6 января 2018, 08:00
Одно из самых знаменитых соревнований в мире автоспорта продолжает эксперименты, пытаясь удержать лидирующие позиции, несмотря на многочисленные объективные трудности и происки конкурентов. Считается, что "Дакар" имеет вторую по численности телеаудиторию после "Формулы-1" и собирает на обочинах трасс до четырех миллионов болельщиков. Во время нынешнего 40-го рейда в истории и десятого – после переезда в Южную Америку – организаторы попытаются удержать достигнутые позиции. Для этого, в частности, дата старта была максимально отодвинута от рождественских и новогодних праздников – ралли начнется на несколько дней позже обычного и впервые после пятилетнего перерыва вернется в Перу, где намечены песчаные отрезки гонки.
Когда в 2009 году из-за проблем с безопасностью "Дакар" переехал из Африки в Южную Америку казалось, что гонку ждет эра благоденствия в спокойном и очень интересном для автопроизводителей регионе. Однако все оказалось не так просто. На старом маршруте в те же сроки возник конкурирующий рейд Africa Race, регулярно переманивающий сильные команды и звездных гонщиков. А к 2016 году из-за землетрясения в Чили и экономических трудностей Перу в календаре "Дакара" осталось только две страны – Боливия и Аргентина. В 2017-м к ним удалось подключить Парагвай, но два этапа из-за непогоды пришлось отменить. На сей раз есть надежда, что в юбилейный сезон все обойдется без форс-мажора и трагических инцидентов, которых продолжают сопровождать "Дакар", несмотря на все меры предосторожности.
КАЛЕНДАРЬ РЕЙДА
6 января. 1 этап. Лима (Перу) – Писко, 272 км (спецучастки – 31 км)
7 января. 2 этап. Кольцевая гонка в Писко, 278 км (267 км)
8 января. 3 этап. Писко – Сан Хуан-де-Маркона, 502 км (295 км)
9 января. 4 этап. Сан Хуан-де-Маркона, 444 км (330 км)
10 января. 5 этап. Сан Хуан-де-Маркона – Арекипа, 770/932 км (264/267 км)
11 января. 6 этап. Арекипа – Ла-Пас (Боливия), 758 км (313 км)
12 января. День отдыха в Ла-Пасе
13 января. 7 этап. Ла-Пас – Уюни, 726/669 км (425/368 км)
14 января. 8 этап. Уюни – Туписа, 584/558 км (498/380 км)
15 января. 9 этап. Туписа – Сальта (Аргентина), 754 км (242 км)
16 января. 10 этап. Сальта – Белен, 795 км (372 км)
17 января. 11 этап. Белен – Чилесито 484/746 км (280 км)
18 января. 12 этап. Чилесито – Сан-Хуан. 722/791 км (375/522 км)
19 января. 13 этап. Сан-Хуан – Кордоба. 904/927 км (423/368 км)
20 января. 14 этап. Кордоба, 284 км (119 км)
Маршрут ралли общей протяженностью примерно в 9000 км составлен таким образом, чтобы решающей стала заключительная часть ралли-рейда на территории Аргентины, но при этом многое станет понятно уже на участках в дюнах Перу. Значительная часть дистанции по соображениям безопасности проложена отдельно для грузовиков и отдельно – для легковых авто с мотоциклами.
ГРУЗОВИКИ
Многократный победитель этого класса – команда "КАМАЗ-мастер" – часть межсезонья провела в нервных поисках денег для выступления, но в итоге выставляет полный состав – четыре машины, одна из которых традиционно считается "техничкой". Возглавляют экипажи пилоты Эдуард Николаев (действующий победитель рейда), чемпион-2015 Айрат Мардеев, а также победитель "Шелкового пути" Дмитрий Сотников и Антон Шибалов. Главный конкурент россиян – голландец Жерар де Рой на сей раз выступает на Africa Race, а в его отсутствие лидером команды "Ивеко" будет бывший гонщик WRC аргентинец Федерико Виллагра. Всего в классе грузовиков 42 экипажа, но, россияне на своих новых машинах остаются безусловными фаворитами. Начиная с 2000 года "КАМАЗ-мастер" проиграл только четыре "Дакара".
ВНЕДОРОЖНИКИ И МОТОВЕЗДЕХОДЫ
В самом престижном классе основная интрига крутится вокруг двух французов – 13-кратного победителя "Дакара" Стефана Петеранселя и легенды классического ралли Себастьяна Леба. Их дуэль стала украшением прошлого рейда. На сей раз все усугубляется тем, что команда "Пежо", которую представляют оба фаворита, в следующем сезоне вновь покидает гонку, так что для Леба это, возможно, последний шанс победить на трассах "Дакара". "Пежо" напоследок вообще выставило суперзвездную бригаду, куда также входит пятикратный чемпион "Дакара" в классе мотоциклов Сириль Депре, а также двукратный чемпион мира по классическому ралли Карлос Сайнс-старший. Впрочем, последний сейчас в основном занят устройством карьеры своего сына в "Формуле-1".
Конкуренцию этой суперчетверке наверняка составят катарец Нассер Аль-Аттийя из "Тойоты", а также финн Микка Хирвонен на "Мини". Напомню, что именно в этой категории также заявлен известный футбольный тренер португалец Андре Виллаш-Боаш, а также пилоты-женщины – испанка Кристина Гутьеррес и перуанка Фернанда Канно. За рулем "Тойоты" также поедут россиянине – отец и сын Сергей и Иван Шихотаровы. Второй год подряд в отдельный класс выделены мотовездеходы. Здесь заявлены всего 13 машин, а следить интересно будет за итальянкой Камелией Липароти, одержавшей на "Дакаре" девять побед подряд на квадроцикле в женском зачете.
МОТОЦИКЛЫ И КВАДРОЦИКЛЫ
В классе мото после того, как завершил карьеру Марк Кома, нет слишком ярких звезд, а фаворитов – почти десяток. Скорее всего, победитель "Дакара-2016" австралиец Тоби Прайс попытается взять реванш за прошлый сезон, когда он не сумел завершить гонку из-за травмы. Под первым номером заявлен прошлогодний чемпион Сэм Сандерленд из Великобритании. Оба упомянутых гонщика представляют команду KTM, которая побеждает на "Дакаре" уже 16 рейдов подряд. На сей раз стартовать собираются в общей сложности 167 мотогонщиков. Причем, 13-й номер в самой опасной категории суеверно не используется. Россиян среди участников зачета мотоциклов нет.
Зато есть фаворит зачета квадроциклов и прошлогодний победитель Сергей Карякин. Спортсмен из Екатеринбурга тоже столкнулся с финансовым проблемами, но успешно решил их и даже расширил свою команду поддержки. Мешать Карякину отстаивать свой титул будут два других экс-чемпиона – чилиец Игнасио Касале и поляк Рафаль Соник. Впрочем, среди 53 квадроциклистов хватает и других претендентов на высокие места, а случится в пустынях и в горах может всякое.