22 ноября 2012, 18:10

Максим Шмырев: "Пинг-понг демократичнее настольного тенниса"

Гостем редакции "СЭ Интернет" стал Максим Шмырев – пятикратный чемпион страны, вице-президент Федерации настольного тенниса России, а также действующий чемпион мира по пинг-понгу.

Именно о пинг-понге – сравнительно недавно возникшей разновидности настольного тенниса – и пошла речь в нашем разговоре. Благо уже в ближайшие выходные, 24 и 25 ноября, пройдет российский отбор ко второму в истории чемпионату мира по этому виду спорта.

- Официально соревнования будут называться "1-й Кубок Максима Шмырева по пинг-понгу", - рассказал Шмырев. - Мы проведем их на базе подмосковного спортклуба "Топспин" – это хорошо известное для любителей настольного тенниса место. Столов там достаточно, так что мы рассчитываем, что смогут принять участие от 50 до 100 человек. А тройка призеров получит путевки на чемпионат мира, который состоится в начале января в Лондоне.

ОТКАЗ ОТ ВРАЩЕНИЙ

- И все же, что такое пинг-понг? Для большинства это слово – просто синоним настольного тенниса.

- На самом деле, это один из видов настольного тенниса, своего рода возвращение на несколько десятилетий назад. Суть вот в чем. Как известно, современный настольный теннис – это профессиональный вид спорта, с 1988 года входящий в олимпийскую программу. Он невероятно сложен технически – настолько сложен, что практически непонятен широкому зрителю, а значит, невыгоден для телевизионного показа. Представьте, подходит к столу очередной мастер из Китая, выполняет хитрую подачу – и его соперник принимает ее куда-нибудь в стену или в потолок. Неискушенная публика просто не поймет, в чем дело: что же это за спортсмены, которые занимаются своим видом 20 лет, а не могут принять подачу! Другое дело, когда, например, Роджер Федерер в теннисе подает со скоростью 200 километров в час – там всем ясно, почему такой мяч сложно принять.

- А в настольном теннисе?

- Все дело в сумасшедших вращениях, которые придаются мячу современными ракетками. Простой пример. Если вы не занимаетесь настольным теннисом в течение хотя бы года, то из 20 подач, которые я вам подам, вы почти наверняка не примете ни одной. И не просто не сумеете перебросить мяч на мою сторону стола, а вообще направите его непонятно куда – и еще будете смеяться своему неумению отбить его в желаемом направлении. Одним словом, вращения – это главная и самая сложная часть современного настольного тенниса. Связана она с используемым инвентарем: подавляющее большинство теннисистов высокого уровня играют мягкими резиновыми накладками, наклеенными на губки разной толщины. Если же отказаться от мягкой резины и губок и наклеивать на ракетки более жесткие накладки, игра меняется.

Одно известное направление подобного рода – это так называемый хардбат. В нем все играют одинаковыми основаниями с накладками без губки шипами наружу. Похожие ракетки в советские времена производились в Эстонии и стоили рубль 25 копеек. В пинг-понге же вместо накладок используется наждачная бумага. Такая ракетка практически не "цепляет" мяч, и соперники обмениваются плоскими ударами без вращения.

- Как это сказывается на характере игры?

- Прежде всего, мяч дольше держится на столе, зрители лучше понимают, что происходит. Розыгрыши становятся более продолжительными, более захватывающими. В то же время эта дисциплина также требует серьезной физической подготовки и регулярных тренировок. В целом примерно так и играли в настольный теннис раньше, когда еще не были изобретены современные накладки. На мой взгляд, эта разновидность тенниса более демократична, более открыта, в ней успеха вполне могут добиться и непрофессиональные игроки.

- А как вы пришли в пинг-понг?

- Меня просто пригласили принять участие в первом чемпионате мира, который состоялся в феврале 2011 года в Лас-Вегасе. Мне стало интересно. До этого я никогда наждачными ракетками не играл, только однажды принял участие в турнире по хардбату. Я сделал похожую ракетку своими руками, пару недель ей потренировался – и мне понравилось. Теперь играю в пинг-понг регулярно, а в Лас-Вегасе сумел отстоять честь России и стать лучшим среди 16 участников со всего мира.

- Что принесло вам успех?

- Я стараюсь действовать в остроатакующей манере – нападаю с обеих сторон, играю близко к столу. В пинг-понге такая модель игры пока не очень распространена: те же хардбатчки предпочитают отходить в среднюю зону и выполнять больше защитных ударов, особенно слева.

- Защитникам, наверное, в целом проще приспособиться к условиям пинг-понга?

- Да, конечно. И защитникам, особенно если они в "обычной жизни" используют шипы (накладки с пупырями наружу. – Прим. "СЭ"), и другим игрокам с нестандартным инвентарем адаптироваться проще. А вот традиционным нападающим, полагающимся на свойства мягкой резины – на ее упругость, на эффект катапульты, - сложнее. В любом случае, главное – это понимание базовой техники. И тут, конечно, преимущество у профессиональных теннисистов: им легче учиться по ходу, они быстрее понимают, что именно нужно поменять в своей игре, чтобы адаптироваться к необычному инвентарю. Но, повторю, и у любителей есть хорошие шансы на успех. Надеемся, что в ближайшие выходные именно они и придут на наш турнир. Хотя, по моим данным, на нем планируют выступить и некоторые профессионалы.

ВАЛДНЕРУ ПРИДЕТСЯ НЕЛЕГКО

- А кто-нибудь из мировых звезд настольного тенниса принимает участие в соревнованиях по пинг-понгу? Насколько вообще пинг-понг распространен в мире?

- Пока он несколько менее известен, чем тот же хардбат. Но ведется активная работа по его продвижению. Первый чемпионат мира, как я уже говорил, организовали американцы – и репортаж об этом турнире потом в течение года показывали по ТВ в США и Европе. Вообще, именно на телевидение сейчас делается основной упор. Чемпионат в Лондоне будет транслировать известная британская телекомпания, специализирующаяся на показе таких популярных видов спорта, как снукер и дартс. Кроме того, Международная федерация настольного тенниса дала согласие на то, чтобы турниры официально назывались чемпионатами мира по пинг-понгу.

О своем желании выступить в Лондоне уже заявили выдающиеся теннисисты – швед Микаэль Аппельгрен и сам Ян Уве Валднер. Обеспечить их участие в турнире будет для организаторов делом чести. Я тоже приеду в британскую столицу и надеюсь защитить свой титул.

- Как расцениваете свои шансы в возможном матче с великим шведом?

- Валднер – это Моцарт настольного тенниса. Он всегда славился изумительной техникой, фантастическим чувством мяча, гениальными комбинациями. Я слышал, что Валднер уже начал тренироваться с наждачными ракетками, так что он наверняка будет опасен и в пинг-понге. Мне было бы очень интересно встретиться с этим великим игроком – и даже попробовать его победить. Все-таки многое зависит от времени, потраченного на тренировки. Например, когда я только начал тренироваться ракетками с наждачным покрытием, я вскоре стал с легкостью побеждать игроков, которые в настольном теннисе находятся со мной на одном уровне. В партии до 11 очков я давал им фору в девять – и выигрывал!

- Кстати, турниры по пинг-понгу проводятся по обычным правилам?

- Наш турнир пройдет по стандартному регламенту. Но вообще есть интересные задумки. Например, в том же Лас-Вегасе использовалось правило удвоения очков: в определенный момент спортсмен мог "назначать" розыгрыш, победа в котором приносила не одно, а два очка. Возможно, уже после лондонского чемпионата мира мы будем вносить изменения и в наши правила. Хотим организовать официальную федерацию пинг-понга, наладить массовое производство наждачных ракеток (мы уже начали, но на подготовку у нас было совсем мало времени) и сделать многое другое. Одним словом, будем популяризировать пинг-понг как зрелищную, доступную широкой публике разновидность настольного тенниса.

- Напоследок хотелось бы узнать ваше мнение о положении дел в российском настольном теннисе – в его "традиционном" варианте.

- На европейском уровне у нас сейчас достаточно крепкие позиции – особенно у мужчин. Пятеро российских теннисистов играют на уровне первой сотни мирового рейтинга – такого у нас не было на протяжении 40 лет. К сожалению, мы не слишком удачно выступили на недавнем чемпионате Европы в Дании, но нужно сделать скидку на то, что в нем не участвовали три сильнейших игрока мужской сборной страны. Есть у нас яркие личности и в женской команде.

В целом я вижу хорошие перспективы для развития российского настольного тенниса. В планах ФНТР – открытие нескольких региональных центров настольного тенниса, и это будет огромным шагом для правильного развития нашего вида спорта в России.

Николай КОРОТАЕВ