7 декабря 2012, 00:20
Шамиль ТАРПИЩЕВ
В последнее время в теннисном мире много говорят о необходимости ужесточения борьбы с допингом. После того как на мужском итоговом турнире за увеличение количества допинг-тестов высказались Роджер Федерер и Энди Маррэй, их поддержал Тони Надаль, дядя и тренер Рафаэля. Тем временем официальный представитель Международной федерации тенниса (ITF) сообщил о работе над программой биологических паспортов игроков, которая, как ожидается, вступит в действие в обозримом будущем. Логичен вопрос: насколько вообще проблема допинга актуальна в теннисе?
Лично я по-прежнему убежден в том, что в плане применения запрещенных препаратов наш вид спорта - один из самых чистых. Чрезвычайно насыщенный профессиональный календарь, не лимитированные по времени матчи и множество других факторов делают незаметное использование допинга в теннисе не только маловероятным, но зачастую и попросту бессмысленным. Разумеется, игрок может рискнуть ради победы в каком-то отдельном матче. Однако, предпринимая подобную попытку, он должен понимать, что этот криминал почти наверняка будет обнаружен, поскольку все чемпионы и финалисты турниров ATP, WTA и тем более "Большого шлема" обязательно проходят допинг-контроль.
В то же время надо признать, что теннис не может быть до конца застрахован от громких скандалов, подобных, к примеру, велосипедному "делу Армстронга". Причем чем больше перерывы между выступлениями конкретного теннисиста, тем реальнее подобный вариант. Выступая круглогодично, игроки практически всегда находятся в поле зрения допинг-офицеров, но во время затяжных пауз в выступлениях те, как правило, наведываются к ним куда реже. И когда спортсмен, не появлявшийся на публике несколько месяцев после возвращения на корт, сразу же начинает демонстрировать заоблачный теннис, у профессионалов не может не возникнуть законный вопрос: как подобное стало возможным?
Именно поэтому настораживает тот факт, что одних игроков в теннисе проверяют на допинг чаще, а других - гораздо реже. К примеру, согласно официальным данным ITF, в 2011 году Серена Уильямс во время соревнований подверглась тестированию от одного до трех раз, а вне соревнований - ни разу. Это очень мало, даже несмотря на то, что американка в тот сезон провела 6 турниров, на которых одержала две победы и еще один раз была в финале US Open.
Тем временем Агнешку Радванскую за тот же самый 2011 год проверяли на турнирах как минимум 7 раз плюс еще один-три раза - во время тренировочного процесса. А Светлана Кузнецова сравнительно недавно сдала за год 13 проб. Эта статистика говорит о том, что нынешняя система теннисного допинг-контроля нуждается в доработке. Чтобы все игроки находились в одинаковых условиях и ни у кого из них не страдало чувство собственного достоинства, тесты на использование запрещенных препаратов должны проводиться более равномерно.
Повторный анализ допинг-проб через несколько лет по причине совершенствования технологий обнаружения допинга - другая важная проблема, требующая оптимизации. Ведь между появлением "яда" и "противоядия" порой проходит несколько лет.
Кроме того, на данный момент в теннисе остро стоит многогранный вопрос антидопинговой культуры. Скажем, все хотят как можно быстрее восстанавливаться после тяжелых матчей. О том, сколь широк спектр разрешенных средств, которые используются игроками на корте для поддержания своих физических кондиций, можно судить хотя бы по разнообразию цветов напитков в их бутылочках. При этом спортсмен должен заранее иметь информацию о правильном использовании пищевых добавок и медикаментов, которые при том или ином сочетании могут показать наличие в организме запрещенных веществ.
Если же теннисист получает травму или банально простужается, выбор препаратов следует проводить особенно осторожно. Перед применением на первый взгляд самых безобидных лекарств зачастую требуется заполнение специальной формы, и это тоже вопрос все той же культуры, которой многим игрокам, увы, до сих пор сильно не хватает.
Шамиль ТАРПИЩЕВ - член МОК, президент Федерации тенниса России, капитан национальных сборных в Кубке Дэвиса и Кубке федерации