10 июля 2015, 17:15
Евгений ФЕДЯКОВ из Лондона
На западной стороне Всеанглийского лаун-теннисного клуба есть одно специфическое место, скрытое от посторонних глаз. Называется оно цифровой бункер и находится в цокольном этаже телецентра, то есть почти под землей. Именно там рождается то, без чего уже давно невозможно представить ни один уважающий себя серьезный теннисный турнир, а именно – статистика.
Просто так на этот загадочный объект попасть не получится. Для этого требуется либо специальная аккредитация, либо примерно такая же электронная карточка со специальным кодом, которую многие из нас используют в своих рабочих офисах. В бункере – несколько помещений, куда во время турнира стекались данные со всех 19 уимблдонских лужаек.
– Вам, конечно, это покажется банальным, но начинается все с обычной рутинной работы наших операторов на кортах, – рассказывает Сэм Седдон, один из ведущих специалистов компании IBM, которая занимается подготовкой всей уимблдонской статистики. – Это довольно молодые, но ответственные люди. И в первую очередь именно от них зависит, насколько точными будут данные, которые мы в итоге выдаем.
Количество операторов зависит от значимости того или иного корта. На Центральном и первом каждый матч обслуживают по 3 человека, на 2-м, 3-м, 12-м и 18-м – по 2, на остальных – по одному. Вся информация в режиме реального времени передается в бункер – цифровой мозг Уимблдона, который обрабатывает ее и выдает сухие цифры примерно в 40 "номинациях". Например, подачу можно проанализировать по 9 параметрам, прием – по 6, разнообразие ударов – по 8, тактику – по 4, использование системы электронного повтора – по 7. О скорости подачи и продолжительности матча и говорить нечего. Это – классика современной теннисной статистики, без которой не представляет свою жизнь ни один болельщик.
Кстати, поклонники Марии Шараповой могут гордиться, что их любимица одержала победу в матче, который на нынешнем турнире почти наверняка останется самым продолжительным. Речь о четвертьфинале россиянки против американки Коко Вандевей, продолжавшемся 2 часа 46 минут. А вот другой шараповский "рекорд" Уимблдона-2015, увы, уже точно никому превзойти не удастся. Речь о 44 двойных ошибках, допущенных в 6 матчах, и тут, увы, хвалиться нечем.
Особое внимание – графическим технологиям, которые помогают телевизионщикам наглядно демонстрировать те или иные технические и тактически нюансы – к примеру, высоту подброса мяча при подаче Марией Шараповой или его траекторию после форхэнда Рафаэля Надаля. Сравнительно недавно стало возможным подсчитывать дистанцию, которую пробегает игрок по ходу матча. Эта информация может быть крайне любопытна специалистам по фитнесу, которых в обоих профессиональных турах все больше.
Так, прошлогодняя чемпионка Петра Квитова в своей первой встрече с голландкой Кики Бертенс особенно не напрягалась, показав суммарный результат 458,9 м. Марин Чилич в 5-сетовом поединке с Джоном Изнером, продолжавшемся 4 часа 31 минуту, пробежал более 3090,2 м, а Александр Долгополов в другом марафоне, против Иво Карловича за 3 часа 23 минуты – всего 1830,2. Почему такая разница? Все очень просто. В тот день хорват выполнил 53 эйса. Какая уж тут может быть особая беготня…