Статьи

19 августа 2013, 02:00

"Мама, надо прыгать"

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Москва показала всей планете шоу мирового класса.

Сергей БУТОВ
из Лужников

Этот чемпионат, конечно же, закончился некстати. Ровно в тот момент, когда Москва только-только распробовала легкую атлетику, когда ее вкусовые рецепторы едва успели передать в мозг сообщение: "Это съедобно". Даже очень.

Москва увидела, какой может быть легкая атлетика. Оценила. Приняла.

В одном из первых репортажей я написал: несколько тысяч загоравших ранним утром в Лужниках людей – и есть показатель интереса к виду спорта. Я был прав на тот момент, но не прав сейчас, когда позади суббота и воскресенье, перевернувшие представления многих о том, что в России всех интересуют только футбол с хоккеем, и больше ничего. Не может не найти отклик в душах людей произведение искусства, выставленное не в пыльном подвале, а в королевских декорациях.

Для тех, кто провел все эти 9 дней на трибунах Лужников, не составляет никакого труда проследить превращение Болельщика Глазеющего в Болельщика Болеющего. В прошлые выходные зрители собирались главным образом поглядеть на Усэйна Болта – так когда-то пялились в цирках на медведей. В предыдущее воскресенье трибуны заполнились всего за несколько минут до старта стометровки, а чуть она закончилась… Тогда как во вторник все пришли болеть за Елену Исинбаеву, почти не обращая внимания на то, что происходило вокруг.

Но день ото дня увеличивалось число людей, которых "зацепило". День ото дня становилось все больше тех, кто возвращался.

Директор соревнований Михаил Бутов рассказал за кофе, как в один из первых дней он вышел со стадиона в первом часу ночи вместе с харизматичным японским молотобойцем Кодзи Мурофоши, как окружила их стайка болельщиков с буклетами, как те узнали молотобойца в лицо, как деликатно попросили расписаться и сфотографироваться вместе. То был европейский уровень понимания спорта и вообще культуры поведения.

Воскресное утро началось для меня с сообщения на телефон от Анны Чичеровой: "Я запомню эти трибуны на всю жизнь". В субботу Чичерова выплакала все глаза после поражения от Светланы Школиной, но что помнилось ей сутки спустя? Разве поражение, каковым стала для нее бронзовая медаль? Да нет, конечно. Круг по стадиону, который Чичерова бежала с дочкой Никой – чудом с косичками и в маечке с надписью: "Мама, надо прыгать". То был один из самых трогательных моментов этого чемпионата.

Поздним вечером в субботу, когда после окончания вечерней программы уже прошел не один час, возле Лужников братались несколько сотен российских болельщиков. Они ждали нашу золотую эстафету 4х400 м и высотниц, хотели прикоснуться к Болту. Туда, внутрь толпы, засосало чемпионов мира Александра Менькова и Татьяну Лысенко. Поцелуи, объятия, фотовспышки. И не было ни ругани, ни мата, ни бритых имбецилов с криками: "Валера, верим". Была лишь радость. Гордость за своих. И сожаление, что все закончилось так быстро.

Но в воздухе повис один вопрос: это был последний легкоатлетический чемпионат в Москве? Уже совсем скоро Большую спортивную арену начнут реконструировать к футбольному чемпионату мира 2018 года. Снесут дорожки, поднеся трибуны к полю, – это правильно. Но где проводить легкую атлетику в столице, в которой не осталось ни единого подходящего для этого стадиона? Более того, пошли разговоры, что и манеж ЦСКА, где тренируется зимой элита, хотят забрать под ледовое шоу.

Москве не нужна легкая атлетика? Тогда ради чего все это затевалось?

РАСТЕРЗАНА В ПРЯМОМ ЭФИРЕ

Это был чемпионат ничем не хуже, а в чем-то и лучше трех предыдущих, которые я видел собственными глазами, – в японской Осаке в 2007-м, в Берлине-2009 и корейском Тэгу-2011.

Улыбались веселые, в меру безалаберные волонтеры, не строила из себя в Лужниках больших начальников охрана, не лютовали полисмены. Соревнования прошли без видимых глазу инцидентов. История с досрочным финишем Елены Лашмановой в ходьбе на 20 км, вину в которой на эмоциях приписали судьям, якобы не подсказавшим чемпионке, что по стадиону ей надо идти круг с хвостиком, а не хвостик просто, на самом-то деле целиком и полностью на совести самой спортсменки и ее тренеров.

Скандала явно не хватало. Тогда его придумали на ровном месте.

Британские журналисты показали российским коллегам мастер-класс: как надо не только отстаивать собственные интересы и убеждения, но и навязывать их другим. Артподготовка началась задолго. С десяток британских спортсменов высказались в прессе на тему многочисленных положительных допинг-проб в российской легкой атлетике, поставив вопрос ребром: а имеет ли после всего Россия право на такое глобальный форум? В глазах британцев, не имела.

Таблоид Daily Mail заказал российским репортерам, специализирующимся на investigative journalism (журналистике расследований) целую серию материалов о допинге и коррупции в отечественном спорте. Первый такой материал, в котором основным экспертом выступил российский тренер, чья 43-летняя копьеметательница была дважды поймана на допинге (в последний раз оправдана по процедуре взятия пробы), был для британского читателя достаточно убедителен.

Все 10 дней в пресс-центре Лужников не умолкали вопросы про допинг, права сексуальных меньшинств и пустые трибуны. Пресс-конференция президента МОК Жака Рогге – четыре из шести заданных вопросов. Пресс-конференция министра спорта Виталия Мутко – тоже четыре из шести.

Кульминацией стало заявление Елены Исинбаевой, осудившей поступок шведской прыгуньи в высоту Эммы Грин, которая вышла в сектор с ногтями цветов радуги. Исинбаевой, только что вернувшей себе после всех передряг титул чемпионки мира, на той пресс-конференции иностранные коллеги задали четыре самых важных, по их мнению, вопроса. Первым был вопрос про допинг, затем про сексуальные меньшинства, потом про ее желание стать матерью (тему, которую обсосали со всех сторон еще накануне, сразу после ее победы) и, наконец, про поступок Грин.

На ее слова о необходимости уважать законы страны, в которую участники чемпионата приехали, внимания никто не обратил. Исинбаева позволила себе высказать нетвердую по сравнению с той, что доминирует в западных странах, точку зрения на взаимоотношения мужчин и женщин, за что была немедленно растерзана в прямом эфире Би-би-си.

Ощутив на себе лавину критики буревестников демократии, Елена пошла на попятную, выступив с помощью пресс-службы IAAF с заявлением: накануне ее поняли неправильно. В этот момент, думаю, не только я почувствовал нелепость ситуации, при которой страна сначала принимает законы, суть которых никто не понимает, а затем получает первоклассную рекламу социальному явлению, против которого и был закон направлен.

В результате этих дел, из которых торчат уши тщательно спланированной политической акции, страдает репутация великих спортсменов. Именно их охотнее всего закрикивают самые проверенные борцы за свободу слова.

История эта, конечно, не закончена. Самый ее пик придется на Олимпиаду в Сочи.

КОНСЕРВЫ ДЛЯ БОЛТА

Но оставим глубокоуважаемых гомосексуалистов в стороне, тем более что Лужники образцово-показательно вели себя по отношению к шведке Грин и меньше всего смотрели на цвет ее ногтей. Нет ни единого повода остаться недовольными поддержкой и у британских атлетов (поверьте на слово, был бы повод, мы об этом уже узнали бы), в том числе конкретно тех, кто громче остальных призывал отобрать у России чемпионат.

Все эти дни мы много общались с иностранными коллегами. Многие из них уже бывали в Москве и знали, чего им ожидать. Немало было и тех, кто приехал сюда с полным рюкзаком предрассудков и постепенно от него избавлялся. Все в один голос отметили красоту Москвы и великолепную телевизионную картинку с марафона, где часто использовались вертолетные съемки. Пожалуй, после мирового первенства в Париже в 2003-м ничего подобного телезрители не видели, не будем сравнивать Москву и Тэгу, ладно?

Чемпионат, как и всегда, слишком многолик, чтобы выделить в нем ярко доминирующую деталь.

Это и ногти Грин, и консервы, которые собиралась брать с собой в Россию делегация с Ямайки. И несчастный шведский темнокожий марафонец, которого бурно тошнило прямо на дорожку стадиона. И снимок фотографа Оливера Морина, где Болт бежит по мокрой дорожке, а над Лужниками висит красное зарево, которое именно в этот момент пронзает молния. И толпы украинских болельщиков, которые поддерживали свою команду со страстью Ямайки и дисциплинированностью Северной Кореи все 9 соревновательных дней, а затем, в самом конце, развернули на трибунах баннер: "Спасибо, россияне!"

Спасибо вам. Спасибо нам.

Мы вместе посмотрели шоу мирового класса. А наши спортсмены играли в нем главные роли.

ПОСЕЩАЕМОСТЬ ЧЕМПИОНАТА МИРА

Дата

Утренняя сессия

Вечерняя сессия

10 августа

9420

31895 *

11 августа

12861

40461

12 августа

9350

23707

13 августа

15674

32431

14 августа

4087

-

15 августа

10176

28007

16 августа

10289

28608

17 августа

-

43167

18 августа

-

40272

ВСЕГО

71857

268548 **

* Без учета 16 тысяч мест, которые были забронированы для аккредитованных лиц (VIP, журналистов, друзей и родственников легкоатлетов)

** Общая посещаемость с учетом аккредитованных лиц – 396 548 человек за весь турнир, или 44 061 человек в день

46