ЧЕМПИОНАТ МИРА. 15 этап. "Гран-при Японии".
Победу в Сузуке действующий чемпион мира добыл сам, но вплотную подобраться к лидеру чемпионата ему помог маневр в исполнении Кими Райкконена.
На большинстве трасс, входящих в календарь "Формулы-1" - от "древних" Спа и Монцы до новейших "тилькодромов" - первый поворот сделан медленным. Трасса в японской Сузуке - одно из исключений: здешний первый поворот проходится на 4-й передаче и на скорости чуть выше 150 км/ч. У этого есть одно не очень хорошее следствие - атаковать и обгонять здесь непросто; в гонке не помогает даже зона DRS, расположенная на стартовой прямой. А есть одно не очень плохое: так как пилотам не приходится сильно тормозить (особенно сразу после старта), то и аварии - а тем более завалы - на первом круге случаются редко.
Но талантливые люди талантливы во всем - и на сегодняшней гонке пилоты "Формулы-1" лишний раз доказали это, устроив сразу три аварии в первых двух поворотах. Столкновение Бруну Сенны и Нико Росберга (он привел к сходу немца, а бразильца наказали проездом по пит-лейн) вызвал интерес разве что у болельщиков двух этих пилотов. Контакт Романа Гросжана и Марка Уэббера вызвал только один вопрос: какой теперь штраф впаяют французу, который - как нетрудно догадаться - опять оказался виноватым (пилот "Лотуса" был наказан 10-секундной штрафной остановкой в боксах). Третий же инцидент никак нельзя обойти вниманием, ибо именно он позволил Себастьяну Феттелю вплотную подобраться к Фернандо Алонсо в борьбе за чемпионский титул.
В толкучке на стартовой прямой каждый, как обычно, искал свое счастье - и в процессе этого поиска Кими Райкконен несильно подтолкнул автомобиль Алонсо. В других обстоятельствах это могло и не привести к столь печальным последствиям, но оба пилота находились на внешней стороне трассы, где грязный асфальт резко уменьшает шансы вырулить из сложной ситуации. Испанец потерял контроль над своей "Феррари" (у которой после контакта с Райкконеном спустила одна из шин) - и хотя не долетел до отбойника и не "собрал" никого из ехавших следом пилотов, заглохший мотор вынудил двукратного чемпиона мира прекратить борьбу. И подарить своему сопернику - другому чемпиону мира - разом 25 очков.
Уже в субботу появились сообщения, что своей скоростью болиды "Ред Булла" обязаны модной в этом сезоне системе - т.н. "двойной DRS", которая якобы позволяет отыгрывать по полсекунды на круге. Это может объяснить скорость машин чемпионской команды в квалификации (когда DRS можно использовать по своему усмотрению), но вряд ли является причиной впечатляющего темпа Феттеля в гонке. И до старта представлялось не особо реальным, что кто-то окажет серьезный прессинг на победителя двух последних чемпионатов. Когда же Уэббер откатился в задние ряды, а Баттон в то же самое время выпустил на 2-ю позицию удачнее стартовавшего Кобаяси, стало ясно, что отнять победу у Феттеля сможет только генератор (который уже дважды подводил немца по ходу этого сезона, но в Японии, к счастью, работал нормально). Лидер "Ред Булла" на протяжении всех 53 кругов заезда не позволил никому сомневаться в своем превосходстве. А поскольку он и боксы посещал чуть позже ехавших следом, ничто не помешало Себастьяну заработать очередной "большой шлем" (поул-позишн + лидерство от старта до финиша + лучший круг + победа в гонке).
Вся лидирующая группа воспользовалась одинаковой тактикой: стартовав на более мягкой резине, пилоты перешли на более жесткую в районе 15-го круга, а после 30-го поставили еще один комплект жесткой. Тем не менее, несколько кругов могли решить и решили дело. Фелипе Масса, занимавший после старта 4-е место, задержался на трассе на 3-4 круга дольше чем ехавшие впереди Камуи Кобаяси и Дженсон Баттон. Японец и англичанин после своего пит-стопа оказались за спиной еще не переобувавшихся, менее быстрых пилотов и потеряли на этом время. Бразилец же в это время мчался по чистой трассе (пусть и на изношенных покрышках), за счет чего смог опередить обоих соперников после выезда с пит-стопа. В итоге Масса впервые за два года поднялся на подиум. Кобаяси не слишком огорчился потере второго места: японец завоевал призовое место впервые в карьере. Как будто с целью оттенить это достижение еще один пилот "Заубера" - Серхио Перес - до финиша не добрался: мексиканец вылетел с трассы, пытаясь опередить Льюиса Хэмилтона в борьбе за 6-е место. Впрочем, при описании того маневра слово "атака" стоит, скорее всего, взять в кавычки: на внешний радиус поворота Спун мексиканец ушел в последний момент, скорее уворачиваясь от сравнительно рано замедлившегося "Макларена". Разбалансировавшаяся машина, грязный асфальт, заблокировавшиеся колеса - все это привело к не очень зрелищному, но закончившемуся сходом вылету.
Для россиянина Виталия Петрова начавшийся с недомогания уик-энд и закончился не самым лучшим образом. "На старте я избежал проблем и поймал неплохой ритм, - рассказал выборжанин пресс-службе команды "Катэрхем". - Но после первого пит-стопа отказала система KERS, а чуть позже появились проблемы и с радио. Из-за этого я не услышал предупреждения о необходимости пропустить лидеров на круг и схлопотал штрафной проезд по пит-лейн. Думаю, после не особо удачной квалификации (Петров стартовал 22-м - Прим. "СЭ") и возникших в гонке неисправностей я не смог бы добиться большего. Выходные были тяжелыми, но то, с какой самоотдачей работает команда, позволяет надеяться на перемены к лучшему в Корее".
Напомним, "Гран-при Кореи" пройдет на трассе в Йонаме уже в следующие выходные.
Кирилл КАЧНОВ
Пилот | Автомобиль | Время | |
1. | Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Red Bull-Renault | 1:28.56,242 |
2. | Фелипе МАССА | Ferrari | + 20,639 |
3. | Камуи КОБАЯСИ | Sauber-Ferrari | + 24,538 |
4. | Дженсон БАТТОН | McLaren-Mercedes | + 25,098 |
5. | Льюис ХЭМИЛТОН | McLaren-Mercedes | + 46,490 |
6. | Кими РАЙККОНЕН | Lotus-Renault | + 50,424 |
7. | Нико ХЮЛКЕНБЕРГ * | Force India-Ferrari | + 51,159 |
8. | Пастор МАЛЬДОНАДО | Williams-Renault | + 52,364 |
9. | Марк УЭББЕР | Red Bull-Renault | + 54,675 |
10. | Дэниэл РИККЬЯРДО | Toro Rosso-Ferrari | + 1.06,919 |
11. | Михаэль ШУМАХЕР | Mercedes | + 1.07,769 |
12. | Пол ди РЕСТА | Force India-Ferrari | + 1.23,460 |
13. | Жан-Эрик ВЕРНЬ | Toro Rosso-Ferrari | + 1.28,645 |
14. | Бруно СЕННА | Williams-Renault | + 1.28,709 |
15. | Хейкки КОВАЛАЙНЕН | Caterham-Renault | - 1 круг |
16. | Тимо ГЛОК | Marussia-Cosworth | - 1 круг |
17. | Виталий ПЕТРОВ | Caterham-Renault | - 1 круг |
18. | Педро де ла РОЗА | HRT-Cosworth | - 1 круг |
19. | Роман ГРОСЖАН | Lotus-Renault | - 1 круг |
Сходы
Пилот | Автомобиль | Круг | Причина схода |
Шарль ПИК | Marussia-Cosworth | 39 | неисправность мотора |
Нарайн КАРТИКЕЯН | HRT-Cosworth | 34 | поломка днища |
Серхио ПЕРЕС | Sauber-Ferrari | 19 | вылет с трассы |
Фернандо АЛОНСО | Ferrari | 1 | вылет с трассы |
Нико РОСБЕРГ | Mercedes | 1 | столкновение |
Лучший круг
Пилот | Автомобиль | Круг | Время | Ср. скорость |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Red Bull-Renault | 52 | 1.35,774 | 218,276 км/ч |
Личный зачет
Пилот | Команда | Очки | |
1. | Фернандо АЛОНСО | Ferrari | 194 |
2. | Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Red Bull | 190 |
3. | Кими РАЙККОНЕН | Lotus | 157 |
4. | Льюис ХЭМИЛТОН | McLaren | 152 |
5. | Марк УЭББЕР | Red Bull | 134 |
6. | Дженсон БАТТОН | McLaren | 131 |
7. | Нико РОСБЕРГ | Mercedes | 93 |
8. | Роман ГРОСЖАН | Lotus | 82 |
9. | Фелипе МАССА | Ferrari | 69 |
10. | Серхио ПЕРЕС | Sauber | 66 |
11. | Камуи КОБАЯСИ | Sauber | 50 |
12. | Пол ди РЕСТА | Force India | 44 |
13. | Михаэль ШУМАХЕР | Mercedes | 43 |
14. | Нико ХЮЛКЕНБЕРГ | Force India | 37 |
15. | Пастор МАЛЬДОНАДО | Williams | 33 |
16. | Бруну СЕННА | Williams | 25 |
17. | Жан-Эрик ВЕРНЬ | Toro Rosso | 8 |
18. | Даниэль РИККАРДО | Toro Rosso | 7 |
Кубок конструкторов
Команда | Очки | |
1. | Red Bull | 324 |
2. | McLaren | 283 |
3. | Ferrari | 263 |
4. | Lotus | 239 |
5. | Mercedes | 136 |
6. | Sauber | 116 |
7. | Force India | 81 |
8. | Williams | 58 |
9. | Toro Rosso | 15 |