Знаменитый теннисист, экс-лидер мирового рейтинга в беседе с корреспондентом "СЭ" высказал свое мнение относительно провала российской мужской сборной в Кубке Дэвиса, где она впервые с 1992 года оказалась за пределами Мировой группы.
- Вылет из Мировой группы меня не удивил, - задал тон разговору сам Сафин (который, кстати, дважды был победителем Кубка Дэвиса). - С учетом того, каким был наш состав, и травмы Игоря Андреева, полученной в первый же игровой день, было понятно, что с такой командой, как Бразилия, к тому же в гостях, бороться на равных нам будет тяжело.
Но это поражение - проблема не конкретных игроков, а системы в целом. В российском теннисе сейчас существуют большие пробелы: молодых перспективных теннисистов особо нет, а если они и появляются, то отслеживать их, по сути, некому. Вот поэтому талантливые ребята и пропадают. У кого есть возможность, те уезжают тренироваться за границу - и, слава богу, потому что на данный момент в России нет ни баз, ни тренеров, которые стояли бы на корте с утра до вечера и пахали. Весь этот процесс у нас не налажен.
- В федерации тенниса России вновь и вновь повторяют: мол, если у организации появится достойное финансирование, то ситуация кардинально изменится. Согласны?
- На мой взгляд, даже при существующем финансировании кое-что можно поменять и заставить работать некоторые направления. Понятно, что для развития больших программ нужны деньги. Раз ФТР на протяжении многих лет их особо не получает, то это скорее политический вопрос. Ведь объем дотаций и субсидий, которые получает теннис по линии Министерства спорта, куда меньше, чем у многих других федераций.
Но так как в ФТР я не работаю, мне сложно данный вопрос обсуждать. На тему недостаточного финансирования тенниса лучше поговорить с президентом федерации Шамилем Тарпищевым и министром спорта Виталием Мутко.
- Вы же были вице-президентом ФТР?
- Уже нет. Не все задуманное получалось осуществить, поэтому решил пока отойти в сторону.
- Но знаю, что вы лично продолжаете помогать некоторым нашим молодым теннисистам. Устроили их в испанские академии.
- Да, Женя Донской (22 года, № 121 в мире. - Прим В.Л.) и Саша Румянцев (20 лет, № 721. - Прим. В.Л.) достаточно давно тренируются в Валенсии. Характерный штрих: два года назад Донской был трехсотой ракеткой мира, на него особых надежд не возлагали и говорили, что это сбитый летчик, у которого ничего не получится. Я же считал иначе, хотя мне тогда никто не верил. Прошло два года - и Женя уже самый перспективный из всех молодых.
Но по большому счету подтягиванием молодежи, финансированием, поиском спонсоров, составлением календаря игрока должен заниматься не я, а федерация. И думаю, что таких примеров можно привести предостаточно. Нам всем сейчас надо просто немного поднапрячься и поработать. Кстати, у меня ушло два года на то, чтобы наладить рабочий процесс вокруг Донского: решить все с тренерами, сделать так, чтобы у Жени были нужные ракетки, кроссовки, струны и так далее.
- То есть вы контролируете тренировочный процесс Донского?
- Вместе с его тренером мы составляем календарь, просчитываем, чтобы Женя шел ровно по сезону и не терял позиций в рейтинге. Мне кажется, потенциал у него есть, и Донской может стоять в первой полусотне. Думаю, что через год поближе к первой сотне подтянется и Румянцев.
- Существовал вариант, при котором Донской мог поехать в Бразилию на матч Кубка Дэвиса…
- Я был против этого. Почему? Женя в последние полгода практически не выступал на грунтовом покрытии и свой последний матч на земле выиграл в конце марта - начале апреля. При этом впереди у него в графике значится ряд крупных турниров: помимо Санкт-Петербурга это соревнования в Валенсии, наверное, "Мастерс" в Париже, и пока не понятна ситуация с "Кубком Кремля".
Согласитесь, было бы глупо лететь на пять дней в Бразилию, чтобы посидеть там на скамейке запасных и затем вернуться в Россию. К тому же переход с грунта на быстрое покрытие в зал дался бы ему нелегко. В этом возрасте теннисист из-за подобных переходов может выпасть из ритма на месяц, и тогда ожидать от Жени хороших результатов в конце сезона не стоило бы. Сейчас у Донского есть возможность закрепиться в первой сотне рейтинга, чтобы нормально начать следующий сезон, а не болтаться во второй сотне и играть квалификацию Australian Open-2013.
- Хорошо, а что нам тогда делать с Кубком Дэвиса, если все игроки - и перспективные молодые, и более опытные - заняты своими личными делами?
- На данный момент про Кубок Дэвиса нам надо забыть. Мы находимся в той группе, в которой заслужили быть. Результат в свое время в этом турнире был показан, и сейчас особенно ощущается, где была Россия в мужском теннисе и куда мы в итоге пришли.
Когда в своих лучших кондициях находились Женя Кафельников, Миша Южный, Коля Давыденко и я, то нам как-то удавалось латать заплатки в сборной, а сейчас этого нет. Нам в первую очередь надо заниматься детьми - просто брать их и работать с нуля. Только делать это надо, имея определенную программу. Многие ругают испанскую школу, но в этой стране дети выходят на корт в девять утра и до самого вечера тренируются, а у нас - час-полтора. И разошлись. Тот же Донской в промежутке от 16 до 18 лет играл в год по 15 турниров, а это очень мало. В его возрасте необходимо было играть по 30-35 турниров, чтобы набираться соревновательного опыта. Вот сейчас он и наверстывает упущенное.
Понимаете, в работе с детьми и юниорами не должно быть демократии, каждый должен знать свое предназначение и четко исполнять выбранный план. Иначе зачем этим вообще заниматься? Помимо всего прочего в нашей стране есть и еще одна проблема - так называемые теннисные родители. Многие из них считают, что все знают и разбираются в теннисе лучше всех. В итоге одно на другое накладывается, поэтому у нас сейчас и возникли такие проблемы.
При нормально выстроенной работе отдачу можно будет ожидать только через 5-7 лет, раньше особо крупных успехов у нас не будет. Наши молодые игроки - Андрей Кузнецов (21 год, № 116 в мире. - Прим В.Л.) и тот же Донской - немного запаздывают, и надо подождать, чтобы окончательно понять, в кого они в итоге вырастут. Но согласитесь, что два перспективных теннисиста на такую большую страну, как Россия, - это слишком мало. А вот когда перейдем на системную работу, то, возможно, у нас будет, как в Испании, - по четыре-пять человек в первой двадцатке рейтинга. Сейчас же, помимо красивой техники российских игроков, мы ничем болельщиков порадовать не можем.
- И все-таки вопрос, оставшийся без ответа: кого нам выставлять на ближайшие матчи Кубка Дэвиса?
- Если есть желание подтягивать молодежь, то надо заранее с ребятами все обговаривать. Чтобы они задолго до матча Кубка Дэвиса знали, когда и где будут выступать, и начинали подстраивать под это свой график. А сейчас игроки не всегда это понимают, и когда раздается звонок из федерации, то программа у них уже сверстана иначе - под себя.
У нас не любительская сборная, все ребята - профессионалы. А коли так, то хватить работать по принципу "заплаток для сборной".
Владас ЛАСИЦКАС