Одна из претенденток на победу в олимпийском марафоне рассказала корреспонденту "СЭ", как готовится к главному старту четырехлетия, об отношении к своим рекордам и о том, как во время забега поила свою соперницу
Удивительно, но бегать марафон Шобухова начала только после Олимпиады в Пекине, где выступала в беге на 5000 м. За прошедшее с тех пор время россиянка трижды выиграла престижный чикагский марафон и победила в Лондоне. Еще два старта в столице будущих Игр принесли ей бронзу и серебро. Это интервью состоялось в канун старого Нового года, перед самым отъездом спортсменки на сбор в Португалию.
- Вы ведь более двадцати лет бегали по стадиону, в 2006 году даже установили мировой рекорд в помещении на 3000 м. Шли к этому успеху почти два десятка лет, а на первом же своем серьезном марафоне в Лондоне в 2009 году стали третьей. Чем это объяснить?
- На дорожке я тоже показывала высокие результаты, но на официальных стартах даже в призерах не была - впереди все кенийки да эфиопки. На той же Олимпиаде в Пекине заняла только шестое место, хотя готова была хорошо. Мне всегда говорили, что у меня техника бега марафонская, я шаги тяну. Было желание попробовать, тем более что на дорожке я для себя перспективы не видела.
- Знаю, что после Пекина попробовали - бежали в Филадельфии полумарафон и выиграли. Ощущения помните?
- Это был не первый мой полумарафон, до этого два раза бежала на чемпионате мира, но не так здорово. А тут установила личный рекорд и обыграла кенийку Эдну Киплагат, очень титулованную спортсменку, у которой много побед.
- Вдохновило?
- Да, поняла, что это мое, и теперь надо попробовать пробежать полный марафон.
- Уже в апреле следующего года вы стартовали в Лондоне, где финишировали третьей. Это с первого-то раза! Сильно радовались?
- Радовалась тому, что добежала, желание тренироваться было огромное.
- Когда ехали на первый свой марафон, какие-то сомнения возникали?
- Я была дебютанткой, естественно, меня никто фаворитом не считал, даже о призовом месте речи не шло. Такая темная лошадка.
- А сами на что рассчитывали?
- Вначале бежала чуть ли не последней, потом перебралась в середину группы. Тогда меня уже мой муж, Игорь, тренировал. Он сказал: "Первую половину беги не быстро, а после 30 километров начинай работать". Сделала все, что он велел, и начала обгонять: сначала пятую, четвертую, потом и третью достала.
- Будь опытней, смогли бы лучше пробежать?
- Если бы не побоялась быстро начать, может, и смогла бы. Хотя кто знает. Все, что ни делается, - к лучшему.
- В чем главное отличие марафона от бега по дорожке?
- На стадионе большое значение имеет тактика, за 15 минут, что длится забег, можно что-то и не успеть. На марафоне же дистанция длинная, и если вначале не получилось, есть возможность исправить положение: и догнать, и обогнать. Но главное - не бежать быстрее того, на что готова, чтобы не было закисления мышц.
НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ - МЕСЯЦ
- Как строится ваш тренировочный цикл?
- Он разбит по месяцам, чтобы подготовиться к марафону мне необходимо три - четыре месяца - пока втянешься в объемы, пока начнешь делать необходимую работу. Когда выходишь на нужный уровень, то идут пики: неделя нагрузочная, неделя - разгрузочная.
- Сколько надо набегать, чтобы уверенно выйти на старт?
- У всех по-разному, я иду от объемов, набираю выносливость, потом скорость добавляю, то есть вырабатываю скоростную выносливость.
- В год вы бегаете не больше двух марафонов, а сколько времени идет восстановление?
- У меня - около месяца. Недели три я совсем не бегаю, потом начинаю "трусить", помаленьку втягиваюсь в работу, чтобы мышцы вспомнили свое предстартовое состояние. А затем потихоньку перехожу на двухразовые тренировки.
- Где лучше всего проходит реабилитация?
- Конечно, дома, в кругу семьи, когда дочка рядом.
- Она понимает, чем занимается ее мама?
- Понимает, но тяжело переносит наши отъезды. Сейчас эсэмэски учится писать, чтобы с нами чаще общаться.
- Какие у вас в Белорецке условия для тренировок?
- В основном по шоссе бегаю, оно у нас одно, там и машины ездят.
- Не опасно?
- Меня муж на автомобиле сопровождает.
- А вот у Виктора Чёгина в Саранске трасса для ходьбы в лесу проложена…
- У него там вообще, говорят, рай. У нас такой базы нет, как, впрочем, и стадиона, только шоссе.
- А вот сейчас, перед Лондоном, Министерство спорта лично вам помогает?
- Конечно, помогает - у меня хорошая зарплата и гранты, на которые можно жить, не думая о завтрашнем дне. Да и ребенку, что попросит, купить могу. Что касается мест для тренировок, то в Кисловодске уже функционирует прекрасная база, еще там планируют построить манеж и привести в порядок нижний стадион.
ПОБЕДИТЬ ПОМЕШАЛ СНЕГ
- В этом году в Лондоне кенийка Мэри Китани, вначале бежавшая за вами, изо всех сил рванула на второй половине дистанции и выиграла. У вас - второе место. Это удар по самолюбию?
- Нет, и вот почему. Мы перед Лондоном тренировались в Кисловодске, а там снег выпал. У нас три недели просто вылетели: над скоростью совсем не работали, только стадион от снега расчищали. Так что из-за второго места я совсем не расстроилась, да и результат был хороший - рекорд России.
- Какие-то выводы из этого перед стартом в Чикаго сделали или не было надобности?
- Вывод таков: свои силы надо раскладывать так, чтобы хватило на всю дистанцию. А с Мэри я еще когда-нибудь встречусь.
- Тактику бега до старта разрабатываете или по ходу определяетесь?
- Все обговариваем до старта. Когда в Чикаго ехали, уже себе "зайцев" заказывали, чтобы они знали, с какой скоростью первую половину бежать. Чувствовала, что готова на хороший результат.
- Как получаете информацию по ходу забега?
- Через каждые пять километров стоят часы, да и на руке свои есть. На те, что установлены на машине, которая ведет пелотон, я даже не смотрю. У меня зрение плохое, не вижу, что там высвечивается.
- С какими неожиданностями можно столкнуться по ходу бега?
- Ну разве что кто-то из фанатов может неожиданно на трассу выбежать, хотя на больших марафонах полиция серьезно работает. Правда, у меня в прошлом году в Чикаго случилось нечто непредвиденное. Там дебютировала Дибаба-старшая из Эфиопии, речь как раз о ней. У меня был четный номер, мне бутылочку с водой на питательном пункте надо было брать справа, у нее нечетный, ей - слева. За сто метров стоял флаг, предупреждающий о том, что будет питательный пункт. Я сворачиваю направо, она - за мной. Беру свою бутылочку, пью. Она у меня ее просит, отказать не могу. На пяти километрах я ей дала попить, на десяти - тоже. Но когда она и на 15 км попросила, подумала: почему я должна всю дистанцию поить свою соперницу, да еще бутылочку ей подавать? И сказала "нет"!
- Да уж, непосредственная девушка эта Дибаба. Ну хоть поблагодарила?
- После финиша она объяснила, что не видела своей бутылочки, а менеджер потом сказал ей, что так поступать нельзя.
ВСЕГДА БЫЛА В СОЗНАНИИ
- Вы два раза, в прошлом году и в этом, выигрывали титул World Marathon Majors, победитель которого получает полмиллиона долларов. После этого не хочется на всех эдак сверху посмотреть?
- После соревнований мы возвращаемся домой, отдыхаем и начинаем заново работать. Впереди другая цель, к достижению которой надо хорошо подготовиться. Так что если нос и задерется, то быстро опустится.
- А психологически на вас как-то влияет, что вы - обладательница такого высокого титула, абсолютно лучшая в мире марафона?
- Стараюсь об этом не думать, работать над собой.
- Над собой, это как?
- Относиться ко всему спокойно, и, как уже сказала, не задирать нос.
- Вы начинаете сезон в Португалии, там комфортно тренироваться?
- По снегу уж точно не придется бегать. Там есть земляной круг, рядом - стадион, да и на шоссе тоже можно тренироваться.
- Асфальт - жесткое покрытие, как-то ноги бережете?
- Утром основную тренировку проводим на шоссе, каждый день около 20 километров пробегаю. Вечернюю - на мягком грунте.
- Сергей Бакулин, чемпион мира-2011 в ходьбе на 50 км сказал мне, что на старте бывает не уверен, сумеет ли финишировать, ведь организм может преподнести любой сюрприз. У него, например, после финиша в Тэгу ноги отказали из-за обезвоживания. В марафоне такое может произойти?
- Может, но думаю, если на старте не уверен в себе, ты уже проиграл.
- Но Бакулин-то выиграл, просто на дистанции был момент почти перед самым финишем, когда он на мгновение "провалился", ничего не помнил, шел на автопилоте. То же самое, если вспомнить, произошло и с Денисом Нижегородовым в Афинах.
- Я на автопилоте ни разу не финишировала, всегда была в сознании. У меня такой точки невозврата не было. Хотя все говорят, что она может наступить после 35 км. Иногда я ее даже жду, но тьфу-тьфу, слава богу, такого не испытывала.
- На последнем марафоне в Чикаго вы по ходу бега установили мировой рекорд на 30 км (1:38.23). Душу такая ситуация греет?
- Я как-то не думала об этом. Рекорд есть, но он ровным счетом ничего не дает.
- Еще у вас второе время после Полы Рэдклифф из Великобритании за всю историю марафона, это-то для вас хоть что-то значит?
- Хотелось бы, чтобы это был не последний мой рекорд (улыбается).
- Для вас Лондон тоже почти родной город - в трех марафонах там вы были на пьедестале. Но на Олимпиаде придется бежать по другой трассе. Она сильно отличается от уже известной вам?
- Я ее не видела, но знаю, что там мы побежим четыре круга, без спусков и подъемов.
- Чего бы пожелали себе на дистанции?
- Чтобы было не жарко и не холодно, градусов примерно 20. И чтобы ветра не было. Или же пусть он в спинку поддувает! (Смеется.)
- Отбор к Олимпиаде будет? Или вы неприкасаемая, как говорят хоккеисты?
- Я стою первым номером, но два человека еще будут отбираться.
- Как вы смотрите на то, что ИААФ (Международная федерация легкой атлетики) предлагала не засчитывать рекорды мира у женщин в тех марафонах, где они бегут вместе с мужчинами?
- А как мужчины, сильный пол, могут нам, слабым, помочь? Благодаря им можно только темп поддерживать. Если человек хорошо готов, он и сам пробежит. Я в Чикаго в прошлом году одна бежала, без "зайцев". Начала на час десять и вторую половину так же закончила. Тут надо темп чувствовать. Так и в беге с мужчинами: ориентируешься на их темп, но бежишь-то сама. На руках тебя никто к финишу не понесет.
- До Олимпиады еще будете стартовать?
- Пока решаем. Возможно, побежим "половинку" или 10 000 м.
Елена РЕРИХ