Волейбол

31 октября 2010, 17:00

Работа над ошибками

ЯПОНСКИЙ ДНЕВНИК
Андрея АНФИНОГЕНТОВА

Завтра для журналистов, аккредитованных в Осаке, агентство, работающее как главный туроператор на чемпионате мира, организует прогулку по городу. Ход логичный и разумный. Пишет пресса о турнире много, не обойдя вниманием и город, в котором проводятся игры.

Пока моя Осака - это игровой зал, два здешних аэропорта, два отеля, местная подземка, громадный океанариум и кусок набережной. Не так мало, конечно. Однако с учетом того, что в этот японский город ваш корреспондент приезжает второй раз, и не так много. На "Гран-при", к слову сказать, никаких экскурсий не было. Даже в столицах. Ни по Бангкоку, ни по Токио... А тут - сюрприз. Приятный. Люди явно хотят произвести впечатление, разрушив попутно мнение о своем городе, которое легко найти в интернете. Там обычно пишут, что Осака - она большая, но собой, мягко говоря, не красавица. А если уж начистоту, смотреть в этом японском мегаполисе толком нечего.

Поживем - увидим. Впечатления от одной из волейбольных столиц Японии - в одной из ближайших публикаций.

А пока - о том, для чего эта рубрика придумана.

И об ошибках, ее автором допущенных. Их, судя по записям на "стене" портала, активно обсуждают. Обсуждение меня радует - труд у ноутбука, выходит, не напрасный. Пишите больше, готов выслушать критику и пожелания. С критикой, уже прочитанной, частично согласен.

У Неслихан фамилия Дарнел, а не Осзой - тут все верно. Моя спешка, умноженная на усталость, делу не помощник.

Теперь о подсчетах, которые неизбежны, раз разговор заходит о чужих деньгах. Так вот, японские 4 тысячи долларов - это не московские 120 тысяч рублей. Жизнь в Токио дорогая. Дорого или очень дорого стоят проезд, жилье, образование и услуги. Обучение практически все платное, а суточный билет в токийское метро - это Y1000. В принципе все, как в российской столице, но японские траты ощутимо выше. Денег жителям островов, по их же признанию, постоянно не хватает, а потому они ищут подработки. Активно ищут, не отказываясь от любой возможности получить дополнительный доход.

Все эти японские детали жизни и быта - дань рубрике. Она задумана мною как возможность рассказать не столько о волейболе (для этого есть газета "СЭ"), сколько о том, что обычно остается за скобками публикаций. Япония - страна небанальная, хотя и специфическая. Как в таких случаях говорят - на любителя. Путевые заметки и наблюдения о жизни этой державы уместны. В конце концов, не только футболом, волейболом или хоккеем жив болельщик и сам спортсмен.

Теперь о других ошибках. Их, на мой взгляд, делает Международная федерация волейбола, раздувая свое главное соревнование до 24-х участников. Двадцати команд для чемпионата мира на нынешнем развитии волейбола в мире хватило бы, что называется, "за глаза". Понятно, что на таком турнире без Африки никак не обойтись, а популяризация вида спорта - одна из задач такой структуры, как ФИВБ, но зачем в Японию летели сразу 2 команды с континента, именуемого порой "черным"?! Для пользы дела там сегодня куда нужнее деньги и тренеры. Деньги - это новые залы, тренеры - обучение тех, кто может превратить Африку в место, где под ногами просто валяются волейбольные бриллианты. Им нужна только хорошая огранка. Но пока доводить до ума африканские таланты некому. Или не получается. Хотя Кению в Японию привез в качестве главного тренера Хидешира Ирисава. Известный в Японии специалист. Его персона - повод для внимания СМИ к этой команде, выигравшей шесть из семи проведенных Кубков Африки.

Еще больше квота у Norceca. Это конфедерация выставляет на чемпионат 6 команд и такая щедрость выглядит данью заслугам и авторитету многолетнего главы ФИВБ Рубена Акосты. Этот мексиканец, собственно, и превратил современный волейбол в то, чем он сегодня является - зрелищным, коммерчески успешным, хорошо продаваемым и доступным для всех продуктом. Но при всем уважении к Коста-Рике и Канаде их поездка в Японию выглядит скорее туристической, нежели спортивной.

Европейская квота в 8 команд таких сборных-участниц не предполагает. Напротив, пара крепких коллективов сюда не попала. Болгария, например. А еще есть Азербайджан, Франция, Испания, Белоруссия... Их в Японии тоже нет, хотя появление на турнире Николая Карполя, работающего с белорусской национальной командой, сделало бы для популяризации волейбола в сто раз больше, чем самое необычное расширение географии участников ЧМ.

Словом, если ФИВБ так сильно хочется проводить турнир в очень большом формате, приближенном к футбольному, то стоит серьезно подумать, как избежать откровенно проходных матчей. Они неизбежны при свидании Италии и Кении, России и Канады. Правда, и африканская сборная, и канадские девушки в третьем сете сегодня вели в счете, соперничая с фаворитами - 2:0 и 9:6. Но этот локальный успех волейбольных карликов смотрелся как поблажка со стороны Джоли, Гамовой и Ко своим соперницам, но никак не настоящим спортом. Его в таких играх просто нет.

Хотя, возможно, такие матчи - тоже часть игры. Большой игры, которая идет сегодня на Японских островах. И суть ее не только в том, кто и как тут сыграет. Куда важнее показать миру: волейбол - он глобален. Он везде. Эта игра живет всюду: даже в мусульманском Алжире и темнокожей Кении, влюбленной в хоккей Канаде и неведомой для большинства японцев и россиян Коста-Рике.

Спонсоры такой размах оценят, уж поверьте.