11 марта 2016, 15:20
Письмо позвало в дорогу. Московское представительство департамента туризма Каталонии организовало пресс-тур по горнолыжным курортам страны.
От таких предложений не отказываются. Даже если на лыжах последний раз стоял лет пятнадцать назад. Причем это был мой единственный опыт.
Суровые командировочные будни занесли тогда в Приэльбрусье на чемпионат России по фрирайду. Участники штурмовали целину с огромными снежными валунами и крутыми откосами, а по раскатанным склонам в свое удовольствие каталась ребятня.
Желание спуститься, если не с вершины, то хотя бы с маленького пригорка, нарастало. Смущало одно. С горными лыжами прежде дела не имел. Обычные забросил классе в восьмом. Но заглядевшись на очередной слалом пятилетней горошинки, подумал: "Чем я хуже?!" В пункте проката за 70 рублей осчастливили лыжами, ботинками, шлемом.
Вскарабкался на ближайший холм. Начал осторожный спуск. Но лыжи мгновенно развили бешеную скорость, и с криком: "Поберегись!" – врезался в первого встречного. Им оказался фотохудожник "СЭ" Андрей Каменев с камерой наперевес. Я переживал за Каменева, он – за аппаратуру. Отделались испугом. Оба.
На этом с лыжами было покончено. Казалось – навсегда. И вдруг приглашение на Пиренеи. Может, вторая попытка будет удачной?
***
Я слабо представлял, куда еду. Пока наш микроавтобус кружил по испанским серпантинам, вспоминал недавний разговор с Леонидом Слуцким. В 2010-м он впервые встал на горные лыжи. Теперь отпуска без них не мыслит.
– Горные лыжи – единственное занятие, при котором угроза здоровью настолько высока, что позволяет полностью отключиться от любых проблем, – уверял Слуцкий. – Сначала падал, конечно, но серьезных травм все-таки избежал. Сейчас получше катаюсь. Могу и по "черной" трассе – когда других вариантов нет. Но если осознанно выбирать трассу, предпочитаю "красную". Там уже научился получать удовольствие. Даже позволяю себе во время спуска о чем-то размышлять, мечтать, смотреть по сторонам, любоваться чудесными пейзажами…
Рассказ приободрил. К тому же с Леонидом Викторовичем мы в разных весовых категориях.
Опытные коллеги наперебой раздавали советы:
– На коньках кататься умеешь? Значит, и лыжи освоишь. Принцип тот же. Главное, научись тормозить "плугом".
***
Тем временем прибыли в Ла Молину. Для Алены Заварзиной – место знаковое. Не только потому, что в 2011-м выиграла здесь чемпионат мира в параллельном гигантском слаломе. Именно тогда познакомилась с Виком Уайлдом. Он еще выступал за американскую сборную. Далее – свадьба, переезд Вика в Россию, два его золота и бронза Алены на Олимпиаде в Сочи.
Ла Молина – старейшая горнолыжная станция. Открылась в 1909 году. Принадлежит железной дороге правительства Каталонии. После объединения подъемниками со станцией Маселья, курорт назвали Альп-2500.
– Тут чем удобно? По одному ски-пассу можно кататься сразу на двух склонах, – просветили меня. – В Ла Молине климат мягкий, солнечный. В Маселье снег жестче.
Совместный ски-пасс стоит 45 евро в сутки. Аренда ботинок, лыж или сноуборда – 20 евро. Час занятий с инструктором – 44 евро. Для лыжника. Инструктор-сноубордист обойдется почему-то на четыре евро дешевле.
Ла Молина – единственная в регионе станция, где созданы все условия для катания людей с ограниченными возможностями. Некоторые из них так лихо проносятся по "черным" трассам, что поражаются даже инструкторы.
***
На "черные" и "красные" трассы я не претендовал. Решил для начала ограничиться "зеленой". Первый заезд обернулся мучением. Ноги разъезжались, вместо "плуга" тормозить удавалось, лишь уткнувшись лицом в снег. Чувствовал себя на лыжах, как пастор Шлаг. Невеселые ассоциации укрепились, когда прочитал название учебного склона – Pastores.
Спустился еле-еле, потер ушибленное колено и понял – возвращаюсь в гостиницу. Заканчивать репортаж про предсезонные тесты "Формулы-1" и Даниила Квята, с которым пообщался накануне в Барселоне. Расшифровка интервью в страховку не входит. Если выписывая очередной зигзаг, сверну шею, дорогая редакция останется без заметки.
Попытка номер два была уже в Маселье. То ли трасса полегче, то ли я привык к лыжам, но за три часа катания ни разу не упал! Сложнее оказалось с удовольствием. Вот оно отсутствовало напрочь, честно. О том, чтоб любоваться пейзажами, не было и речи. Каждый спуск превращался в испытание, борьбу со склоном и самим собой. Наутро о ней напоминала боль даже в тех мышцах, про существование которых я и не подозревал. Что-то будет дальше?
***
А дальше четырехчасовой марш-бросок через перевал Порт-де-ла-Бонайгуа в долину Валь д’Аран. Это рядом с французской границей. До ближайшего аэропорта в Тулузе – 160 километров.
Знаки предупреждали о встрече с кабанами и косулями. Ни те, ни другие не попадались. Были зайцы. Ослепленные фарами, пугливо давали деру, укрываясь в придорожных кустах.
Благодаря близости к Атлантическому океану Валь д’Аран – самая снежная долина Пиренеев. Три горнолыжные станции соединены между собой: Бакейра, Берет и Бонайгуа.
Когда-то эти края облюбовал король Испании Хуан Карлос с многочисленным семейством. Следом потянулась свита, всякие знаменитости, а также те, кто любит на них поглазеть. Так курорт обрел статус гламурного. Поэтому цены там на порядок выше, чем в Ла Молине.
Зато есть шанс увидеть Хуана Карлоса или его сына Филиппа VI, который в 2014-м после отречения отца взошел на престол. Когда они приезжают покататься, никому не приходит в голову перекрывать трассы, отгонять зевак. Все очень демократично. Король с парочкой охранников стоит в очереди на подъемник наравне с обычными гражданами.
***
Тем, кому лыжи или сноуборд опостылели, могут прокатиться на собачьих упряжках. Есть, правда, нюанс. Знающие люди рассказали, что ни в коем случае нельзя садиться в первые сани. Собачки бегут, напрягаются, омрачая воздух соответствующим запахом. Самых впечатлительных пассажиров иногда тошнит прямо на ходу.
Я расспрашивал бывалых коллег, в чем главное отличие каталонских курортов от Альп или Андорры, например. Услышал интересное.
– В Андорре все чаще проблемы со снегом. Ночью минус, днем – плюс, склоны обледенелые. Если на рейсе из Барселоны в Москву кто-нибудь в гипсе – значит, был в Андорре. Альпы похожи на Бакейру. Всегда много народа, снега полно. Ла Молина и Маселья менее раскручены. В будние дни едешь со склона метров четыреста – кругом ни души! Вся трасса твоя!
***
С королевскими особами на Бакейре повстречаться не довелось. Да и лучшему. Можно было спокойно сосредоточиться на катании. Тем более, что легких трасс там нет. "Синяя" по степени сложности даст форму многим "красным" на других курортах. Слава богу, мне об этом сообщили заранее.
На соседнем Берете трассы попроще. Там нас ждали завтра. Но за ночь погода испортилась. Подморозило и намело столько снега, что гигантский затор растянулся на полдолины. Кто-то из водителей надел на колеса цепи противоскольжения, кто-то – специальные чехлы из рубчатой ткани. Однако двигались все равно как улитки. Медленно-медленно.
– Все отменяется, – объявили организаторы. – Снегопад не утихает, есть опасность, что закроют тоннель. Тогда здесь надолго зависнем. А у нас ночью вылет из Барселоны в Москву. Сдаем лыжи.
Мне неожиданно стало грустно. Поймал себя на мысли, которая четыре дня назад вызвала бы нервный смех: "Жаль, не покатались…"
Что ж, теперь я понимаю Слуцкого. Хотя до "черной" трассы мне еще далеко.
Ла Молина – Бакейра-Берет – Барселона – Москва