11 ноября 2010, 20:37

Российская команда в "Формуле-1": невозможное возможно

Сезон-2010 стал для нашей страны по-настоящему сказочным: сначала в чемпионате появился первый русский пилот, затем был подписан контракт на проведение "Гран-при" в Сочи. А под занавес сезона Россия получила еще и свою команду: отечественный производитель суперкаров "Маруся" приобрел долю акций в конюшне Virgin, и со следующего года команда будет называться Marussia Virgin Racing. Соответствующий контракт был подписан в Лондоне в ночь с 5 на 6 ноября.

Таким образом, один из 12 коллективов "Формулы-1" получает русских совладельцев, а странноватый проект Marussia входит в "Королевские гонки" на правах полноценного технологического партнера.

Если честно, сначала подумалось, что сообщение о покупке – не более чем утка. Слишком уж невероятным казалось такое развитие событий. Однако вот уже Фоменко позирует вместе с руководителями команды Джоном Бутом, Грэмом Лоудоном и Ником Виртом, а гонщики обещают завоевать места на подиуме "Гран-при России".

Попытаемся разобраться, что ждет наполовину российскую команду в будущем и откуда взялась диковинная Marussia Motors.

КТО ТАКАЯ "МАРУСЯ"?

По информации официального сайта, "целью деятельности компании Marussia Motors является создание современных отечественных автомобилей высокого класса и инновационного прорыва в области российской автомобильной индустрии. Владельцами компании являются Николай Фоменко, Ефим Островский, Антон Колесников и Андрей Чеглаков".

На деле вся полнота власти принадлежит Николаю Фоменко: в уставных документах он - президент компании. Marussia Motors провозглашает новаторские для России методы работы: штучная сборка, индивидуальная работа с каждым заказчиком, наукоемкое производство и новейшая философия конструирования автомобилей.

"Это абсолютно другая, не связанная с мировым автопромом технология. Они не имеют ничего общего между собой. Мы не пользуемся металлическими штампами и не используем длинную лонжеронную конструкцию, которая, на наш взгляд, уже исчерпала свои возможности.

Я обычно привожу такой пример: принцесса Диана погибла в автомобиле ценой в полмиллиона, скорость при столкновении была 140 км/час. А любой гонщик "Формулы-1" на скорости 300 км/час врезается в стену, вылезает и говорит: "Господи, как плохо, что я не справился с управлением и на этот раз не забрался на подиум".

Мы пользуемся теми же технологиями. Между нами пропасть. Но время пришло, это осознают даже самые большие производители, которые уже начали производить машины по нашему принципу. Это не значит, что мы открыли что-то новое, просто мы можем себе позволить создавать с нуля. А какая-то крупная компания не может, потому что она не может просто куда-то деть свою технологию роботизированной линии, на которую потрачено 500 миллиардов за 100 лет", - рассказал Николай Фоменко в онлайн-конференции с читателями портала auto.lenta.ru.

В модельном ряду "Маруси" присутствуют 2 спортивных купе B1 и B2, в разработке большой кроссовер на 7 посадочных мест. Говоря о специфике быстроходных моделей Marussia, Фоменко настаивает именно на "суперкаре", предпочитая избегать наименования "спорткар" - но, думается, стоит Марусе дебютировать в Ле-Мане, как детали терминологии отойдут на второй план, и даже президент компании будет не прочь назвать свои машины полноценно спортивными автомобилями. Без шуток, проект серьезно продуман и по-умному организован.

"Маруся" получилась сродни таким маркам как TVR, Pagani или Koenigsegg. Эти компании в небольших количествах производят сверхбыстрые и очень дорогие автомобили, которые расходятся по частным коллекциям богатых любителей скоростной экзотики. Такой же круг потенциальных потребителей и у российской марки: европейские магнаты, арабские шейхи или индийские промышленники высшей касты, а также американские рэпперы или ближневосточные султаны – желающих похвалиться редким спорткаром "для избранных" найдется предостаточно!

"Формула-1" предоставляет отличную платформу для того, чтобы заявить о себе самым богатым мира сего. Не секрет, что в качестве VIP-гостей на гонках регулярно появляются королевские особы, воротилы большого бизнеса и знаменитости всех мастей. Для людей подобного рода возможность сказать на светском рауте "Знаете, я тут РУССКИЙ СПОРТКАР прикупил" иногда привлекательнее миллиона от очередной сделки. А рассказ о личном общении с президентом диковинной автокомпании ("His name is Nicolay, like their last tsar") вызовет восторженные вздохи и, конечно же, желание повторить причуду. В век высоких технологий наиболее технологичные машины продает по-прежнему желание переплюнуть соседа и сарафанное радио.

ЗАЧЕМ "МАРУСЕ" "ФОРМУЛА"?

Вопреки устоявшемуся стереотипу о том, что все финансовые потоки из России связаны с прибылью от полезных ископаемых, в проекте Marussia нефтегазовые деньги не задействованы. Компания купила часть "Верджина" на свои кровные (откуда она их получила – отдельный вопрос и коммерческая тайна), а через несколько лет новоявленный автопроизводитель и вовсе планирует выйти на самоокупаемость.

Теоретически команды Большого Цирка могут приносить прибыль своим акционерам. Так, по данным недавно опубликованного финансового отчета, в 2009 году Mclaren смог выручить немногим более 50 миллионов фунтов стерлингов, а 2008 год команда из Уокинга закончила с прибылью в 5 миллионов фунтов.

Даже если выйти в плюс не удастся, повышенное внимание прессы и потенциальных покупателей проекту обеспечено – а вложения в рекламу лишними не будут. Но помимо медиа-отдачи, Marussia может получить кое-что более ощутимое: грамотных специалистов.

В своих интервью Николай Фоменко неоднократно жаловался на острую нехватку подкованных инженеров: "Нам очень сложно найти необходимых специалистов. Мы постоянно в поиске, перед запуском завода проводили порядка 80 собеседований в неделю. К сожалению, образовательный уровень большинства соискателей очень низок. Те 300 человек, которые у нас работают, это люди, найденные "днем с огромным фонарем".

То есть в данном случае замыленные политкорректные слова о взаимовыгодном сотрудничестве обретают реальный смысл: конкурентная среда "Формулы-1" обучает работников "Маруси" последним веяниям технической мысли, а российская компания производит для гоночной команды ряд комплектующих. Virgin получает бесплатные запчасти, "Маруся" – светлые головы и свежие решения.

Хоть сумма сделки и не разглашается, в прессу просочилась информация, что Marussia выкупила долю, ранее принадлежавшую английскому банку Lloyd’s. В ходе сегодняшнего интервью интернет-сайту f1news.ru Николай Фоменко подтвердил, что отныне Marussia Motors является держателем контрольного пакета акций команды Virgin, и в дальнейшем "сделает все, чтобы это была действительно русская команда".

РОССИЙСКИЙ ПУТЬ

Что заставляет поверить в серьезность намерений "Маруси", так это отсутствие у марки шапкозакидательских настроений. В отличие от большинства российских предпринимателей, связанных с автомобильной промышленностью, Фоменко не ставит нереалистичных планов и не берется за заведомо гиблые затеи. В компетентности Николая уверен даже призовой пилот "Верджин" Лукас ди Грасси: "Я разговаривал с Фоменко и понял, что он хорошо разбирается в гонках". В общем, если кому из россиян и можно доверить вхождение в элиту мирового автоспорта, то Фоменко выглядит тем самым человеком.

Во всяком случае, он не наломает столько дров, сколько могли бы опытные функционеры в сфере отечественной промышленности: боже упаси кому-либо из наших управленцев старой закалки доверить производство суперкаров или команду "Формулы-1"! И дело не только в коррупции: наблюдения подсказывают, что администрации российских автозаводов просто не понимают систему функционирования современного автомобильного рынка. Об автоспорте я вообще молчу: проект Lada Revolution, по сути, стал эпитафией традиционному отечественному подходу к по-настоящему серьезным автомобильным гонкам.

Фоменко не устает подчеркивать низкую стоимость производства дорожных "Марусь": точные суммы, разумеется, держатся в секрете, но по косвенным свидетельствам и оговоркам можно предположить, что стоимость проекта не превышает 75 миллионов евро. Что ж, в своем стремлении не тратить лишнего Marussia нашла себе прекрасного партнера-единомышленника: владелец "Верджина" Ричард Брэнсон не раз заявлял, что не собирается выделять команде "Формулы-1" астрономический бюджет, и инвестиций в 10 миллионов долларов с него вполне достаточно. По слухам, общий бюджет команды Virgin Racing в 2010 году не превышает 60 миллионов долларов и занимает предпоследнее место по этому показателю – меньше тратит только скромная "Хиспания".

Стоит отметить, что Marussia-Virgin не станет враз российской. Процесс оформления участников чемпионата мира "Ф-1" проходит через государственные автомобильные федерации. Лицензию команде "Верджин" выдала британская – значит, и выступать команде предстоит под флагом Соединенного Королевства. Но к 2012-му (а скорей, к 2014-му – году дебютного "Гран-при России") ситуация может измениться, если Marussia-Virgin подаст заявку в Российскую автомобильную федерацию (РАФ). В противном случае при победе на "Гран-при" в честь "Верджин-Маруси" будет звучать гимн Великобритании.

Впрочем, бюрократических проволочек с регистрацией команды под российским флагом возникнуть не должно: вице-президент РАФ Игорь Ермилин занимает в Marussia пост главного конструктора. Главное – убедить ключевых партнеров в необходимости выступать под отечественным триколором. Пока "Марусе" каким-то непостижимым образом удается держаться в стороне от ура-патриотов и русофобов. И дай бог, чтобы это равновесие сохранилось, а баланс не сместился в сторону пошловатых лозунгов и политических прокламаций.

В качестве бонуса отметим, что в следующем году Marussia сменит компанию Acer в качестве титульного спонсора телевизионных трансляций "Формулы-1" на канале "Россия 2".

Антон ПОГОРЕЛЬСКИЙ