там. Что касается подготовки, то она прошла не совсем по плану. Все началось еще зимой, когда из-за травмы снялась с чемпионата России на короткой воде. Только в январе-феврале пришла в себя. Потом были другие проблемы. Например, последнюю неделю проболела. Покупалась разве что два-три дня последних. Но, надеюсь, все будет нормально.
– Вам же еще акклиматизироваться нужно успеть. Только-только прилетели из-за океана. Сегодня сколько спали?
– Два часа.
– Может, стоило приехать на недельку раньше?
– Я всегда прилетаю впритык к чемпионату России, для меня так лучше всего. Но обычно сплю нормально, не знаю, что сейчас со мной такое. Возможно, это из-за болезни.
– Не страшно выходить на старт на фоне всего этого?
– Из-за болезни небольшие переживания есть. Но, думаю, уже после первого дня станет понятно, нужно ли переживать дальше.
ТРЕНИРОВКИ С ЛЮБИТЕЛЯМИ
– Вы снова готовились в Америке. В России вообще не вариант?
– У нас пока не вижу условий, а там чувствую себя хорошо. Особенно в плане климата. Если я в тепле умудряюсь простыть, то представьте, насколько чаще болела бы тут. Плюс в Америке мой тренер – Майк, физиотерапевт по залу, у него я лечилась. У него очень интересные занятия, мы работаем уже три года. Если куда еще ехать, нужно брать его с собой, а это очень затратно. Куда проще мне самой проводить сборы там.
– На воде вы работаете с отцом?
– Да.
– Насколько комфортно вам было тренироваться в этой межсезонье одной? Скучно же.
– Одной – 100 процентов. Но я плавала не одна. Там веселая история.
– Расскажите.
– Иногда людей, которые со мной тренировались, было даже чересчур много. Как все случилось: мы просто плавали в бассейне и познакомились с еще одним хорошим тренером. Женщиной. У нее группа молодых парней, которые показывают результаты примерно моего уровня, плюс один мужчина, которому лет 65. Вот и начали вместе тренироваться.
При этом тот мужчина все тренировки плавал со мной. От и до – каждый день! И по результатам старался тянуться.
– Он любитель?
– Да, просто любит плавать. Иногда выступает на ветеранских соревнованиях, но очень редко. Успела привязаться к этой группе. Все ребята добрые.
– Но это ведь не тоже самое, что тренировки в группе с жесткой конкуренцией.
– Иногда легче тренироваться с молодыми или совсем взрослыми людьми, которые не занимаются профессионально. Потому что они плавают для себя, просто делают то, что любят.
У многих спортсменов же другое мировоззрение, они делают работу, как из-под палки. Их нужно заставлять. В той группе такого не было и близко. Примерно такая же ситуация была, когда мы проводили сбор в Анапе с юными спортсменами. У них есть желание, глаза горят. Это совсем другая атмосфера, нежели, когда приходится повторять кому-то: "Работай, работай, работай". В таких случаях ты тащишь на себе всю команду, хотя, по идее, это команда должна помогать тебе. Нужно быть всем на одной волне.
– Правильно понимаю, что зимой лучший вариант – тренироваться в Америке? И к Токио-2020 вы будете готовиться именно по такой схеме.
– К Токио мы все-таки будем перебираться к востоку. В Австралию, например.
– С организационной точки зрения это не сложно?
– Я общалась со многими спортсменами. Меня уже пригласили в Голд-Кост. Там всегда хорошая погода, много бассейнов. Один из тренеров австралийской сборной обещал помочь все устроить. Ему тоже выгодно. У него дочке 16 лет, она брассистка. Говорит: "Будем давать тебе ее, чтобы тренировалась рядом". Так что в следующем году в январе планирую ехать туда.
НАУЧИЛАСЬ ОЧЕНЬ ХОРОШО ПЛАВАТЬ С "ДЕЛЬФИНЬИМИ НОГАМИ"
– Считается, что даже два подряд жестких сезона – это очень сложно как эмоционально, так и для организма. У вас такими были три последних года, которые вместили Олимпийские игры и два чемпионата мира. Не было мыслей пройти этот год в легком режиме?
– Я хорошо отдыхаю после сезона. Вот в прошлом году в марте были старты в Австралии и перед ними я тренировалась всего три недели. Но это были очень тяжелые недели. Папа постарался.
Сейчас же было три месяца, и мы втягивались очень мягко. Плюс параллельно ногу долечивали. За три этих месяца не проделали ту работу, которую в прошлом году сделали за три недели.
– Ничего себе.
– Да, постепенно увеличивали нагрузку. Вот на сборе в Италии, который планируется после чемпионата России, будем работать куда серьезнее.
– Туда поедет вся EfimovaTeam?
– Да, только она в последнее время заметно переформатировалась. О подробностях пока говорить не хочу.
– С ногой сейчас все в порядке?
– Старую травму, тьфу-тьфу, залечили. Но появились другие проблемы. Пахи. То левый, то правый. Это для брассистов обычное дело, не очень серьезно. Но, наверное, месяц я брассом вообще не плавала.
– Месяц?!
– Только кролем и дельфином.
– А ощущения не теряются?
– Могу плавать только с "дельфиньими ногами". А что делать? Либо вообще не плавать, либо терпеть, но тогда будет надрываться дальше.
– Так себе варианты.
– Поэтому приходится делать акцент на руки. И с "дельфиньими ногами" я научилась очень хорошо плавать.