28 июля 2010, 03:40
Во вторник в Барселоне 19-летний Станислав Емельянов из Мордовии принес сборной России первую золотую медаль европейского первенства, победив в ходьбе на 20 км
Сергей БУТОВ
из Барселоны
Стаса Емельянова после завершения соревнований постоянно куда-то уводили. Причем волонтеры, показалось, сами не знали, куда его ведут. Важен был сам процесс.
У Стаса, как он потом сказал, от нагрузок и пережитых эмоций страшно крутило живот, и он мечтал только об одном - поскорее оказаться в укромном месте. Достаточно укромном, чтобы там нашлось место только ему и не было никого из этих распоясавшихся волонтеров, которые водили его за руку по всей территории финишного городка и наконец оставили в покое в смешанной зоне.
Там на Стаса набросились испанские репортеры, которые почему-то спрашивали его не о гонке, а о том, за кого он болел на чемпионате мира по футболу, и о том, кто, по его мнению, является лучшим футболистом. На мое появление с новой порцией вопросов Емельянов отреагировал сдержанно. На шею не бросился, но и не прогнал.
- Не ожидал, конечно, что выиграю, - первым делом сказал чемпион Европы. - Или ожидал. Я пока еще сам не разобрался. Нет, наверное, что выиграю - ожидал. Настраивался. Но думал, что все будет гораздо сложнее.
- Как вам удалось сбросить с колеса олимпийского чемпиона на "полтиннике" итальянца Алекса Швацера?
- Мы шли вместе, а потом он вдруг отстал. Откуда мне знать - почему? Тренеры не сомневались, что Швацер попробует себя в отрыве, поэтому дали мне задание: сидеть за ним. Не знаю, почему он отстал, - у всех разная подготовка.
- В какой-то момент группа позади вас стала приближаться. Нервный был момент?
- Если честно, да. Я даже готовился морально к тому, что меня догонят. И придется потом еще один рывок делать. Но соперники отстали.
- За что вам дали предупреждение?
- Не знаю. Спорить с судьями в нашем виде спорта бессмысленно. На какое-то время стало немного не по себе, но страха как такового не было.
- Тренер Виктор Чёгин вам постоянно кричал: "Порезче!". Это как-то связано с предупреждением?
- Конечно. Это постороннему человеку наши разговоры могут показаться странными. А мы-то друг друга прекрасно понимали. Даже несмотря на то, что сзади все время тарахтел мотоцикл с видеооператором.
- Как вам соревнования без традиционного старта и финиша на стадионе?
- Да как сказать? Я ведь по взрослым выступаю только от силы год. А у юниоров все соревнования на стадионе проводятся. Так что сегодня было совсем непривычно. Да и шагать по асфальту куда сложнее: мышцы ног работают иначе.
- Это правда, что чемпионат Европы - первое ваше выступление за границей?
- На взрослых соревнованиях - да. По юниорам, конечно, доводилось не в России ходить. Но взрослый чемпионат Европы - нечто особенное для меня, совсем другая ответственность.
- Как отреагировали на травму олимпийского чемпиона Пекина Валерия Борчина? Она вас подстегнула, как утверждает Чёгин, или, наоборот, задавила психологически?
- Да нет, никто меня не задавил. Просто травма Валеры спутала все карты. Можно сказать, что получилась совершенно иная гонка, нежели та, которая планировалась. Все думали, что Борчин пойдет впереди, а остальные - за ним. Я, кстати говоря, тоже так думал.
- Какие у вас с олимпийским чемпионом отношения?
- Хорошие. Дружим, можно сказать. Часто сидим - общаемся даже не о спорте. Очень жаль, что он такую серьезную травму получил. Валера был, насколько мне известно, очень хорошо готов к этому турниру.
- Вы очередной победный продукт саранской школы ходьбы. Расскажите о себе. У вас большая семья?
- Нет, я единственный ребенок. Мы с мамой живем вместе. С отцом она в разводе, и я с каких-то пор не поддерживаю с ним отношений. Семья, скажем так, среднеобеспеченная. Я закончил обычную школу в Саранске - 11 классов, как положено. Сейчас учусь на втором курсе юридического факультета.
- Чёгин рассказывал, что вас к нему в группу привел министр спорта Мордовии.
- Да, так уж получилось. Раньше я выступал на всяких районных соревнованиях, бегал два километра. Там меня и присмотрели. А потом поступило предложение перейти в группу Чёгина. Я пошел, конечно. Знаете, у нас в Мордовии к Чёгину два раза не зовут.