10 ноября 2010, 20:00

В ожидании развязки

Всего через четыре дня "Формула-1" получит нового чемпиона мира. Где предстоит выяснять отношения лучшим гонщикам планеты? Какая роль в предстоящем противостоянии отводится технике? Корреспондент "СЭ Интернет" анализирует факторы, которые могут повлиять на исход борьбы за титул.

ТРАССА

Второй год подряд принимать финал гоночного чемпионата доверено новейшей трассе в Объединенных Арабских Эмиратах. Богатые шейхи еще при подписании контракта особо оговорили: за дополнительную плату гонка на Аравийском полуострове закрывает сезон. Благо, арабские нефтедоллары позволяют и не такое – у автодрома "Яс-Марина" столько уникальных особенностей, что просто перечислять их можно очень долго.

Здесь и насыпной остров Яс, и недавно открывшийся тематический парк "Феррари", и, конечно, меняющееся по ходу заезда освещение. Гонка начинается в 16:00, когда солнце еще на небе, а заканчивается спустя полтора часа при искусственном освещении: внезапно падающая на автодром ночь настигает пилотов посередине дистанции.

Умопомрачительные по своей красоте картины погружающейся во тьму "Яс-Марины" завораживают зрителей – неслучайно второй год подряд на автодроме аншлаг. Все места на трибунах уже месяц как скуплены, но и телевизионная трансляция отлично позволяет прочувствовать особую атмосферу Абу-Даби: восточная сказка с неведомо как попавшими в нее болидами "Формулы-1" очаровывает и в кои-то веки позволяет порадоваться азиатскому расширению гоночного календаря.

Если же отвлечься от романтики и попытаться прикинуть, кому из участников арабский автодром ближе всех по характеристикам, то стандартно для этого сезона в фавориты запишем "Ред Булл". На стороне австрийцев и универсально быстрый болид, подходящий большинству типов трасс, и боевой дубль недельной давности, и, разумеется, стопроцентный результат в Абу-Даби: единственную состоявшуюся здесь гонку в прошлом году выиграл Себастьян Феттель, вторым на финиш тогда пришел его напарник.

Правда, бывшие гонщики "Больших призов" склонны недооценивать потенциал "Красных быков": экс-пилот "Формулы-1" Марк Зурер отмечает большое число длинных прямых на "Яс-Марине" и заключает, что автодром должен больше подойти "Феррари". А Педро де ла Роса, основываясь на той же посылке о количестве прямых, делает противоположный вывод: первенствовать в Абу-Даби надлежит "Макларенам", так как именно англичане обладают лучшим в пелотоне воздуховодом.

Так или иначе, борьба обещает быть жаркой и непременно сухой: рассчитывать на осадки в Аравийской пустыне не приходится. Последний дождь в Абу-Даби прошел 120 дней назад, и местные метеорологи прогнозируют еще столько же до следующего.

А пока претенденты на титул готовятся к решающему сражению, пилоты, для которых на "Яс-Марине" ничего не решается, находят свои поводы для веселья. Так, Фелипе Масса радуется, что наконец-то примет участие в нашумевшей гонке в сумерках (прошлогодний этап бразилец пропустил из-за травмы), Бруно Сенна намеревается принять участие в благотворительном турнире по гольфу, а Ник Хайдфельд предвкушает концерт Принса: шоу для зрителей состоится в воскресенье вечером, сразу после гонки. Как видим, пилоты тоже не прочь расслабиться, а располагающая к праздничности и фейерверкам аура Абу-Даби дает такую возможность.

ТЕХНИКА

Как мы уже говорили, "Яс-Марина" - трасса "Ред Булла". Стабильно быстрая машина должна позволить австрийской конюшне уехать от всех соперников, а вот за третье место разгорится борьба.

На стороне "Макларена" интегрированный в конструкцию автомобиля воздуховод, обеспечивающий дополнительную прижимную силу. На трассе в Абу-Даби с ее длинными разгонами и интенсивными торможениями так называемый F-Duct придется как нельзя кстати: займи Баттон или Хэмилтон лидирующую позицию - и обогнать британцев будет ой как сложно.

С другой стороны, "Феррари" набрала ход, и в последнее время смотрится намного увереннее команды из Уокинга. Осенний пакет обновлений сделал свое дело, и за несколько минувших гонок Алонсо прорвался с пятого на первое место в общем зачете. Поул-позиция в Сингапуре – одна из всего двух, отданных "Ред Буллом" соперникам за целый сезон! – досталась именно Алонсо, словно подтверждая: "Феррари" способна выигрывать не только из-за сходов конкурентов.

Кстати о сходах: в плане надежности итальянская команда серьезно подтянулась и, по крайней мере, в том, что касается лидера Скудерии, не позволяет себе осечек. Последний раз техника подводила Алонсо в апрельской Малайзии, на заре чемпионата.

В прошлом году ни "Феррари", ни "Макларен" очков в Абу-Даби не набрали, но виной тому – общая слабая форма двух топ-конюшен в минувшем сезоне. В 2010-м обе команды сильно выглядят на всех автодромах, однако справиться с "Ред Буллами" им будет очень сложно: "Быки" только-только завоевали Кубок конструкторов, в доминирующем ключе пройдя всю гонку в Бразилии, и резко замедляться перед последним "Гран-при" причин не имеют.

Логика прошедших этапов подсказывает: после традиционной победы в квалификации "Ред Буллам" останется хорошо стартовать и спокойно финишировать на первых двух местах. Но здесь-то и кроется подвох: прекрасно стартующие соперники могут оттеснить "Быков" в первом повороте.

Впрочем, даже если старт пройдет гладко, никто не гарантирует австрийцам готового финиша: болиды Эдриана Ньюи приучили к всевозможным поломкам, возникающим в самый неподходящий момент.

Не вселяют доверия и двигатели "Рено": помимо явного недостатка мощности французские силовые агрегаты иногда загораются, как, например, в Корее на машине лидировавшего Феттеля. Если бы не тот пожар, Себастьян сейчас возглавлял бы чемпионат с тремя победами в трех последних гонках. Вместо этого немец занимает в общем зачете третью строчку, 15 очков уступая Алонсо и 7 – Уэбберу.

Стоит ли говорить, что "Ред Буллы" и "Феррари" рассчитывают на боевую концовку, не омраченную техническими неисправностями, в то время как "Макларену" остается уповать на проблемы у конкурентов: Хэмилтон может стать чемпионом только при условии схода Алонсо и сверхдалекого финиша "Ред Буллов", невозможного без каких-нибудь неожиданностей.

К последнему этапу интересно поворачивается ситуация с моторами. За прошедший сезон мы привыкли считать, у кого сколько задействовано двигателей и сколько километров они прошли. Но по регламенту 2010 года на заключительном этапе сезона команды получают право установить мотор, снятый с машины по ходу одного из предыдущих уик-эндов!

То есть, если во время любого "Гран-при" в течение сезона команда меняла двигатель на машине своего пилота в субботу или воскресенье, а по итогам последующих проверок и ремонта агрегат оказывался в рабочем состоянии, повторно установить этот мотор разрешается только на финальном этапе чемпионата.

Сэкономленный таким образом двигатель совершенно точно есть у Алонсо: испанец может получить практически свежий мотор, в целях предосторожности замененный в Бахрейне. Возможно, относительно новые агрегаты найдутся и у соперников Фернандо, но информация такого рода является конфиденциальной, и команды не спешат раскрывать подробности о состоянии своего "двигательного" фонда.

В любом случае, вероятность отказа мотора по выработке ресурса, неуклонно увеличивавшаяся с каждой прошедшей гонкой, к этапу в Абу-Даби должна несколько нормализоваться. С другой стороны, пока некоторые получают "джокер", остальным приходится с опаской следить за собственными двигателями: никто не хочет потерять титул из-за банального перегрева.

Антон ПОГОРЕЛЬСКИЙ