26 ноября 2009, 20:28
Президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев дал пресс-конференцию, на которой подвел итоги сезону-2009, рассказал о матче Кубка федерации с Сербией, а также поделился своим мнением о перспективах некоторых российских теннисисток.
- В нынешнем сезоне наши результаты по ряду причин оказались хуже тех, что были в прошлом году. Но мы остаемся ведущей теннисной державой. Я изучил итоги наших выступлений на всех существующих международных турнирах по состоянию на 23 ноября: у нас 356 победителей. В прошлом году было 432, - сказал Тарпищев.
- В Кубке федерации и в Кубке Дэвиса мы могли реально претендовать на победу, в большей степени это касается женских соревнований. Нас подкосил календарь и в какой-то мере финансы. Календарь, я считаю, составлен неразумно. Большинство матчей Кубка Дэвиса и Кубка федерации стоят сразу после турниров "Большого шлема". Неудивительно, что ведущие спортсмены, которые там играют до конца, не имеют возможности для полноценного отдыха и тренировок. Снимать их с турниров и платить штрафы мы не можем, потому что этим мы нарушим их борьбу за позиции в рейтинге, а ведь на данный момент сразу четыре наши спортсменки могут претендовать на первое место по итогам года. Так что приходится выбирать и расставлять приоритеты.
Первый матч Кубка федерации в следующем году будет очень сложным. Придется возвращаться из Австралии, играть в Сербии, а потом лететь на американский континент, снова выступать на открытом воздухе. С большой долей вероятности в этом матче примут участие Павлюченкова и Клейбанова. Будем стараться сделать так, чтобы кто-то из наших лидеров тоже сыграл. Звонарева восстанавливается после операции на голеностопе, надо посмотреть, что с ней будет. Думаю, ей нельзя играть еще около месяца. У Сафиной, как вы знаете, хроническая травма, которую надо лечить. Нереальная погоня за рейтингом не приносит ничего хорошего. Нужно выбирать, где играть, где не играть, делать перерывы, как это делают сестры Уильямс и Федерер. У ведущих теннисисток – 18 обязательных турниров в году, а чтобы все они пошли в зачет, нужно играть больше. Естественно, что в таком режиме выживают только те, кто занимается своим организмом, принимает профилактические меры.
- Не могли бы вы рассказать, как проходит процесс восстановления Динары Сафиной? Где она лечится?
- Насколько я понимаю, она сейчас в Париже. Но здесь совсем не в лечении дело, потому что эта травма – хроническая. Ей не пять месяцев, а года три-четыре. Это даже не травма как таковая. Это врожденная болезнь, и надо заниматься профилактикой и играть соревнования в разумных количествах. Играть два турнира – брать недельную паузу. Если два турнира выиграла, можно и еще неделю пропустить, это нужно как-то варьировать. Нельзя начинать выступление на турнире на фоне усталости. Вы видели, как во второй половине года Сафина играла безо всякого созидания, не было творчества. Были усилия над собой, чтобы играть и выигрывать. Такого не должно быть. Выходя на корт, нужно ощущать мандраж, чтобы нервная система работала как следует.
- Как вы оцениваете шансы Анны Чакветадзе вернуться в теннисную элиту?
- Аню можно сравнить с Курниковой, с Хингис, с Возняцки, наверное. У них у всех один недостаток – недостаток скоростно-силовой выносливости. Это работа не на корте, это работа вне корта. Все теннисисты не очень-то любят работать за пределами корта, так уж исторически сложилось, потому что психика меньше, чем в других видах спорта, выдерживает монотонные нагрузки. В том числе и Аня не любит работать в этом направлении. А надо переступить через себя и сделать базисную физическую подготовку, скоростно-силовую выносливость можно развить. У Чакветадзе все есть: она играет правильно, в интеллектуальный теннис. А такой теннис нравится зрителям больше, чем любой другой. Ее проблемы не в психологии, как мы говорили раньше, а именно в этом. Нужно провести нормальный двухмесячный подготовительный сбор, направленный на развитие скоростно-силовой выносливости.
- Как бы вы оценили мировой женский теннис, в котором сейчас нет явного лидера?
- В том, что в женском теннисе отсутствует явный лидер, есть свои плюсы, потому что во множестве матчей между ведущими теннисистками невозможно спрогнозировать счет. Это вызывает больше зрительского интереса. Конкуренция по странам тоже становится выше. Для развития тенниса – это очень хорошо.
- Насколько готова Мария Шарапова провести следующий сезон? Сможет ли она вернуться на первую строчку?
- Она на правильно пути, она знает, что делает. То, что она будет сильнейшей в элите на быстрых покрытиях, несомненно. Думаю, что Шарапова будет испытывать некоторые трудности на медленных кортах, потому что ее козырь – подача. После хорошей подачи она получает позиционное преимущество, что для нее очень важно. Ведь она высокая девушка и не так быстро передвигается по корту. Соответственно, подача всегда давала ей преимущество. Если она подает первую, ей не так остро отвечают, и она уже правит бал на корте. При этом у нее хороший прием, и взять одну чужую подачу она всегда может. Но Шарапова по-прежнему имеет проблемы с подачей. Движение немного поменялось, она инстинктивно бережет плечо, подтягивает его, а это технику не улучшает. Если будет выступать в щадящем режиме и не усугубит ту травму, которая у нее была, вполне может вернуть себе звание первой ракетки мира.