7 февраля 2011, 19:07

Николай Фоменко: "Будем гордиться после того, как машина поедет"

Сегодня на презентации нового болида команды "Формулы-1"  Marussia Virgin Racing, которая с нынешнего года будет выступать под российским флагом, специальный корреспондент "СЭ" поговорил с инженерным директором этой команды

Борис ЛЕВИН
из Лондона

- Чем эта машина принципиально отличается от прошлогодней?

- Всем. Она - кардинально другая, причем во всех своих узлах и частях. Это касается и аэродинамики, и диффузоров, и заднего крыла. В "Формуле-1" поменялся технический регламент, поменялись поставщики шин, и все это влечет за собой огромное количество других перемен. Надеюсь, что мы в этой ситуации добились очень серьезных подвижек и имеем теперь неплохие перспективы.

- Что вы вкладываете в понятие "неплохие перспективы"?

- В нашем виде спорта загадывать не принято, но основное, чего хотелось бы в начинающемся сезоне, - двадцать раз финишировать. Другая же главная цель - постоянное попадание во второй сегмент квалификации. На это стоит надеяться, поскольку огромная работа уже проделана и будет еще делаться в течение всего сезона.

- В чем главная изюминка нового болида? Каким техническим решением вы, может быть, гордитесь больше всего?

- Давайте будем гордиться после того, как машина поедет. Но оригинальных и неожиданных решений в ней на самом деле очень много.

- С планами на ближайший сезон все понятно, а каковы более отдаленные цели? Чего вы глобально хотите добиться?

- Задача любой спортивной команды - выигрывать. Нашей в перспективе - тоже. И те технологии, что мы используем, позволяют двигаться вперед достаточно быстро, мы постоянно прогрессируем и достаточно быстро получаем ответы на все возникающие вопросы.

- При выборе пути развития с инженерной точки зрения окончательное слово в Marussia Virgin за вами, а кто принимает последнее решение в выборе пилотов? И чем лично вы руководствуетесь в этом вопросе?

- Выбор пилотов - очень сложное дело, несмотря на кажущееся достаточное их количество. Эта достаточность ведь весьма относительна - если уж из большого числа наших футболистов трудно выбрать нужное количество для сборной страны, то что говорить о гонщиках? Мы учитывали множество аспектов: с одной стороны, наш пилот должен быть опытным, с другой - не обремененным возрастом. Важнейшую роль играли мотивация, национальный фактор, способность быстро схватывать новую ситуацию, коммуникабельность, умение работать внутри команды, не говоря уже о "накате" и уровне профессионализма. Решение принималось коллегиально, тем более что у каждого в зоне внимания находятся разные пилоты. У меня, к примеру, в том числе - российские. Но самым важным является все-таки мнение руководителя команды Джона Бута, поскольку он очень опытен в данном вопросе и работал с огромным количеством пилотов, начиная от Хэмилтона и заканчивая Кубицей.

- Чем обусловлен выбор в пользу Тимо Глока, понятно. А чем привлек вас Жером д'Амброзио?

- Самым важным в оценке кандидатуры нового пилота было то, как он сработается с командой. Мы провели огромную перестройку в течение прошлого сезона, и пусть он кажется крайне неудачным, тому опыту, что накоплен, просто нет цены. В том числе - и в плане построения совместной работы. Выбирая пилота, мы понимали, что нам нужен молодой человек с амбициями, который при этом будет абсолютно рассудочен. Жером сейчас будет привыкать к "Формуле-1", поскольку здесь никакой другой предыдущий опыт не поможет, привыкать к новой машине. На него обрушится так много новых вводных данных, что без идеального хладнокровия их просто не переварить. При этом д'Амброзио достаточно опытен и весьма быстр, что он доказал на тестах в Сингапуре и Валенсии.

- Вы упомянули о входящих в сферу ваших интересов российских гонщиках. Кого из них можно в перспективе увидеть в Marussia Virgin Racing?

- Если говорить о Виталии Петрове или Михаиле Алешине, то им сейчас нужно дать максимально быструю и максимально надежную машину, чтобы понять, что они представляют из себя как пилоты. У Петрова - отлично развивающаяся карьера и все шансы подниматься вверх дальше. Сбивать его с этого темпа было бы абсолютно неправильно. Могу только пожелать Виталию удачи. Что же касается Михаила, то он уже созрел для "Формулы-1" - и по возрасту, и по "накату". Но наша нынешняя работа над надежностью и скоростью не подразумевает на данном конкретном этапе обучающегося пилота. А вот к концу этого сезона мы вполне уже сможем разговаривать о том, кого из российских гонщиков нужно готовить к сезону, предположим, 2013 года.

- На какую реакцию страны, под флагом которой он будет выступать, надеетесь?

- Скажу просто: нам всем хотелось бы, чтобы у России появилась гордость за то конкретное дело, которое мы делаем. И количество болельщиков "Маруси" благодаря этому постоянно бы росло.

Полностью интервью Фоменко - в завтрашнем номере "СЭ"

15