6 июля 2009, 06:10
WIMBLEDON С Евгением КАФЕЛЬНИКОВЫМ
Экс-первая ракетка мира, четвертьфиналист Уимблдона-1995 Евгений Кафельников специально для "СЭ" подводит итоги травяного турнира "Большого шлема".
- Евгений, после недавней победы Федерера на Roland Garros вы отказались признать его лучшим игроком за всю историю тенниса. Неужели не сделаете этого и сейчас?
- (Улыбается.) Мнения на сей счет существуют разные. Если кому-то хочется признать Роджера лучшим - что ж, пусть признают.
- Но ведь 15 побед на турнирах "Большого шлема" еще никто не добивался!
- Да, это рекорд. Но вопрос в другом - в условиях какой конкуренции они были завоеваны? Конечно, мы можем сейчас говорить о том, что Род Лэйвер в свое время одержал несколько побед на турнирах "Большого шлема", когда в них не участвовали профессионалы. Однако тот же Пит Сампрас сражался с такими мастерами, как Борис Беккер, Стефан Эдберг, Джим Курье. В этот список его соперников я даже не включаю игроков типа Горана Иванишевича, которые не становились первыми ракетками мира. Сейчас же АТР напоминает шоу трех-четырех человек.
- То есть мельчает, по вашему мнению, мужской теннис?
- Ну, так жестко вопрос я бы все-таки не ставил. Федереру нужно отдать должное - он, как никто другой, умеет использовать свои шансы. В этом и состоит его главная заслуга.
- Роджер скоро станет отцом. Что вы чувствовали, находясь в аналогичной ситуации в 1998 году? Легко игралось или не очень?
- Нелегко, но по другой причине. Мы в начале 1998 года расстались с моим тренером Анатолием Александровичем Лепешиным, и поэтому весь сезон получился для меня достаточно тяжелым. А тот факт, что моя жена находилась в положении, наоборот, скорее положительно отражался на моих выступлениях.
- В последние две недели в Англии только и говорили, что о Маррэе, уступившем в полуфинале Роддику. Но предыдущий лучший британский теннисист Тим Хэнмэн в одном из своих интервью заметил, что то давление, которое он ощущал во время Уимблдона, как правило, шло не от прессы, а как бы изнутри него самого. Ваш богатый опыт домашних выступлений говорит то же самое?
- Конечно. Точно такие же ощущения я испытывал в Москве, играя на "Кубке Кремля", когда понимал, что обязан выигрывать для поддержания статуса турнира. Ведь зрители везде идут смотреть в первую очередь на своих любимчиков, тем более в такой стране, как Великобритания. Впрочем, на менее крупном домашнем турнире Маррэй, скорее всего, справился бы с нагрузкой. Однако Уимблдон - это Уимблдон.
- С Роддиком сейчас работает американский тренер Лэрри Стефанки, с которым вы сотрудничали в 1999 году, когда смогли возглавить рейтинг. В чем самая сильная сторона этого специалиста?
- С тех пор немало воды утекло, и, не исключено, Лэрри сильно изменился. Но лично мне десять лет назад помогло умение Стефанки настроить на высокий результат. Вот и Роддик в последнее время прибавил. Думаю, что Энди сейчас играет несколько лучше, чем в то время, когда тренировался под руководством Джимми Коннорса.
- Теперь пару слов о женском финале. Наверное, с точки зрения борьбы за первое место, которую ведет в рейтинге Серена Уильямс с Динарой Сафиной, его исход закономерен?
- Думаю, да. Хотя Винус все-таки выигрывала Уимблдон пять раз, и ее шансы расценивались не ниже, чем шансы Серены.
- Вопрос ребром: по вашему мнению сестры договариваются, встречаясь друг с дружкой или нет?
- (Улыбается.) Есть такая пословица: не пойман - не вор. Пока мы ничего о таком сговоре не знаем, поэтому на данный момент я не сомневаюсь в абсолютной честности их борьбы.
- Сафина, несмотря на поражение в полуфинале от Винус, даже увеличила свой отрыв от Серены. Как считаете, удастся Динаре сохранить звание первой ракетки мира до конца года?
- Надеюсь, что да. Ведь вскоре начнутся турниры на американском харде - покрытии, где она чувствует себя лучше, чем на траве. Что же касается поражения Сафиной от Винус со счетом 1:6, 0:6, то я, честно говоря, был шокирован таким результатом. Сразу вспомнился финал Australian Open, где уже Серена имела над Динарой большое преимущество. Надеюсь, что у Сафиной в психологическом плане все-таки не сложился своего рода "комплекс Уильямс".
- И последний вопрос. Отличный результат, который показал на юниорском Уимблдоне наш Андрей Кузнецов, гарантирует ему светлое будущее во взрослом теннисе?
- Отнюдь нет, поскольку можно привести немало обратных примеров. Высокие результаты на юниорских турнирах - это, конечно, хорошо, они помогают заключать выгодные спонсорские контракты. Но сейчас Андрею следует еще больше внимания уделять работе. Хочется пожелать ему удачи. Надеюсь, что переход из юниорского тенниса во взрослый Кузнецову по-настоящему удастся.