Чемпионат мира

6 сентября 2014, 00:22

Как отучиться жечь файеры

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Мужчины

Спецкор "СЭ" пообщался с офицерами безопасности, один из которых прикреплен на время турнира в Польше к нашей команде, а второй отвечает за порядок на "Эрго-Арене" и улицах Гданьска до, во время и после игр.

Владимир МОЖАЙЦЕВ

К вопросам безопасности участников и гостей чемпионата мира в Польше подходят очень серьезно. Офицеры вроде господина Эффенберга, сопровождающего всюду нашу делегацию, прикреплены к абсолютно всем командам. Серьезную работу проделывают и такие специалисты, как господин Шинкевич, чьей задачей является обеспечение праздничной, доброжелательной атмосферы вокруг турнира.

Получается у поляков замечательно! Чемпионат мира начался с невероятных 62 тысяч болельщиков, которые посетили матч открытия в Варшаве. И с тех пор ни в одном из городов, где проходят игры мирового первенства, не случилось ни одного эксцесса. Зрители просто получают удовольствие от волейбола. И спорту нисколько не мешает та самая "фанатская проблема", из-за которой у нас в стране даже футбольная сборная, не говоря уже о клубах премьер-лиги, часто играет при полупустых трибунах.

За последние годы Польша эту "проблему", по сути, искоренила благодаря многочисленным мерам, которые было бы неплохо взять на вооружение и России.

НЕВИДИМКИ НА СТАДИОНЕ

– Польша успешно провела баскетбольный ЧЕ-2009, футбольный Euro-2012, сейчас принимает волейбольный ЧМ, а в следующем году здесь пройдет гандбольный ЧЕ… Для разных видов спорта безопасность обеспечивается по-разному? – вопрос Шинкевичу.

– Разумеется, надо делать поправку на аудиторию. У футбола она самая большая. Но принципы работы секьюрити везде примерно одинаковые. Сейчас мы принимаем те же самые меры, что и во время Euro двухлетней давности. Вовсю используем опыт того форума.

– Существует норматив – сколько полицейских должно приходиться, скажем, на тысячу болельщиков?

– На тысячу – десять человек, на сотню – соответственно один. Но не полицейских (хотел бы это подчеркнуть!), а сотрудников охраны или стюардов. В Польше за порядок на спортивной арене, а также на подступах к ней непосредственно отвечают организаторы.

Впрочем, и полиция не бездействует. Сейчас на улицы Гданьска дополнительно отряжено 400 полицейских. Около отеля, где разместились команды группы С, круглосуточно дежурят несколько нарядов. Присутствуют в городе и отряды быстрого реагирования. Стоит где-то вспыхнуть искре конфликта – один из них тут же прибудет на место.

Есть наши сотрудники и на арене, правда, их не видно, так как одеты они в штатское… Вот на футбольных матчах, где собирается более агрессивно настроенный болельщицкий контингент, мы секрета из своего присутствия не делаем. Но и там внутрь арены полицейские не заходят – дабы лишний раз не раздражать и не провоцировать фанатов.

– В Варшаве на матче открытия собралось 62 тысячи зрителей. Возникли сложности с обеспечением безопасности?

– По рассказам коллег: никаких! А все потому, что в Варшаве, Гданьске и вообще всех городах нынешнего турнира разработана правильная логистика перемещений болельщиков. Нет перебоев в работе общественного транспорта, там, где нужно, выделены в нужном количестве дополнительные маршрутные рейсы, обладателям личного авто всегда хватает места на парковках возле арен. При этом любая попытка пронести на матч пиротехнику пресекается на корню.

БИЛЕТЫ ПО ДОКУМЕНТАМ И НИКАКИХ ШАРФОВ НА ЛИЦАХ

– В России использование фанатами пиротехники в последние годы стало огромной проблемой. Пусть это и не терроризм – но все равно явление очень опасное.

– С файерами и петардами в Польше борются жестко и эффективно. Для этого разработан ряд специальных мер. Во-первых, билеты на футбол у нас продаются строго по документам. И на самом билете проштамповывается фамилия покупателя. Во-вторых, на каждом стадионе установлено огромное количество видеокамер. Едва попав на трибуну, человек тут же оказывается под их "прицелом". А в-третьих, у нас строго запрещено заматывать лицо шарфом или банданой. Так что выявить нарушителя несложно. В 99 процентах случаев мы задерживаем его прямо на трибуне.

– Какие наказания предусмотрены, скажем, за зажженный файер?

– Для начала – очень большой штраф. А в случае рецидива нарушитель лишается права ходить на футбол. Если его действия представляли угрозу для здоровья окружающих, предусмотрены и более серьезные формы наказания. Так что каждый файер у нас – настоящее ЧП.

– Во время Euro-2012 в Гданьск приезжала большая группа российских полицейских начальников, с которыми я обсуждал все эти меры, – вступает в беседу господин Эффенберг. – И тогда мой рассказ произвел на коллег большое впечатление. Они уверяли, что попробуют использовать польский опыт в России, потом я читал их интервью на эту тему… Но, как я понял, некоторые ваши законы не позволяют должным образом бороться с хулиганством на стадионах. Значит, надо менять законодательство!

– После футбольных матчей российские фанаты любят пошуметь, попить пивка, а то чего и покрепче. В Польше такая проблема существует?

– Безусловно, – отвечает Шинкевич. – Но она не перерастает в серьезные конфликты. Все излюбленные зоны скопления фанатов польской полиции известны. В Гданьске, например, это несколько местечек в Старом городе, которые мы контролируем с особой тщательностью. Зато на волейболе, который сейчас в Польше спорит по популярности с футболом, такой проблемы нет.

– Это правда, – соглашается Эффенберг. – Волейбольные болельщики после игр – я имею в виду не только чемпионат мира, но и национальное первенство страны – вместо того чтобы шляться по городу, обычно отправляются домой или в хороший ночной клуб. Увидеть кого-то из них с бутылкой водки в руке, скандирующим на улице какие-то лозунги, мне не доводилось.

РОССИЯНАМ В ГДАНЬСКЕ РАДЫ

– Во время Euro-2012 чьи фанаты доставили больше всего проблем? Российские, английские, немецкие, которые нередко используют футбол для пропаганды нацизма? – обращаюсь к Шинкевичу.

– С проявлениями нацизма или фашизма мы боремся очень строго. Если кто-то развернет флаг со свастикой – это уголовное преступление. И мы реагируем соответствующим образом: человек сразу попадает в полицию. Впрочем, подобных случаев на наших стадионах все меньше и меньше. В год – один-два. А то и вовсе ни одного.

Что касается Euro, то Гданьску "повезло" на матчи повышенной сложности. Сюда приезжали и немцы, и хорваты, и ирландцы, и итальянцы, которые порой любят оттянуться на полную катушку. Однако все службы отработали максимально эффективно. Фанаты после матчей от души шумели – но делали это весело и дружелюбно. И вместо того чтобы драться с полицейскими, с ними фотографировались.

Вот в Варшаве столкновений избежать не удалось – знаю, что наши болельщики тогда подрались с россиянами. Но из этого не надо делать вывод о какой-то ненависти поляков к вашему народу. Наоборот, в том же Гданьске русским всегда рады. После того как был упрощен таможенный режим на границе с Калининградской областью, число приезжих из России в городе увеличилось на 80 процентов! И я не помню ни одного конфликта на национальной почве.

Пользуясь случаем, хотел бы пригласить ваших болельщиков в Польшу на волейбольный чемпионат мира. Думаю, впереди у сборной России много матчей (без учета вчерашнего против мексиканцев – еще максимум 10. – Прим. "СЭ"). После Гданьска она отправится в Катовице, где наверняка поборется за золото. В общем, будет на что посмотреть. И в максимально комфортной атмосфере большого спортивного праздника.

Гданьск

Сегодня 4-й тур: Болгария – Египет, Мексика – Канада, Китай – РОССИЯ (22.15 ВМ).

Группа А. Сербия – Австралия – 3:1 (25:23, 25:22, 22:25, 25:17), Польша – Венесуэла – 3:0 (25:20, 25:13, 25:14). ПОЛЬША – 9 очков (3 игры), Аргентина, Сербия – 6 (3), Австралия, Венесуэла – 3 (3), Камерун – 0 (3).

Группа В. Корея – Куба – 1:3 (21:25, 25:23, 14:25, 22:25). Бразилия – 6 (2), Финляндия – 5 (2), Куба – 4 (3), Германия – 3 (2), Корея – 3 (3), Тунис – 0 (2).

Группа D. Иран – Франция – 1:3 (18:25, 25:14, 19:25, 27:29), Италия – Бельгия – 3:1 (26:28, 25:15, 25:16, 28:26). Франция – 7 (3), США – 6 (3), Италия, Иран – 5 (3), Бельгия – 4 (3), Пуэрто-Рико – 0 (3).