10 июня 2011, 01:40
Ольга Каниськина, наша олимпийская чемпионка и двукратная чемпионка мира, просила не спрашивать ее о планах на августовский чемпионат мира в корейском Тэгу. Но я такими глупостями заниматься и не собирался - это было бы так же странно, как интересоваться планами на мировое первенство у Усэйна Болта.
Чем, собственно, планирует заниматься в Тэгу Каниськина, она рассказала всему миру сама. Первый раз в апреле, когда победила в Португалии, второй - в самом начале мая, выиграв престижные соревнования в Италии. Это были очень серьезные заявления. Больше мы, кстати, Ольгу до чемпионата мира не увидим: двух стартов, чтоб прогреть свой чемпионский мотор, ей оказалось достаточно.
- Поймал себя на мысли, что не помню, когда вы последний раз проигрывали.
- Главное, чтобы я помнила. И я помню. На чемпионате России в прошлом году была четвертой. А в 2009-м на этапе "Гран-при" в Польше меня буквально за два метра до финиша обогнали.
- Вы хорошо переносите поражения?
- Зависит от старта. Есть такие, которые ты проиграл, но еще можешь что-то изменить. А есть соревнования, после которых сделать уже ничего нельзя. В любом случае это опыт. Урок. Работа над ошибками. Ничего страшного в поражениях нет.
- Вы всегда понимаете, почему именно проиграли?
- Как правило, да. Конечно, в основном, это зависит от того, как была проведена подготовка. Но есть и масса других факторов. Как самочувствие, как настроение, сошлись в конце концов звезды в этот день или нет. К тому же порой человек проигрывает технически, а не физически.
- От чемпионата России по ходьбе, который еще впереди, вы себя освободили, как члена президиума ВФЛА?
- Нет. У Сергея Кирдяпкина, Валерия Борчина и у меня как у действующих чемпионов мира автоматические приглашения в Тэгу. Поэтому поедем в Корею четвертыми номерами, без отбора.
- Четвертыми? Ну-ну. Вы как-то сказали: выступать на чемпионате мира без соревновательной практики - это самоубийство. Сомнений в этом нет. Но многим все равно непонятно, как можно провести перед главным соревнованием сезона всего два старта. Разве этого достаточно?
- Это мы узнаем в Тэгу. В принципе в ходьбе вообще стартов не так-то много. И перед предыдущими крупными турнирами я тоже много не ходила. Если получалось отбираться с первого старта, делала их два. Если со второго - три. Собственно, не надо считать, что мы два раза стартовали и потом ничего не делаем. Мы же тренируемся. И много.
- Какой тренировочный объем вы сделали в межсезонье?
- Я не считаю километраж. И мне кажется, у нас никто не считает. То есть при желании можно посчитать. Но желания нет.
- Но это не секрет какой-нибудь? Скажем, сколько вы сегодня прошли на тренировке?
- Пять километров. Это мало. Максимум - двадцать.
- Википедия утверждает, что ваш боевой вес - 40,9 кг. Соответствует действительности?
- Когда-то соответствовало. Пару, наверное, лет назад. Сейчас я вешу больше.
- Звучит угрожающе. После отпуска небось вес за 41 кг зашкаливает! Иван Ухов гоняет перед сезоном все двадцать. Верится в такое?
- Мы редко гоняем вес. Понятно, что два-три лишних кило за отпуск набираются, но в процессе подготовки тают они очень быстро. Незаметно, можно сказать.
- Вас с Валерием Борчиным признали лучшими легкоатлетами Европы в апреле. Это важно?
- Важно. Приятно. Ведь там кроме нас были очень заслуженные спортсмены. Хотя я прекрасно понимаю, что исход всех этих голосований - вопрос активности болельщиков.
- То есть надо понимать, за вас весь Саранск голосовал?
- Наверное.
- Недавно в Тэгу прошли тестовые соревнования. Жалко, что ходоков туда не пригласили или бог с ним?
- Мы привыкли. Ходьбу ведь не включают и в зимний чемпионат мира, и в другие соревнования. В последнее время стало принято считать, что ходьба не зрелищный вид спорта. Дескать, скучно смотреть. Я считаю, так говорят люди, которым вообще легкая атлетика неинтересна.
- А вы не обращайте внимания. Главное, чтобы нам нравилось! В Тэгу трасса для ходоков и марафонцев будет проложена по городу. Традиционных старта и финиша на стадионе не будет. Это хорошо, плохо, все равно?
- Все равно.
- У нас принято опасаться стартов в Азии, хотя бы из-за климата. Но у вас опыт выступлений в Азии будь здоров какой - Осака-2007, Пекин-2008. Две золотые медали. Можно сказать, что по поводу климата вы не волнуетесь?
- Не думала об этом. И вообще я не люблю говорить о предстоящем старте.
- Мировой рекорд Веры Соколовой, который она установила в феврале на чемпионате России, вас встревожил?
- Ну, как встревожил? Молодец Вера. Мировой - это здорово. Видите ли, это не первый случай, когда на чемпионатах России девочки превышают рекорд. И трасса у нас была сертифицирована, но впервые на эти соревнования приехали международные судьи. Без их присутствия рекорды не ратифицируют.
- Правда, что рекордсменке мира Соколовой в Чувашии платят зарплату 1700 рублей?
- Да. Не знаю даже, как это объяснить. Наверное, так в Чувашии относятся к своим спортсменам. В Мордовии относятся иначе. Зарплаты отличаются весьма существенно. Вера это знает.
- То есть она две зарплаты получает?
- Да, у нас ей платят грант. Параллельный зачет называется. А что делать? Жить на зарплату 1700 рублей смешно. Спортсмены тоже кушать хотят.
- Для вас мировой рекорд - это цель?
- Нет. В моей практике был случай, когда мне не хватило секунды до рекорда Олимпиады Ивановой. Это в Чебоксарах было, мы там на Кубке мира отбирались на Олимпиаду в Пекин. А рекордный график я показывала на чемпионате России. Как-то прошла секунд на десять быстрее, чем нынешний рекорд. Но не зафиксировали - не было судей.
- То есть вы никогда не пробовали на официальных соревнованиях идти на мировой?
- Никогда. Дело в том, что нужно заранее определяться: либо идти на мировой, либо на победу. Это разная тактика. Нельзя идти в общей группе, а потом разогнаться и установить рекорд. К этому нужно готовиться специально.
Сергей БУТОВ