Статьи

16 июля 2009, 08:00

Юлия Печенкина: "Метеозависимость таблетками не лечится"

Чемпионка и рекордсменка мира в беге на 400 м с барьерами Юлия Печенкина постоянно борется с различными заболеваниями, которые порой выбивают ее из седла на целый год. Каких только диагнозов ей не ставили: аллергия, вегето-сосудистая дистония, воспаление сердечной мышцы, гайморит…

ВЕЗЕТ ПО НЕЧЕТНЫМ ГОДАМ

- Когда читаю о вас, ловлю себя на мысли, что получается не отчет о соревнованиях, а какая-то жуткая история болезни.

- (Смеется.) Да уж… все пишут, что у меня то гайморит, то мигрень, но никто не знает о травме задней поверхности бедра. Именно из-за нее пришлось пропустить Олимпиаду.

- Накануне Игр в Пекине "СЭ" сообщал об этом. А недавно узнали, что вы делали операцию, когда это было?

- В сентябре прошлого года.

- Но и до этого, и сейчас вас постоянно мучают непонятные хронические хвори…

- Такой уж я человек - все болячки липнут. А главное, это случается в самый неподходящий момент.

- Заметила такую закономерность: 2003 год, чемпионат мира в Париже. Незадолго до этого установили мировой рекорд, а там вас так прихватило, что сумели занять только третье место. На чемпионате мира-2005 в Хельсинки победили, через два года в Осаке были второй. Но вот в четные годы - жуткие провалы.

- А как високосный год, так вообще хоть из дома не выходи. На Олимпиаде в Афинах в полуфинале была первой - 53,31, а в финале восьмой - 55,79. Бежала уже больная. Последние два дня совсем плохо стало, температура под 38 градусов поднялась - так тяжело было, не видела ни барьеров, ничего вокруг.

- Может, это на фоне простуды происходит?

- Я зимой вообще не болею, могу без шапки ходить в любой мороз. Возможно, это связано с пиком формы или еще с чем-то, но никакой закономерности не просматривается.

- Вы хоть сами представляете, что конкретно с вами происходит?

- Я страдаю от метеозависимости. Когда погода меняется, мне бывает тяжело. Сейчас погода вообще стала какая-то неустойчивая, так я раза три в неделю от головных болей мучаюсь.

- Тренироваться в это время вы в состоянии?

- О-о-ох, что-то меняем в работе, сложную не делаем, выбираем, что полегче. Не далее как сегодня полдня пролежала с уксусным компрессом на голове - мигрень…

- А вам не хочется все эти мучения оставить в прошлом и заняться чем-нибудь другим? Или вы считаете, что не полностью реализовались в спорте и дорожка зовет?

- Ощущение такое, что еще могу - резерв есть, хоть и пропущено многое. Мечтаю, чтобы хоть один сезон прошел нормально, и тогда будут совсем другие результаты.

ВРАЧИ ПРОПИСЫВАЮТ ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

- Предвидеть смену погоды и как-то обезопасить себя можете?

- Пока не получается.

- А что говорят врачи?

- Я консультировалась у невропатолога, мне выписали таблетки, которые запрещены антидопинговым кодексом. На этом все мое лечение закончилось.

- Но в 2006 году вы пропустили почти весь сезон по другой причине, что тогда произошло?

- Я травмировала ногу и, как всегда, сделала на больное место спиртовой компресс. Но, видимо, перестаралась, сожгла кожу под коленом, а она там нежная, долго восстанавливалась.

- В 2008-м серьезная травма вообще, можно сказать, не пустила вас на дорожку. Как с ней боролись?

- Пытались лечить всевозможными способами, но ничего не помогало. В итоге решили переждать, однако после Олимпиады все-таки пришлось сделать операцию. Три месяца совсем не тренировалась. Потом пошла реабилитация: вытягивание швов, закачивание мышц. Затем начала потихонечку, очень медленно бегать. До сих пор приходится каждый день делать упражнения с эспандером на растяжку - от них теперь никуда не денешься.

- Поскольку вы говорите, что таблетки от метеозависимости запрещены, может, физиотерапевтические процедуры в этом случае могут помочь?

- Нет, таких процедур мне никто не назначал. Невропатолог, женщина опытная, лишь советовала пройти три курса за год, принимая таблетки. Но я не могу этого делать.

- Может, есть такие места, где эти проблемы вас бы не мучили?

- Я из Красноярска родом, школу, институт закончила там. И что-то не помню таких острых проблем, особенно что касается головных болей.

- А помните, с чего это началось в первый раз?

- В детстве бывало, но детские впечатления смазались, уж и не помню, как часто и сильно боли мучили. Запомнилось, что, когда надвигалась гроза, я лежала, меня тошнило. Но тогда нагрузки были значительно меньше. В Москве живу восемь лет, уже и родителей перевезла. И мама мучается наравне со мной.

- На сборах все те же проблемы?

- Бывает, в Адлере сбор пройдет отлично, а следующий там же - по-другому. Или вот в Португалии в этом году - первый сбор провела нормально, а на следующем было плохо. Все очень неоднозначно.

КОНДИЦИИ ПОКА НЕ ТЕ

- 5 июля на Мемориале Знаменских у вас был первый старт после почти полуторагодового отсутствия. Трудно начинать все сначала?

- Ужасно! Сейчас только и жду, чем все закончится.

- Пока, видимо, ничем, если вспомнить, что в Жуковском в жуткий холод и дождь вы с приличным отрывом лидировали до последнего барьера, а потом сошли. Что случилось?

- После седьмого барьера я с 15 шагов перехожу на 17, два шага между барьерами добавляется. По старой памяти в голове еще сидит, что я должна переходить на бег в повышенном темпе с укороченным шагом. А кондиции, видимо, еще совсем не те, и у меня получился сбой.

- Со стороны казалось, что последний барьер можно было "козлом" перепрыгнуть и все же финишировать впереди всех.

- Я так и думала, но с места на девятый барьер ход не смогла набрать, и все - сошла.

- На тренировках уже бегали на время?

- В пятницу (10 июля. - Прим. Е.Р.) в Туле бежала прикидку, получилось 54,1.

- На чемпионате России на какой результат можете рассчитывать?

- Ой, трудно сказать. Сейчас каждый вторник и пятницу бегаю, как мы говорим, длинные барьеры, по 9 - 10 штук. К чемпионату необходимо отработать ритм бега между барьерами и технику перехода. Большой перерыв для технически сложного вида - не очень хорошо. Была бы гладкая дистанция, все было бы проще.

- На сколько вы сейчас готовы?

- Даже представить себе не могу.

- А какой результат на чемпионате России вас устроит?

- В районе 53,50.

- За то время, пока вы не выступали, какие-то изменения в плане лидеров на вашей дистанции произошли?

- Похоже, что нет. Тон задают все те же - олимпийская чемпионка с Ямайки Мелани Уокер, американки Лашинда Димас и Шина Тоста, полячка Анна Йешин.

- Знаю, что сейчас вы живете в Подольске в собственном доме. От олимпийской базы далеко?

- Далековато, но сейчас и в центре города построили стадион. А скоро появится еще один - совсем рядышком с моим домом, то есть тренироваться есть где.

- Глядя на все ваши страдания, что говорят родители?

- Они как могут поддерживают, но очень нервничают.

- На тренировки сейчас идете с радостью или думаете: ну вот, опять буду мучиться?

- Нет, на тренировках сейчас не мучаюсь. У меня есть конкретная цель - чемпионат мира, до которого еще месяц. Я должна подготовиться так, чтобы с того тренировочного результата в Туле еще сколько-нибудь сбросить.

- Погода в Германии вас устроит?

- Сколько ни выступала там, пока всегда все было хорошо.