19 августа 2013, 23:10
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Главный тренер сборной России подвел для "СЭ" итоги чемпионата мира, на котором наши легкоатлеты заняли первое место в золотой гонке
– Россияне впервые за многие годы обыграли американцев. Это мы стали сильнее или они слабее?
– Мы завоевали право быть такими, какие мы есть. Российская сборная – настоящая, авторитетная команда, на которую нужно обращать внимание. И то, что мы завоевали столько медалей, – только наша заслуга. Нам их никто не подарил. Это первое.
Теперь второе. Постоянная борьба в спринте между США и Ямайкой привела к тому, что все те медали, которые раньше американцы забирали себе, они стали делить поровну. Поэтому у США уменьшилось количество золотых наград. Но при этом серебра у них очень много.
– Тем не менее мы совершили прорыв. За счет чего?
– О прорыве говорить рано, хотелось бы прорваться в тех видах, где у нас нет медалей, – в коротком спринте, в некоторых метаниях. Но при этом у нас появились спортсмены, способные составить конкуренцию американцам в их коронных видах. Тот же Сергей Шубенков в беге на 110 м с барьерами. Мы стали теснить американцев с их позиций в беге на 400 м и в эстафете 4х400 м. В то же время нам пока трудно соревноваться с США по полной программе.
– Для этого надо подтягивать отстающие виды или заниматься теми, которые получаются?
– Есть виды неперспективные, в которых, будем смотреть правде в глаза, мы сравняться с американцами не сможем. А вот метания – другой случай, ими заниматься необходимо. Не только немцы могут в них лидировать. Мы же имели раньше сильных метателей молота у мужчин, толкателей ядра у мужчин и женщин. Вот этими видами сейчас и начнем заниматься вплотную.
– У нас были приятные не-ожиданности – победа с рекордом страны Александра Менькова, серебро Екатерины Коневой в тройном прыжке, бронза Сергея Шубенкова в американо-кубинском виде. А что еще вас порадовало?
– Женская эстафета 4х400 м, где мы обогнали американок. Стал открытием и такой же мужской квартет. Пришли совершенно новые ребята, молодые, которые составили конкуренцию асам и завоевали бронзу с высоким результатом – 2.59,90. То, что мы подключили молодежь, себя оправдало. Здесь у нас задел есть, чего не скажу о мужском коротком спринте.
– Бронза Шубенкова стоит иного золота. Чего нам ждать от этого парня в будущем?
– Он суперталантлив и, если приобретет психологическую устойчивость, будет серьезным конкурентом американским и кубинским барьеристам. Сергей проиграл универсиаду, где очень хотел выиграть. Не получилось, потому что зажался. Ему нельзя этого делать, он силовой бегун, как настоящий американский барьерист, и может бежать быстрее 13 секунд.
– А чем нас в будущем порадует Меньков?
– Дальними прыжками. Знаю, он планирует прыгнуть на 8,60. У Саши уже было два очень хороших прыжка за 8,50. Верю, что в ближайшее время его мечта должна осуществиться.
– Олимпийская чемпионка Мария Савинова хоть и проиграла золото в финале на 800 м, но видно, что остается в строю. Иван Ухов взял солидную высоту – 2,35, но остался без медали. Как, с вашей точки зрения, выглядели в целом наши олимпийские чемпионы?
– Некоторые устояли – например, Татьяна Лысенко, установившая рекорд страны и чемпионатов мира. Жаль, что были травмированы ходоки. Хотя в ходьбе у нас такой высокий уровень, что сомневаться в победе не приходилось. А вот что касается Ухова, то, к сожалению, Ваня не взял 2,38, хотя попытка была неплохая. И в итоге победил парень с Украины, который взлетел очень высоко.
Не могу сказать, что Ухов плохо выступил – посмотрим, что будет дальше. Вообще всем олимпийским чемпионам в постолимпийский год тяжело, они четыре года готовились к Играм, отдали все силы. На более качественную подготовку в этом сезоне их не хватило. Ясно, что после высоких результатов, показанных на Олимпиаде, нужно время, чтобы прийти в себя.
– Как, например, Анне Чичеровой?
– Мне жаль Аню, видел, что она была готова прыгнуть очень высоко. В третьей попытке на 2,00 м у нее был запас сантиметров в десять, но погрешности в технике не позволили взять эту высоту. Думаю, ее тренеру Евгению Загорулько рано было заявлять об уходе. Как можно бросать таких спортсменов? Непонятная торопливость. К ученикам надо быть повнимательнее. Во всяком случае, поступать с ними по-человечески. Надеюсь, Аня придет в себя и через некоторое время порадует нас высокими прыжками.
– Лично для меня самым ярким впечатлением была наша женская эстафета 4х400 м. Там есть и ваши ученицы – Юлия Гущина и Ксения Рыжова. Можете изнутри рассказать про эту команду?
– Она рождалась очень тяжело. Так, накануне чемпионата стрессовый перелом получила Ксения Задорина, причем трудно понять, где и как это случилось. Сейчас будем ею заниматься. Девочка она талантливая, могла нам помочь. Трудно принималось решение по Насте Капачинской. Она собралась заканчивать, берегла травмированную ногу, не побежала из-за этого 200 м. И не встроилась в эстафету. А ставить в команду сомневающихся спортсменов очень сложно.
Деваться нам оказалось некуда: Антонине Кривошапке надо было дать передохнуть, и на предварительном этапе бежала олимпийская чемпионка на 400 м с барьерами Наталья Антюх, хотя она и выступила на своей дистанции неудачно. Такое впечатление, что после Олимпийских игр Наталья не собралась, причем буквально во всех отношениях: она провела очень мало стартов, в подготовке присутствовал сумбур. Но, должен отметить, что в эстафете Антюх нам помогла. А уж в финале команда сработала на все сто. Иначе и быть не могло: трибуны требовали от нас победы. Таня Фирова потом сказала: "Если бы нам для победы приказали умереть на дорожке, мы бы это сделали".
– Многие иностранные участники и гости отмечали прекрасную организацию чемпионата мира. А каково значение этих соревнований для нашей легкой атлетики?
– Мы привлекли в Лужники очень хорошую аудиторию. Когда столько лет в стране не проводится больших соревнований, внимание зрителей уходит. А тут на стадион пришли люди всех возрастов, и наконец-то поняли, что кроме футбола есть еще кое-что. Наша легкая атлетика. Королева спорта. Те, кто стоял на контроле, отмечали: "Публика была не чета футбольной – интеллигентная, открытая, теплая. Мы даже опешили, привыкли к другой аудитории". Единственное, чего хотелось бы, года через четыре снова собрать такую же аудиторию, тогда сумели бы создать хороший запас прочности.
– Насколько омолодится наша команда к чемпионату мира в Пекине и Олимпиаде в Рио?
– Она уже омолодилась, многих спортсменов мы включили в команду впервые. Это чемпионы Европы в молодежных и юниорских возрастах. Дело дошло до того, что чуть не включили чемпиона Европы по юношам, но оставили его "на потом". Вот этот задел, который у нас есть, – наше ближайшее будущее.