Новости

Новости

14 августа 2008, 00:40

Автоматики

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Пекина

     Вчера китаянки стали победительницами в командном турнире. Российская команда заняла четвертое место.

     Лишь на один миг, когда вчера во время турнира женских гимнастических команд на табло появились оценки после третьего вида программы из четырех, у меня промелькнула мысль, что китаянки могут не выиграть. Их преимущество над сборной США составляло в этот момент всего 0,9. Но на вольных упражнениях вдруг упала Алисия Сакрамоне - первая из американских участниц. И все стало окончательно ясно.

     На самом деле даже если бы Сакрамоне не упала и получила на 0,8 больше, даже если бы лидеры американской сборной Настя Люкин и Шоун Джонсон получили на ковре столь же высокие оценки, как в квалификации, то есть в общей сложности на 0,475 выше, китаянок им все равно было не догнать. Как они ни пытались бы.

     На протяжении всего гимнастического турнира меня преследовала странная на первый взгляд аналогия: Гарри Каспаров, играющий против суперкомпьютера Deep Blue. С одной стороны - живой человек, с другой - бездушная машина, способная просчитывать миллионы вариантов в секунду. В роли компьютера под сводами National Indoor Stadium выступали пять  16-летних девчушек, весь опыт которых сводился к участию в прошлогоднем мировом первенстве, и старшая - пятикратная чемпионка мира Чен Фей, которой в этом году исполнилось 20.

     Все дело в том, что пятерка эта выглядела на редкость безлико и невыразительно. Совсем детские лица и фигурки, детская же радость на лицах от получаемых оценок - и полное отсутствие эмоций, указывающих на хоть какое-то волнение. Словно и не на Олимпийских играх выступают вовсе. А на утреннике в детском саду. Но при этом - фантастическая сложность комбинаций и не поддающаяся пониманию уверенность в себе. Как хорошо отлаженный механизм, своевременно включенный чьей-то рукой: зажужжало, закрутилось - и понеслось вперед, сметая на своем пути все живое.

     Нечто подобное я уже видела в прыжках в воду. С некоторых пор в китайской сборной стали совершенно безжалостным образом убирать из команды всех тех, кто приближался к 20-летней отметке. Причем касалось это лишь тех девочек, которые прыгали с вышки. Логику этой стратегии мне объяснили прыжковые тренеры: на трамплине от спортсмена требуется мощь. На вышке, напротив, чем более миниатюрна спортсменка, тем проще ей даются сложные прыжки. Значит, самое главное - не допустить наступления полового созревания. Как только у девушек начинают проявляться формы, это немедленно ломает технику и влечет за собой ошибки. К тому же давно известно: лет до 16 детям неведом страх. Они просто автоматически выполняют все требования, не испытывая при этом совершенно нормального для взрослых людей чувства самосохранения. Этакие автоматики по штамповке золотых кругляшей. Остается вдеть ленточки и повесить наштампованное им же на шеи.

     Взрослым сложнее. Видели ведь все не далее как вчера, какими усилиями давались выступления самым опытным из российских гимнасток - Анне Павловой и Миле Гребеньковой. Обе уже бывали на Играх, знали, что это такое, чувствовали ответственность за тех, кто моложе. И упали обе, недотянув свою команду до бронзовых медалей, - не совладали с волнением.

     Американки - другая история. У этого поколения было гораздо больше шансов подготовиться к Играм, нежели у тех, кто дебютировал в Пекине под российским флагом. Больше традиций, больше победного опыта и, как следствие, уверенности. Они были необычайно хороши. И все вместе, и каждая в отдельности. За них хотелось болеть, ими хотелось восхищаться. Но (не парадокс ли?) представительницы самой высокотехнологичной в мире страны пали под напором другой технологии. Нечеловечески убедительной.

     Китайская девушка-распорядитель, которая перед началом соревнований помогала мне отыскать свободное местечко в секторе прессы, спросила после финала, что я думаю о сборной ее страны. Я ответила: "Восхищаюсь".

     Это не было правдой. Я восхищаюсь страной, столь успешно превратившей олимпийскую золотодобычу в систему. Точнее, отдаю ей должное. А вот восхищаться китайскими гимнастками у меня как-то не получается. Когда играет Deep Blue, я все-таки на стороне человека...