Вчера прокуратура Мюнхена выдвинула в адрес 82-летнего генерального менеджера "Формулы-1" Берни Экклстоуна официальные обвинения в коррупции. Это может означать конец эпохи его властвования в "Больших призах".
Имя фактического владельца "Формулы-1" вот уже несколько лет напрямую связано с неприятным делом о коррупции и взяточничестве. Главным обвиняемым по нему был немецкий бизнесмен Герхард Грибковски, работавший в банковской группе BayernLB, что владела существенной частью активов "Формулы-1". Летом прошлого года Грибковски был признан виновным по всем выдвинутым против него искам и осужден на восемь с половиной лет лишения свободы. Экклстоун проходил по тому делу в качестве фигуранта. Ему было предъявлено обвинение в даче взятки Грибковски на сумму 44 миллиона долларов. Повод – инициировать продажу 48% акций "Ф-1" частному инвестиционному фонду CVC Capital Partners, который сейчас контролирует всю экономику "Формулы-1".
На предыдущем этапе слушаний Экклстоуну удалось убедить судей и прокуратуру в своей невиновности, заявив, что выплаченные суммы были результатом шантажа со стороны Грибковски. Однако мюнхенская прокуратура от разбирательства дела даже после вынесения приговора Грибковски не отказалась и, по сведениям газеты S?ddeutsche Zeitung, выдвинула обвинения против Экклстоуна и уже готовит передачу материалов в суд. Ни сам Экклстоун, ни его адвокаты пока никак не комментируют это известие, однако глава менеджмента "Формулы-1" по-прежнему настаивает на своей невиновности.
Тут и кроется главная интрига. Представитель CVC, имя которого ни одно из ссылающихся на него британских финансовых изданий, в частности Financial Times и The Independent, не называет, заявил, что, если даже Экклстоуну и его юристам удастся заключить сделку с германским правосудием и обвинения против генерального промоутера "Формулы-1" выдвинуты не будут, это не гарантирует ему сохранения власти. CVC, несмотря ни на что, будет добиваться отставки 82-летнего англичанина.
Любопытная деталь: вся шумиха по делу Грибковски – Экклстоуна развязана главным образом в средствах массовой информации, связанных с "Королевскими гонками" лишь косвенно. Непосредственно в автомобильной мировой прессе и самой "Формуле-1" никаких волнений относительно возможной отставки могущественного Берни не наблюдается. Хотя любопытно было бы попробовать предсказать, как скажется уход Экклстоуна из "Больших призов", в чьей экономике лично на нем завязано очень многое.
Стоит, видимо, отметить сразу: шанс на то, что к концу года Берни уйдет в отставку, есть, но он крайне невелик. Власть и влияние этого человека таковы, что, образно выражаясь, "Формулу-1" он может покинуть только вперед ногами. Скорее оттуда вынесут его недоброжелателей.
Экклстоун, вставший у финансового кормила "Больших призов" в 1978 году и в буквальном смысле слова превративший автогонки в мощнейшую финансовую империю и сделавший на них собственное многомиллионное состояние, слишком умен, хитер и предусмотрителен, чтобы так просто сдать позиции.
Интересно мнение самого Берни о том, что произойдет, если его не будет в "Формуле-1". На вопрос, задумывался ли он о том, что станет с "Большими призами", скажем, через 10 лет, он ответил: "Нет. Я задумываюсь только о том, что с ними будет в следующем году. Любой, кто начнет рассказывать вам, что будет, например, через три года, просто шарлатан. Потому что в "Формуле-1" невозможно ничего предсказать заранее. Будь иначе, мы счастливо избежали бы той кучи проблем, которая есть у нас сейчас".
И уходить, несмотря на все эти проблемы и солидный возраст, Экклстоун никуда не собирается: "Я всегда хотел руководить этим бизнесом, и мне нравится то, чем я занят. Мне повезло, что я могу выбирать, и я выбрал. И поверьте, делаю это не ради денег. Я по жизни перфекционист, хочу, чтобы все всегда было сделано правильно: не важно, касается ли это приготовления яичницы или заключения многомиллионных контрактов. Если у меня нет ощущения, что я делаю что-то правильно, то не делаю этого вообще".
Насчет же своего возможного преемника он высказался так: "Кто им может быть? Понятия не имею! Видимо, стоит поискать кандидата среди таких же, как я, – опытных бывших автомобильных дилеров".
Вопрос с преемником, пожалуй, самый интересный. Британская деловая пресса уже давно определила главного кандидата. Им стал 51-летний Джастин Кинг, глава третьей по масштабности и финансовому влиянию сети супер– и гипермаркетов Великобритании Sainsbury’s. Сеть эта, к слову, недавно оказалась вовлечена в историю с обнаружением в составе многих продуктов конины. Скандал вышел настолько громким, что в разбирательство вынужден был вмешаться кабинет министров Британии, и в Уайтхолле разгорелась настоящая война политиков и бизнесменов от торговли.
Кинг является большим поклонником автогонок и щедро финансирует карьеру своего 19-летнего сына Джордана, выступающего в европейском чемпионате Formula 3 за команду Carlin и считающегося одним из самых талантливых в своем поколении. Также Кинг входил в состав оргкомитета Олимпиады в Лондоне. Однако от слухов, что он может стать преемником Берни, сам Кинг всячески открещивается: "Я ничего не слышал о том, что в "Формуле-1" открылась такая вакансия".
Однако если подобное все же случится и во главе "Формулы-1" окажется не человек по фамилии Экклстоун, а бизнесмен по фамилии Кинг, думаю, это мало что изменит. Законы бизнеса везде одинаковы. И для того, чтобы успешно вести коммерцию, совсем необязательно разбираться в тонкостях автогонок. Вспомнить хотя бы Флавио Бриаторе, вставшего во главе "Бенеттона" сразу после того, как долгое время проработал ресторанным менеджером и в 80-х не раз становился объектом разного рода судебных преследований (даже приговаривался к тюремному заключению). Лучано Бенеттон, купив команду "Формулы-1", поставил у руля бывшего, как называли его за глаза, "сосисочника", который не постеснялся оскорбить автоспортивную общественность заявлением, что управлять командой "Формулы-1" не сложнее, чем торговать одеждой. И с блеском это доказал, приведя экс-"Тоулмен" в ливрее "Бенеттона" к двум подряд чемпионским титулам в 1994 и 1995 годах, а затем в 2005-м и 2006-м проделал то же самое, но уже под маркой "Рено". Так что "Формуле-1" не впервой оказываться во власти бывших торгашей.
Современные "Большие призы" превратились в настолько гигантский бизнес, что без боязни можно сказать: именно он управляет людьми, а не люди, даже самые могущественные, как Экклстоун, – им. Так что как бы ни менялась финансовая власть, с автогоночной точки зрения тут вряд ли что кардинально изменится, по крайней мере в обозримом будущем. Несмотря на то что "Формула-1" уже давно стала не столько спортом в чистом виде, сколько коллективным способом зарабатывания денег, живет она по спортивным законам, которых еще пока никто не отменял.
Да и во всех спекуляциях о том, что будет, если "Формула-1" останется без Экклстоуна, ключевым словом остается "если".