3 ноября 2012, 19:47

"Стул для обезьяны" не помог Алонсо

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 18-й этап. "ГРАН-ПРИ АБУ-ДАБИ"

Фернандо Алонсо не воспользовался тем, что "красные быки" слегка оступились - но на помощь испанцу в борьбе с Себастьяном Феттелем могут прийти судьи...

Льюис Хэмилтон, пилотирующий болид команды "Макларен", выиграл квалификацию и обеспечил себе первое место на старте завтрашнего "Гран-при Абу-Даби". Британец прервал серию из трех подряд поул-позишн, завоеванных на предыдущих этапах чемпионата мира представителями команды "Ред Булл". В то же самое время третье место на стартовом поле должно не так уж сильно расстраивать лидирующего в чемпионате Себастьяна Феттеля - ведь его соперник в борьбе за чемпионский титул, Фернандо Алонсо на "Феррари" начнет гонку только с седьмой позиции.

Результаты квалификации во многом подтвердили догадку, что доминирование "Ред Булла" на трех последних гонках связано с характеристиками автодромов - в частности, присутствием на них скоростных поворотов. Средняя скорость на трассе в Абу-Даби ниже чем на трех предыдущих (в частности, на 25 км/ч ниже чем в Сузуке, где преимущество Феттеля было максимальным) - из чего следовал вывод, что в квалификации "Ред Буллы" не смогут отыгрывать у соперников больше чем 0,2 с на круге. На деле такое преимущество оказалось для чемпионской команды недостижимой мечтой: наоборот, Феттель и Уэббер в решающем сегменте уступили Хэмилтону около 0,3 с. Причем это явно не выглядело случайностью: в двух первых сегментах отставание ни разу не составило меньше 0,3 с, а дважды переваливало за 0,6 с. И больше всего "Ред Буллы" уступали на третьем, самом медленном секторе трассы, состоящим главным образом из поворотов под вторую передачу.

С одной стороны, нельзя не отметить, что Себастьян Феттель практически не принимал участия в субботних тренировках: немец провел на трассе считанные минуты, все же остальное время механики устраняли возникшие проблемы с тормозами. А ведь именно субботние тренировки команды целиком посвящают подготовке машин к квалификации. С другой стороны, отсутствие неисправностей на машине Уэббера не помешало австралийцу по итогам тренировок уступить обоим "Макларенам", а по итогам квалификации - одному из них. Да и сам Феттель на последовавшей пресс-конференции заявил, что мог проехать лучше, но даже в этом случае боролся бы лишь за второе место со своим товарищем по команде. Дополнительным поводом для беспокойства в команде "Ред Булл" стали события последних минут квалификации. Уже после окончания сессии, на круге возвращения в боксы инженеры "Рено" потребовали от пилота немедленно заглушить двигатель. Обычно причиной таких остановок на трассе является недостаток топлива в баке - точнее, необходимость сохранить определенное количество бензина для обязательного анализа, который проводят судьи. Но руководитель команды Кристиан Хорнер сказал, что "вряд ли дело в количестве топлива в баке машины Себастьяна". Не исключено, что эта фраза сказана для отвода глаз: напомним, что на "Гран-при Испании" именно нехваткой топлива объяснил аналогичную остановку Льюис Хэмилтон - и в полном соответствии с регламентом, где такой ситуации посвящен отдельный пункт, был отправлен на последнюю стартовую позицию.

Своеобразный парадокс заключается в том, что многие эксперты и болельщики считали решающим фактором новые детали, которые привезли в Абу-Даби команды-лидеры - а на деле лучшее время было показано за рулем не так уж сильно доработанной машины. К примеру, в пятницу единственным заметным изменением в конструкции "Макларенов" были дефлекторы (также известные как "г-образные крылья"), огибающие понтоны автомобиля в их передней части. Эти детали влияют на уровень прижимной силы - корректируют воздушный поток так, чтобы тот, в свою очередь, сильнее корректировал поток выхлопных газов, направляя его в сторону диффузора. Но замеченные на "Макларенах" элементы нельзя назвать новыми: они уже использовалась в конце августа на "Гран-при Бельгии". К тому же, Дженсон Баттон еще по ходу пятничных тренировок вернулся к дефлекторам последней версии - тем, которые команды использовала неделю назад в Индии. Сравните это с набором абсолютно новых деталей, которые появились на машинах "Феррари": элементы переднего крыла, расположенные под носовым обтекателем дефлекторы, диффузор, заднее крыло плюс ряд мелких деталей - вроде известного как "стул для обезьяны" узкого крылышка над нижней плоскостью заднего антикрыла. И со всем этим грузом обновлений сражающийся за чемпионский титул Фернандо Алонсо в квалификации уступил Хэмилтону почти секунду - а после финиша заявил журналистам, что выжал из машины максимум.

Для россиянина Виталия Петрова квалификация на трассе в Абу-Даби стала одной из худших в сезоне: выборжанин закончил ее на 21-й позиции, уступив не только своему товарищу по команде Хейкки Ковалайнену, но и Шарю Пику за рулем "Маруси" - а ведь представителей этой команды пилоты "Катэрхема" обычно опережали без особого труда. Напомним, что команда "Катэрхем" также привезла в Абу-Даби немало новых деталей, что пока не сказалось в лучшую сторону на скорости болида: если неделю назад в Индии лучший из "Катэрхемов" (под управлением Петрова) в квалификации опередил лучшую "Марусю" почти на секунду, то на сей раз этот разрыв сократился до двух десятых. Впрочем, оба пилота по завершении сессии сообщили журналистам, что столкнулись с определенными проблемами. Ковалайнен, по его словам, не смог в полную силу атаковать в быстрых поворотах из-за неисправности системы DRS, а Петров пожаловался, что потерял какое-то время, когда по ходу своей последней попытки догнал медленно двигавшиеся машины. "Впрочем, определенные поводы для оптимизма есть. Гонка стартует в светлое время суток, а финиширует в темноте - то есть температуры воздуха и асфальта по ходу заезда будут падать. Наша машина по мере понижения температур управляется все лучше и лучше - значит, в воскресенье у нас есть шансы показать неплохой результат," - сообщил российский пилот в интервью пресс-службе "Катэрхема".

Кирилл КАЧНОВ

Квалификация

Пилот Автомобиль Время в Q3 Время в Q2 Место в Q2 Время в Q1 Место в Q1
1. Льюис ХЭМИЛТОН McLaren-Mercedes 1.40,630 1.40,901 1 1.41,497 1
2. Марк УЭББЕР Red Bull-Renault 1.40,978 1.41,277 2 1.41,933 3
3. Себастьян ФЕТТЕЛЬ Red Bull-Renault 1.41,073 1.41,511 3 1.42,160 8
4. Пастор МАЛЬДОНАДО Williams-Renault 1.41,226 1.41,907 10 1.41,981 6
5. Кими РАЙККОНЕН Lotus-Renault 1.41,260 1.41,532 5 1.42,222 9
6. Дженсон БАТТОН McLaren-Mercedes 1.41,290 1.41,873 9 1.42.342 10
7. Фернандо АЛОНСО Ferrari 1.41,582 1.41,514 4 1.41,939 4
8. Нико РОСБЕРГ Mercedes 1.41,603 1.41,698 7 1.41,926 2
9. Фелипе МАССА Ferrari 1.41,723 1.41,846 8 1.41,974 5
10. Роман ГРОЖАН Lotus-Renault 1.41,778 1.41,620 6 1.42,046 7
11. Нико ХЮЛКЕНБЕРГ Force India-Ferrari - 1.42,019 11 1.42,579 12
12. Серхио ПЕРЕС Sauber-Ferrari - 1.42,084 12 1.42,624 13
13. Пол ди РЕСТА Force India-Ferrari - 1.42,218 13 1.42,572 11
14. Михаэль ШУМАХЕР Mercedes - 1.42,289 14 1.42,735 14
15. Бруно СЕННА Williams-Renault - 1.42,330 15 1.43,298 16
16. Камуи КОБАЯСИ Sauber-Ferrari - 1.42,606 16 1.43,582 17
17. Дэниэл РИККЬЯРДО Toro Rosso-Ferrari - 1.42,765 17 1.43,280 15
18. Жан-Эрик ВЕРНЬ Toro Rosso-Ferrari - - - 1.44,058 18
19. Хейкки КОВАЛАЙНЕН Caterham-Renault - - - 1.44,956 19
20. Шарль ПИК Marussia-Cosworth - - - 1.45,089 20
21. Виталий ПЕТРОВ Caterham-Renault - - - 1.45,151 21
22. Тимо ГЛОК Marussia-Cosworth - - - 1.45,426 22
23. Педро де ла РОЗА HRT-Cosworth - - - 1.45,766 23
24. Нарайн КАРТИКЕЯН HRT-Cosworth - - - 1.46,382 24

6