16 и 17 ноября на трассе "Яс-Марина", принимавшей заключительный этап чемпионата "Формулы-1", состоялись двухдневные тесты молодых пилотов. Юниоры получили редкий шанс познакомиться с техникой "Формулы-1" и проехать несколько десятков кругов за рулем боевых болидов.
Идея проведения специальной тестовой сессии, полностью отданной неопытным в "Королевских гонках" пилотам, родилась несколько лет назад, когда команды пожаловались FIA на то, что молодым пилотам сложно сходу приспособиться к болидам "Формулы-1". Обыкновенные тесты по ходу сезона тогда еще были разрешены, но их количество постоянно сокращалось и потому не устраивало некоторые топ-команды.
Чтобы дать молодым пилотам возможность на себе ощутить все прелести "Формулы-1", а командам – шанс оценить юниоров и, в случае чего, решиться на подписание новичка, Международная автомобильная федерация с одобрения всех гоночных конюшен "Больших призов" ввела специальную двухдневную тестовую сессию, проводимую по окончании сезона. Причем участвовать в этих тестах имеют право только пилоты, не стартовавшие в "Формуле-1" в течение последних двух лет. Поэтому, например, на минувшие испытания не мог быть приглашен Роман Гросжан: в 2009 году француз провел 5 гонок в составе команды Renault-F1.
Чтобы сократить расходы, командам предложили никуда не уезжать из Абу-Даби, а провести тестовые заезды прямо на "Яс-Марине". Оборудование перевозить не нужно, инфраструктура тоже готова, а главный плюс – закончившийся за два дня до этого "Гран-при", дающий реальную почву для сравнения показанного времени. Тесты, которые проходят в то же время года, состояние трассы за несколько дней не претерпевает серьезных изменений, что дает возможность для сравнения новичков не только друг с другом, но и с действующими пилотами.
Планировалось, что команды будут приглашать заинтересовавших их по ходу сезона молодых гонщиков на ноябрьские тесты, и после этого станут решать – подписывать им контракт с тем или иным новичком или нет. В целом система работает, и надо признать, основное внимание на тестах действительно уделялось пилотажу юных спортсменов, однако некоторые команды не преминули воспользоваться ситуацией и обкатали новые узлы и агрегаты.
Впрочем, все рассуждения о перспективных новичках применимы только к командам-лидерам – аутсайдеры беззастенчиво продают тестовые километры богатым пилотам, готовым раскошелиться на уникальную возможность поездить на автомобиле "Формулы-1". Так, "Хиспания" доверила свой болид чеху Йозефу Кралю, "Верджин" бразильцу Луису Рация, а "Лотус" и вовсе великовозрастным юниорам: 24-летнему Родольфо Гонсалесу и 26-летнему Владимиру Арабаджиеву. Хоть болгарская пресса и в восторге от первых кругов своего соотечественника за рулем болида "Формулы-1", нельзя не признать: Арабаджиев обязан этими тестами отнюдь не успехам на трассе, а толстому кошельку своих спонсоров.
Так или иначе, несколько интересных новичков на трассе в Абу-Даби действительно появилось. Например, "Заубер" обкатывал двух мексиканцев: 20-летнего Серхио Переса и 19-летнего Эстебена Гуттьереса.
Перес в 2010-м стал вице-чемпионом серии GP-2, а в 2011-м поедет в "Формуле-1" – в ноябре звездному новичку предстоит еще один тестовый день с командой, но уже на резине "Пирелли". Во второй день испытаний Серхио показал шестое время.
За сутки до этого "Заубер" пилотировал будущий резервный гонщик швейцарцев Эстебан Гуттьерес. Младший из мексиканцев откатал 88 кругов и завершил день на четвертой позиции. В минувшем сезоне Гуттьерес стал чемпионом новообразованной серии GP-3, а в следующем году переходит в прославленную команду ART серии "Гран-при 2". Опытные инженеры должны помочь юниору быстро вкатиться в новую для него технику, и в случае успеха Эстебан может оказаться в "Формуле-1" уже в 2012-м: поддержка самого богатого человека на Земле Карлоса Слима не оставит Гуттьереса без хорошего места.
Напарником мексиканца по чемпионской конюшне ART станет француз Жюль Бьянки, на тестах в Абу-Даби оба дня пилотировавший "Феррари". После разочаровывающей 12-й строчки во вторник к среде Жюль исправился и показал пятый результат. Протеже "Скудерии", имеющий в менеджерах самого Николя Тодта, недавно подписал контракт третьего пилота. Не стоит сомневаться – итальянская конюшня обеспечит французу место в одной из команд "Ф-1" в 2012-м, а сейчас всерьез тренирует его для предстоящего сезона.
Конкурентом Бьянки за звание самого быстрого француза на тестах стал Жан-Эрик Вернь. Сенсация сезона-2010, Вернь за явным преимуществом выиграл британскую "Формулу-3", а под конец года пришел и в Мировую серию "Формула-Рено". Несмотря на полное отсутствие опыта управления столь мощной техникой, Вернь мгновенно адаптировался и с ходу включился в борьбу за подиумы.
На тестах в Абу-Даби Вернь показал 7-е и 9-е время, но выступал он при этом на скромной "Торо Россо". 20-летний протеже концерна "Ред Булл" уже сейчас числится тест-пилотом младшей команды "Красных Быков", причем импульсивность главы программы поддержки молодых пилотов Хельмута Марко позволяет рассчитывать, что в случае дальнейших успешных выступлений в младших гоночных сериях Верню совсем скоро светит место в кокпите.
Главным соперником Верня в борьбе за скорейший дебют в составе "Торо Россо" остается друг и соратник француза по программе "Ред Булл" Даниэль Риккьярдо. В минувшем сезоне австралиец с ходу стал вице-чемпионом Мировой серии "Формула-Рено" и весь 2010-й исполнял обязанности резервного гонщика основной команды "Красных Быков".
На тестах Риккьярдо подтвердил все выданные ему авансы, с запасом выиграв оба дня, в среду и вовсе показав время, более чем на секунду превзошедшее результат поул-позишн Себастьяна Феттеля! Конечно, в распоряжении австралийца была чемпионская машина, а досконально соблюдать технический регламент на тестах совсем не обязательно, но даже с такими оговорками время Даниэля ошеломляет: Риккьярдо ни много ни мало установил новый рекорд трассы!
Рекорд, разумеется, неофициальный, ибо ни в один исторический справочник результаты тестов не идут, но время зафиксировано: теперь именно секунды Риккьярдо будут ориентиром для всех пилотов, выступающих на "Яс-Марине". Значимости времени Даниэля добавляет тот факт, что пускать пыль в глаза конкурентам и мухлевать с легальностью болидов командам-участницам нет никакого резона: спонсоров после испытаний все равно не прибавится, а возможность объективно оценить потенциал своего пилота на фоне других юниоров стоит дороже, чем сомнительное удовольствие покрасоваться на первой строчке итоговых протоколов.
Даже если сделать скидку на изменившуюся температуру полотна, позволяющую добиться лучшего прогрева резины и большей скорости, нельзя не признать: все остальные молодые пилоты были в точно таких же условиях! Значит, по крайней мере сравнение с другими новичками Риккьярдо прошел на "отлично".
В "Ред Булл" до сих пор не определились с будущей карьерой своих подопечных. Пока Хельмут Марко медлит с объявлением, в каких гоночных сериях в следующем году будут выступать Вернь с Риккьярдо, слухи отправляют талантливых юниоров то в GP-2, то сразу в "Формулу-1". И хоть контракты Буэми и Альгерсуари с "Торо Россо" давно подписаны, нельзя исключать вариантов, при которых кто-то из линейки молодых пилотов может занять место в итальянской конюшне. Согласно другим слухам, Вернь может заменить Риккьярдо на посту третьего пилота основной команды "Ред Булл", в то время как Даниэль займет освободившееся место тестера "Торо Россо".
О ситуации с новичками в других командах чемпионата и выступлении на тестах российского пилота Михаила Алешина – разговор отдельный.
Антон ПОГОРЕЛЬСКИЙ