Статьи

18 февраля 2015, 17:45

Последний барьер Валентина Балахничева

Отставка президента Всероссийской федерации легкой атлетики – это поступок, на который способны очень немногие

На этой неделе Валентин Балахничев окончательно покинул пост, на котором проработал четверть века. Вряд ли сейчас кому-то придет в голову вспоминать, что легкоатлетическая карьера отставного президента ВФЛА когда-то начиналась с барьерного бега и была куда менее яркой, нежели 25-летний послужной список Балахничева-чиновника. Все его спортивные достижения ограничились выполнением норматива мастера спорта и несколькими победами на второстепенных турнирах внутри страны.

Но парадокс в том, что зачастую именно спортсмены-неудачники начинают понимать суть большой спортивной игры гораздо лучше и быстрее, нежели их более фартовые сверстники. Возможно, как раз потому, что поражения заставляют думать. Если согласиться с этой точкой зрения, то совершенно не случайным выглядит тот факт, что подавляющее большинство выдающихся спортивных управленцев вышли из ниоткуда. Не имея за спиной запасного аэродрома, но очень четко понимая при этом, что не имеют права проиграть.

Советская спортивная эпоха вообще хорошо учила людей ответственности за результат. Именно он всегда стоял во главе угла, и только по этому критерию определялась степень успешности того или иного руководителя. Но, заигравшись в демократию, а может быть, просто в неуемном стремлении избавиться от порядком надоевшей жесткой руки мы как-то незаметно выплеснули что-то очень важное, искренне полагая при этом, что главное – как можно быстрее разрушить старую систему до основания. А там уж как-нибудь все наладится.


Фото - Татьяна ДОРОГУТИНА, "СЭ"

Валентин Балахничев: "В моей отставке нет ничего постыдного"

За то время, что Балахничев занимал свой пост, в нашем спорте случилось много громких отставок: Вячеслав Колосков – в футболе, Геннадий Алешин – в плавании, Леонид Аркаев – в спортивной гимнастике. Всех этих людей в свое время называли “непотопляемыми”, вкладывая в данное слово исключительно отрицательный смысл. Но сейчас трудно не признать, что равноценной замены этим фигурам за много лет так и не нашлось – с каких позиций не посмотри. Неумение управлять не способны компенсировать ни спортивные титулы, ни общественно-политический вес, ни деньги. И сюжет в таких случаях всегда схож: первым делом убрать из окружения всех ярких личностей. Сильных, а потому потенциально опасных.

Отставку Балахничева я бы поставила особняком. Возможно, спустя какое-то время мы тоже придем к пониманию, что равноценной замены легендарному президенту ВФЛА не нашлось. Но, как бы то ни было, он ушел сам, предварительно не только очертив круг своих возможных преемников, но и переговорив с каждым из них. Хотя мог бы, наверное, в эмоциональном порыве просто послать всех к черту.

Сейчас уже бессмысленно спорить, так ли уж нужна была спортивному сообществу, взбудораженному допинговым легкоатлетическим скандалом с ходоками Виктора Чегина, столь крупная жертва. Комментируя отставку своего президента бывший главный тренер российской сборной Владимир Маслаков дал понять, что не считает Балахничева виновным. Точно так же, знаю, склонны рассуждать сейчас многие другие.

Фото - Алексей ИВАНОВ, "СЭ" 

Балахничев - в отставке, Чегину грозит дисквалификация

Зачем же тогда глава федерации поспешил принести в жертву самого себя? Возможно, он просто раньше других понял, что проиграл. Упустил тот момент, когда ситуация вышла из-под контроля.

Похожая история в карьере Балахничева уже случалась – в 2007-м. Просто тогда из грандиозного противостояния с главой российской сборной Валерием Куличенко он вышел победителем, отправив тренера в отставку. В противостоянии с Чегиным и теми, кто негласно принял сторону скандального мордовского тренера, президенту ВФЛА пришлось капитулировать. Это понимали все, пусть и не говорили вслух. А раз так, продолжать оставаться во главе российской легкой атлетики стало просто бессмысленным.

Фаталистам остается разве что порассуждать: почему спортивная судьба распорядилась именно таким образом? Может быть, как раз затем, чтобы заставить лишний раз задуматься о степени личной ответственности тех, кто стоит у власти? Я же скажу о другом. Уход Балахничева со своего поста – это поступок, на который способны очень немногие. Парадокс, но, проиграв, он все-таки сумел одержать победу. Не исключено, что самую важную в жизни.

Просто всем нам, возможно, только предстоит это понять.

1