16 августа 2011, 18:35

Оксана Косаченко: "В России нет формулической культуры"

Евгения Матвеева
Бильд-редактор

Менеджер гонщика "Лотус Рено" Виталия Петрова Оксана Косаченко в интервью порталу GPUpdate.net проанализировала карьеру россиянина в "Больших призах" и очертила круг проблем, с которыми предстоит столкнуться при подготовке "Гран-при России" в Сочи в 2014 году.

- Как вы пришли в мир автоспорта?

- Связана с автоспортом с 1998 года, поскольку отвечала за него на своей основной работе - на телевидении. Я до сих пор сотрудничаю с российским "Евроспортом", комментирую гонки - за исключением "Формулы-1", ведь я достаточно путешествую во время "Гран-при". Так что в мире автоспорта я уже достаточно долго.

- При каких обстоятельствах вы стали менеджером Виталия Петрова?

- Мы встретились на одной гонке, на которой я была одним из организаторов, а Виталий - участником. К тому времени он имел опыт успешных выступлений в региональных соревнованиях по ралли на севере России. Он одерживал победу за победой, и поэтому задумался, что из него, возможно, выйдет хороший гонщик, пусть он и не имел представления о "Формуле-1".

У меня были связи в мире автоспорта, поэтому они обратились именно ко мне. Я подумала: пожалуй, смогу помочь советом. После этого мы съездили в Италию на встречу с моим другом Винченцо Соспири, который раньше выступал в "Формуле-1". Там мы также пообщались с основателем Minardi Джанкарло Минарди, с которым я познакомилась, когда жила в Италии. Он рассказал нам, каким образом Виталий может пробиться в "Формулу-1". Из-за того, что он довольно высокого роста, никто не был точно уверен, что ему удастся добиться успеха.

Я отправила Виталия в Италию, но потом поняла, что он не знает иностранных языков и не слишком хорошо ориентируется в реалиях окружающего мира, потому что жил в России и ему нечасто доводилось путешествовать по Европе. Поэтому мне пришлось за ним присматривать, ездить с ним на все гонки и выступать в качестве переводчика. Я стала помогать ему все больше и больше, и мы поняли, что нам нужно работать вместе. Решили, что так будет правильнее.

Вторая причина - у меня есть образование в области маркетинга, а кто-то же должен был финансово поддерживать наш проект. В автоспорте для успеха недостаточно денег отца. Поэтому я начала создавать план, учитывающий нашу цель и те средства, с помощью которых мы бы вышли на первый уровень. Ну а после этого мы уже могли подумать и о "Формуле-1".

Я показала Виталию "Формулу-1", гонки других классов. В 2004 году мы выступали в Европе в "Формуле Рено", в 2006-м переключились на "Формулу-3000" с более мощными болидами, а в конце года я обратилась в команду DPR (David Price Racing) в надежде договориться об участии Виталия в нескольких гонках GP2 на финише сезона. Вот тогда-то он впервые увидел машину "Формулы-1". Это было в Хоккенхайме.

- В этом сезоне Виталий впервые поднялся на подиум "Формулы-1", но после этого столкнулся с некоторыми проблемами. Как вы оцениваете его выступления в сезоне в целом?

- На старте сезона он находился в своей лучшей форме, что стало результатом напряженной работы всей команды. Они начали работать над новой машиной еще в январе 2010-го, вы же знаете, что в прошлом году пришлось выступать на том, что есть, но с этим сезоном были связаны большие ожидания. Машина получилась по-настоящему сильной, особенно благодаря переднему выхлопу, что позволило вырваться в лидеры. Однако после нескольких следующих гонок стало очевидно, что наши соперники улучшили свои машины и достигли того же уровня.

Мы надеемся, что перед "Гран-при Бельгии" будет улучшена аэродинамика болидов, так что "Лотус Рено" выйдет на те же позиции, которые команда занимала в начале сезона. С этими гонщиками и руководством мы легко можем бороться за лидерство. В нынешней ситуации мы должны помогать друг другу, команда обязана поддерживать Эрика (Булье), а Эрик - гонщиков. И все должно работать как часы, как единый механизм: все вместе и в одном направлении.

Я считаю, у нас огромный потенциал, мне нравится концепция команды, потому что она работает, как деловая организация. Мы все понимаем свою роль в команде, у нас очень хороший подход к спонсорам и маркетингу, так что я рада работать с этим коллективом. Думаю, этот сезон будет важен для Виталия, и в следующем сезоне оба гонщика смогут постоянно бороться за места на подиуме. Мы верим в успешное будущее команды.

- Не за горами первый "Гран-при России", что, безусловно, порадует вас, Виталия и российских болельщиков…

- Да, но я считаю, что до этого события еще очень много времени, ведь 2014 год наступит еще очень нескоро. Особенно если мы говорим о России, совсем другой стране с абсолютно другой культурой. И основная проблема вовсе не в строительстве трассы, меня больше волнует подготовка зрителей к этому мероприятию. Сейчас у нас в России нет никаких специализированных СМИ, освещающих только наш вид спорта.

К примеру, в Англии выпускается огромное количество журналов об автоспорте, в то время как в России издавался только журнал "F1 Racing", который был закрыт из-за недостатка финансовой поддержки. А если нет медиа, то вы не соберете аудиторию. Зачем строить трибуны, если они останутся пустыми? Нам необходимо заняться решением этой проблемы, сделать еще очень многое перед тем, как проводить "Гран-при". И мы не сможем решить этот вопрос без поддержки правительства страны.

Так что нам нужно сделать несколько шагов. Во-первых, нужно подготовить прессу и зрителей, а также заняться подготовкой российских гонщиков - ведь на данный момент с этим у нас есть большие проблемы. Думаю, я бы смогла заняться этим лет через семь - десять, когда Виталий завершит свою карьеру. К тому времени у нас уже будут гонщики, способные заменить его.

На данный момент в России не существует необходимой инфраструктуры для автоспорта, у нас нет формулических серий, да и картинг недостаточно развит. Так что перед тем, как устраивать "Гран-при" в России, нам требуется привлечь серьезные инвестиции в этот вид спорта.

- На ваш взгляд, в России еще есть талантливые гонщики, способные пойти по стопам Виталия?

- Думаю, да. Когда Виталий попал в "Формулу-1", мы подумали, что мне нужно найти и других талантливых гонщиков в нашей стране. Сейчас я работаю с 11-летним гонщиком и несколькими 16 - 17-летними пилотами. Я понимаю, что нам необходимо сделать этот шаг, дать Виталию еще семь или десять лет и затем привести на его место нового гонщика, а потом и других.

Но тут опять же стоит упомянуть, что у нас нет инфраструктуры, культуры и, конечно же, опытных менеджеров. Никто не знает, как следует правильно строить подготовку. Уж поверьте мне, открыть дверь в "Формулу-1" очень тяжело. Я уже внутри. И готова поделиться своими знаниями с родителями, компаниями и любыми гонщиками, которым на самом деле нужен мой совет. Ко мне обращаются многие гонщики, их родители и менеджеры.

Думаю, единственное, чего нам не хватает, так это финансирования. В России мы не сможем его получить без поддержки правительства. Мое предложение довольно просто: я действительно верю в то, что нам нужно создать правительственную структуру или же правительственную программу по поддержке гонщиков.

Подготовила Евгения МАТВЕЕВА