10 сентября 2010, 02:00

Удастся ли Петрову сыграть на свирели?

Сегодня в Монце пройдут первые свободные тренировки перед "Гран-при Италии"

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Монцы

Всего 15 минут на поезде, отходящем от миланской "стационе централе" - и вы в Монце. Кто-то говорит, что это пригород столицы Ломбардии, хотя по мне так вполне самостоятельный город. К тому же довольно большой - в Монце более 120 тысяч жителей. И знаменита она в первую очередь этапом "Формулы-1", хотя бывшая резиденция королевской семьи и библиотека для незрячих вполне могут показаться кому-то более достойными туристическими объектами.

Однако прибытие на вокзал Монцы вовсе не означает ваше скорое свидание с автодромом. Городок, сонный даже сейчас, накануне этапа "Гран-при", географически довольно запутан и в транспортном смысле обездолен. Отмахав по нему пару километров, я отчаялся найти нужный автобус и вернулся на станцию в расчете на такси. Машину с шашечками, однако, пришлось ждать более получаса. Видимо, интенсивное движение такси не входит в список насущных потребностей... ммм... жителей Монцы. (Долго думал, как бы назвать горожан одним словом, но потерпел фиаско.)

Ехали минут 20. Польский коллега, с которым познакомился в поезде, преодолел тот же путь пешком примерно за час и возник в аккредитационном центре весь взмыленный - в Северной Италии сейчас довольно жарко. "Чего не сделаешь ради Роберта Кубицы!" - похвалил я его. Сил на ответ, показалось, у поляка не осталось.

Сама трасса вписана в огромный зеленый парк, расположенный, в сущности, за пределами Монцы. Это позволяет организаторам устроить из этапа типичный европейский праздник, отличный от бахрейнского времяпрепровождения в центре пустыни с искусственно завезенными туда шоу-труппами или от монакского гоночного гламура вперемежку с пафосом. Не знаю, будут ли ломбардцы жарить в этот уик-энд шашлыки на воздухе, но обстановка на подступах к трассе к этому, признаться, располагает. Особенно если с моденским уксусом, да со свежей руколой, да под кьянти... Э-э-эх!

Описать гоночный трек столь поэтично вряд ли получится, потому что асфальт он и есть асфальт. С другой стороны, у каждой формулической трассы полно особенностей. Есть они, разумеется, и у Монцы.

Во-первых, итальянская гонка - одна из самых высокоскоростных в "Больших призах". Заработана ею эта слава за счет конфигурации, хорошо знакомой каждому, кто хоть раз гонялся по петле Монцы пусть даже на простеньком компьютере. Автору, например, отлично запомнилась программа, едва не затянувшая меня в черно-белый еще монитор лет четырнадцать тому назад. Собственно, с того перенасыщения компьютерными играми и началось мое дальнейшее к ним охлаждение, за что я Монце в известной степени благодарен.

По форме эта трасса напоминает бумеранг или, если хотите, валенок. Причем его голенище и сформировано из тех самых скоростных участков, из-за которых средние скорости в Монце близки к рекордным мировым. Прежде наша национальная обувка имела в итальянских реалиях совершенно неношеный вид, но потом выяснилось сакраментальное: что русскому хорошо, то европейцу... В общем, на голенище валенка появилась гармошка - две "шиканы", снижающие скорости на прямых и, соответственно, гоночный травматизм, если не сказать правдивее - смертность.

Во-вторых, Монца - один из самых оборудованных автодромов в "Больших призах". Стены здешних боксов сделаны из строительной субстанции, способной сопротивляться огню в течение двух часов. А по периметру трассы установлен 31 датчик, контролирующий движение машин. Информация стекается в единый центр, про руководителя которого смело можно сказать бессмертное: "Он все видит".

В-третьих, Монца - один из самых старых гоночных автодромов мира: строить его начали еще в 1922 году. Раньше появились на свет только две трассы - английский Бруклэндс и американский Индианаполис. А поскольку история Монцы куда интереснее и разнообразнее этих куцых фактов, в завтрашнем своем формулическом репортаже из Италии я обязательно к ней вернусь.

Сейчас же хочется поведать вам об одной, извиняюсь, фиговине, многократно в последнее время обсуждаемой, но по-прежнему являющейся для многих чем-то виртуальным. Зовется она воздуховодом F-duct и расшифровку имеет немудреную: duct в переводе с английского - что-то вроде канала или трубопровода, а f - его форма, причем в прямом смысле.

Воздух, попадающий во фронтальный коллектор машины, перемещается по трубе, оборудованной внутри болида, по волнообразной траектории, напоминающей английскую букву. Более того, в середине этой трубы гонщик имеет возможность закрыть или открыть боковой отвод, регулирующий силу потока. Этот отвод и есть та самая средняя палочка, что присутствует в букве f.

Вчера я обратился в пресс-службу "Рено" с просьбой позволить мне сфотографировать новаторский воздуховод. Если бы не обращался, сделать это, думаю, не составило бы труда. А так получил отказ: все, дескать, засекречено и авторизовано. Пришлось довольствоваться разъяснениями Виталия Петрова, что, может, и к лучшему: комментарий был дан весьма доходчивый.

Воздуховоды F-duct уже есть у большинства формулических команд и абсолютно точно - у всех топовых. Конструкции действительно разные. Одни закрывают дырочку в трубе коленкой, другие открытой ладонью, а Петров и Кубица - запястьем. Фактически гонщики на дикой скорости играют на большой свирели, имеющей единственный регулятор звука. Почему не вывести воздушную заслонку под кнопку или не сделать ее электронно зависимой от скорости и других условий движения? Да потому что нельзя: любые автоматические элементы, изменяющие аэродинамику болида, запрещены правилами.

Принцип же действия F-duct таков: регулируя поток в трубе, гонщик помогает сдувать (или не сдувать) с заднего антикрыла общую волну воздуха, в которую врезается болид. Тем самым меняется аэродинамическая сила, прижимающая машину к трассе, поскольку именно за эту силу и отвечают антикрылья. Иными словами, пилоты получают возможность делать машину более адаптированной к различным отрезкам трассы. И более быстрой.

Идея хитра, но пока не совсем отточена. Удастся ли Петрову применить ее по назначению, мы обязательно узнаем в предстоящий уик-энд.

AUTODROMO NAZIONALE di MONZA: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Нынешний "Гран-при Италии" станет 61-м в истории "Формулы-1". При этом гонка проводилась в Монце 59 раз - предстоящая будет юбилейной. Единственным исключением стал сезон-1980, когда бразилец Нельсон Пике первенствовал на автодроме в Имоле.

Итальянский этап - последний из четырех в календаре сезона-2010, который был представлен на самом первом чемпионате мира в 1950 году. На этом автодроме прошло наибольшее количество гонок "Формулы-1" (в Монако их было 57).

С 2000 года утверждена последняя конфигурация трассы в Монце. Длина круга составляет 5793 метра, всего их 53, а общая протяженность дистанции равна 306,720 километра. Трасса насчитывает 10 поворотов (6 правых и 4 левых). Вместимость трибун - 115 000 зрителей. Чаще всего команды прибегают здесь к тактике одного пит-стопа.

Автодром в Монце - один из старейших в мире. Первый камень был заложен еще в феврале 1922 года звездами автоспорта того времени Николой Лянча и Феличе Наццарио. Архитектором трассы является Альфредо Роселли. Уже к июлю 1922 года автодром был сдан в эксплуатацию.

10 сентября 1922 года состоялся первый "Гран-при Италии", победу в котором одержал Пьетро Бордино.

"Гран-при Италии" занимает первые 6 мест по средней скорости победителя, а всего в десятке он представлен 9 раз. Быстрейшим же в истории "Формулы-1" оказался Михаэль Шумахер: 14 сентября 2003 года немец прошел дистанцию в 307 километров со средней скоростью 247,586 км/ч.

В 1971 году в Италии был установлен еще один рекорд - отрыв финишировавшего первым Питера Джетина от ближайшего преследователя Ронни Петерсона составил лишь 0,01 секунды.

На этой трассе ранее часто происходили трагедии. В 1928 году Эмилио Матерацци врезался в трибуну - погибнув, он унес с собой жизни 27 зрителей. Во время тестов на этом автодроме в 1955 году погиб двукратный чемпион мира итальянец Альберто Аскари. В 1961 году столкновение Вольфганга фон Трипса на Ferrari и Джима Кларка на Lotus повлекло за собой смерть 14 болельщиков и немецкого гонщика. В 1970 году в повороте Parabolica разбился пилот Lotus Йохен Риндт, который скончался по дороге в больницу. Позже состоялись еще три "Гран-при" сезона-1970, однако ни одному пилоту не удалось догнать набравшего 45 очков австрийца. Риндт стал чемпионом мира посмертно.

Соавтор указанного выше рекорда швед Петерсон тоже закончил жизненный путь в Монце - на первом же круге гонки 1978 года.

В 2000 году в результате массового столкновения на старте из-за разлетевшихся обломков машин погиб маршал трассы.

В 2003 году Шумахер одержал здесь юбилейную 50-ю победу в "Формуле-1".

4 сентября 2005 года в Монце финишировали все 20 стартовавших пилотов. В предыдущий раз подобное произошло 6 июня 1960 года в голландском Зандворте, когда до финиша добрались все 17 гонщиков.

Во время пит-стопа в 1956 году Питер Коллинс, который при определенных обстоятельствах еще мог рассчитывать на чемпионский титул, передал свою машину будущему триумфатору Хуану Мануэлю Фанхио - для аргентинца это обернулось 4-м званием чемпиона мира.

В 1988 году "Гран-при Италии" стал единственным, в котором не смог одержать победу McLaren во главе с Айртоном Сенной и Аленом Простом, выигравшими 15 гонок из 16. Тогда дубль удался хозяевам из Ferrari - Герхарду Бергеру и Микеле Альборетто.

5 побед в Монце одержал Шумахер. По три на счету еще у 6 гонщиков - Рубенса Баррикелло, Стирлинга Мосса, Петерсона, Пике-старшего, Проста и Фанхио.

Среди конструкторов с огромным преимуществом лидирует Ferrari - 17 побед (у McLaren - 9).

По 5 раз поул-позишн завоевывали Сенна и Фанхио. В командном зачете счет поединка Ferrari - McLaren - 18:10.

По три раза быстрейшие круги в Монце показывали Джим Кларк, Кими Райкконен, Клэй Регаццони, Сенна, Фил Хилл и Мика Хаккинен. У конструкторов с тем же счетом 18:10 Ferrari впереди McLaren.

На подиум чаще остальных поднимался Шумахер - 8 раз. А в общей сложности пилоты Ferrari делали это в 59 случаях (при 23 у McLaren и 17 - у Williams).

7 раз с первого ряда стартовал только Фанхио. По 6 таких гонок у Сенны и Шумахера.

По набранным очкам лидирует Шумахер (74). А всего очки набирали 149 пилотов из 45 команд. Среди конструкторов лидирует Ferrari (438 баллов против 220 у McLaren и 137 у Williams).

Быстрейший круг на трассе последней конфигурации в 2004 году показал бразилец Баррикелло - 1.20,089. Ему же принадлежит и быстрейшее время непосредственно в гонке: днем позже, а именно 12 сентября, он показал результат 1.21,046 на 41-м круге (со средней скоростью 257,321 км/ч).

Хет-трики (поул-позишн+победа в гонке+быстрейший круг) в Монце оформляли Фил Хилл (1960), Джон Сертиз (1964), Сенна (1990), Шумахер (2003), Баррикелло (2004) и Фернандо Алонсо (2007).

Для бразильца Баррикелло и испанца Алонсо хет-трики в Монце являются последними на данный момент (вторым и третьим в карьере соответственно). Для Хилла же хет-трик 1960 года стал единственным (для Шумахера - 15-м).

Чаще всего Баррикелло побеждал именно в Италии - 3 раза. И свою последнюю победу на данный момент одержал именно в Монце в сезоне-2009.

Испанец Педро Де Ла Роса впервые набрал более одного очка в Италии в 2001 году (до этого были 4 гонки с 1 очком).

Британец Льюис Хэмилтон, стартовавший с первой позиции в прошлом году, был вынужден завершить гонку лишь за круг до финиша.

Больше очков, чем в Италии, финн Хейкки Ковалайнен смог набрать только в Венгрии, где одержал единственную в карьере победу (13 против 15). В последний (4-й в карьере) раз он поднимался на подиум в Монце-2008 (2-е место).

Напарник россиянина Виталия Петрова по Renault поляк Роберт Кубица дважды был на подиуме только в Монце (в 2006 году - впервые в карьере, когда набрал и свои первые очки) и в Монако.

На "Гран-при Италии"-2006 Кубица впервые в карьере захватил лидерство в гонке - он возглавлял пелотон на протяжении 5 кругов или 29 километров.

Бразилец Фелипе Масса набрал в Италии лишь 3 очка - меньше всего среди тех гонок, где он вообще хоть раз финишировал в очковой зоне.

Свои первые очки в карьере Шумахер набрал в 1991 году в Монце, финишировав на 5-й позиции (2 балла). А на пресс-конференции после победной гонки в 2006 году объявил о завершении карьеры (как оказалось, временном) по окончании чемпионата мира.

Свой единственный быстрейший круг в "Формуле-1" немец Адриан Сутиль показал в Монце в прошлом году - 1.24,739 (36-й, со средней скоростью 246,106 км/ч).

Итальянец Ярно Трулли был вынужден трижды завершить "домашнюю" гонку на первом же круге (2000, 2001 и 2003). Столько же раз он терпел неудачу только в самом начале канадских этапов (1998, 1999 и 2004).

Для немца Себастьяна Феттеля победа (как и поул-позишн) в Монце в сезоне-2008 стала первой в карьере.

ПОДИУМЫ С 2000 ГОДА

Год

1-е место

2-е место

3-е место

2000

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Мика ХАККИНЕН McLaren-Mercedes

Ральф ШУМАХЕР Williams-BMW

2001

Хуан Пабло МОНТОЙЯ Williams-BMW

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

Ральф ШУМАХЕР Williams-BMW

2002

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Эдди ИРВАЙН Jaguar-Ford

2003

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Хуан Пабло МОНТОЙЯ Williams-BMW

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

2004

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Дженсон БАТТОН BAR-Honda

2005

Хуан Пабло МОНТОЙЯ Williams-BMW

Фернандо АЛОНСО Renault

Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА Renault

2006

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Кими РАЙККОНЕН McLaren-Mercedes

Роберт КУБИЦА BMW-Sauber

2007

Фернандо АЛОНСО McLaren-Mercedes

Льюис ХЭМИЛТОН McLaren-Mercedes

Кими РАЙККОНЕН Ferrari

2008

Себастьян ФЕТТЕЛЬ Toro Rosso

Хейкки КОВАЛАЙНЕН McLaren-Mercedes

Роберт КУБИЦА BMW-Sauber

2009

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Brawn GP

Дженсон БАТТОН Brawn GP

Кими РАЙККОНЕН Ferrari

Антон СЫЧЕВ