2 июня 2020, 13:45
Портал Sportscasting назвал россиянку Марию Шарапову и Монику Селеш самыми выдающимися из теннисисток, которые практиковали громкие крики во время своих ударов по мячу. Издание констатирует, что мода на оглушительные стоны на корте началась еще в 1980-е, но Селеш и Шарапова вывели данный тактический и психологический элемент на новый уровень. Действительно, благодаря этим чемпионкам теме кричащих теннисистов стали уделять повышенное внимание и выяснили массу интересных подробностей. В какой-то момент Международная федерация обсуждала вопрос о запрете подобных воплей как непристойных и даже жульнических.
Кричал во время своих ударов еще Джимми Коннорс в 1970-е. Но настоящим популяризатором подобного стиля стал американский тренер Ник Боллетьери. Из его академии вышло множество великий крикунов — Андре Агасси, Моника Селеш, Мария Шарапова и Мишель Ларшер де Бриту. Последняя может и не достигла в теннисе больших вершин, но португалке принадлежит рекорд по громкости крика на корте — 109 децибел. Это сравнимо с шумом, который издают работающие винты вертолета.
Боллетьери объяснял, что стоны (которые специалист называл «выдохами») помогают теннисистам снять психологическое и физическое напряжение, а также «повысить концентрацию и увеличить силу удара по мячу». Исследования действительно показали, что вскрик во время удара может увеличить его мощь до 7 процентов. Хотя это не универсальный рецепт, а дело привычки. Кроме того, есть мнение, что «выдохи» помогают поддерживать игровой ритм.
В отношении «крикунов» возникали и не самые хорошие подозрения. Главные из них были основаны на том, что любители стонов становятся громкими только во время матчей, а на тренировках их практически не слышно. Соперники Агасси, Селеш и де Бриту многократно жаловались на то, что слишком шумные «выдохи» оказывают на них дополнительное давление или просто раздражают. Порой судьи делали предупреждения особо шумным игрокам за излишне громкие возгласы.
В 2011 году Каролина Возняцки публично обвинила громких учеников Боллетьери в жульничестве. По ее мнению, крики на корте на самом деле призваны заглушить удары ракеткой. По этому звуку многие профи способны определить направление и силу полета мяча. А из-за воплей на другой стороне корта реагируют на 30 миллисекунд позднее. Это приводит к отставанию при перемещении по площадке примерно на полметра. В некоторых случаях подобная фора может оказаться решающей.
Также ученые выяснили, что теннисист начинает кричать громче, когда проигрывает. То есть на подсознательном уровне он таким способом пытается воздействовать на соперника. При этом другие специалисты говорят, что возгласы на корте — это не приобретенная, а врожденная особенность. Множество людей издает непроизвольные звуки во время своей работы в тот момент, когда у них нет необходимости сдерживать себя.
Яростным противником громких стонов во время матчей является легендарная Мартина Навратилова. «Крики на корте достигли неприемлемого уровня. Это чистой воды мошенничество, — считает великая теннисистка. — Настало время с этим что-то сделать. Посмотрите на Роджера Федерера — он не шумит, когда бьет по мячу, и это не мешает ему выполнять классные удары». Впрочем, Навратиловой тут же напомнили, что другие лидеры мужского тенниса Рафаэль Надаль, Новак Джокович и Доминик Тим время от времени издают в ходе своих матчей довольно громки звуки.
А в женском теннисе возникает еще один нюанс. Крики девушек одним болельщикам кажутся очень сексуальными, а другим — непристойными. Для Марии Шараповой это была своеобразная фишка, часть ее звездного имиджа. А после завершения карьеры россиянки неофициальный титул чемпионки среду «крикуний» перешел к Арине Соболенко из Белоруссии. Надо ли приравнивать стоны во время ударов к мату на корте или к бросанию ракеток? Дискуссия на эту тему, видимо будет идти еще очень долго.