28 марта 2014, 14:00

Чего ждать от Даниила Квята?

Алексей ШИШКИН
Корреспондент

ЕСТЬ ТЕМА
Сергей Злобин: "Квят – такой же самородок, как Феттель" //
Михаил Алешин: "Звездная болезнь Квяту не грозит"
//
Даниил Мове: "Считаю, что Квят – будущий чемпион"

Какой результат 19-летнего россиянина по итогам его первого сезона в "Формуле-1" можно будет считать достойным?

Алексей ШИШКИН

Даниил Квят из команды "Торо Россо" уже стал рекордсменом "Формулы-1". 19-летний уроженец Уфы – самый молодой в истории королевских гонок пилот, завоевавший зачетные очки. Чего ждать от Квята по итогам сезона, какое место будет для него приемлемым после такого замечательного старта? И станет ли он в перспективе "новым Феттелем", как успели заявить некоторые российские журналисты?

Разумеется, не нужно впадать в эйфорию и думать, что Квят будет бороться за чемпионство уже в нынешнем году. Да, его дебют получился ярким, не в пример первому россиянину в "Формуле-1" Виталию Петрову, который обладал намного более быстрой машиной. Но "Торо Россо" в принципе не в состоянии дать своему пилоту чемпионский болид. Ведь итальянская команда является "дочкой", своеобразным "фарм-клубом" "Ред Булла", который априори располагает лучшей машиной.

Зато "Торо Россо" позволяет гонщику окунуться в мир "Формулы-1" полностью, не ограничиваясь только дном или поверхностью. Для первого сезона лучше и не придумаешь. Главное, что сейчас требуется от Квята, – стабильно доезжать до финиша и не терять голову ни в каких ситуациях. Способен ли он на это? Безусловно. Способна ли команда – непонятно. "Гран-при Австралии" в этом плане не показателен – в первой гонке сезона с техническими проблемами столкнулся даже могучий "Мерседес".

В 2012 году в "Торо Россо" дебютировали австралиец Даниэль Риккьярдо, который сейчас является партнером Себастьяна Феттеля в "Ред Булле", и француз Жан-Эрик Вернье, нынешний напарник Квята. В своем первом чемпионате Вернье набрал 16 очков, четыре раза финишировав на восьмом месте. Из 20 гонок он завершил 16, причем два из четырех сходов произошли из-за аварий, в том числе – по вине самого пилота. Риккьярдо в том сезоне был значительно надежнее. До финиша он не добрался только однажды, шесть раз в гонках попадал в зачетную десятку и заработал в итоге 10 очков.

В 2013 году состав "Торо Россо" не изменился, и Риккьярдо опередил Вернье не только в квалификациях, но и в личном зачете чемпионата. Все эти цифры я привожу для того, чтобы стало понятно, какой результат Квята можно считать приемлемым. Ведь сравнивать его в первую очередь будут именно с партнером по команде.

Так вот, как уже было сказано выше, два года назад дебютант Вернье опередил Риккьярдо, уже проведшего сезон в ныне не существующей HRT, по количеству очков. Но при этом француз реже доезжал до финиша и в квалификации был намного хуже австралийца (4-16). И гланое: где теперь Риккьярдо – и где Вернье? То есть руководство "Ред Булла" оценивает своих пилотов не только по потенциальным возможностям, но и по тому, как они реализуют эти возможности на практике. Риккьярдо в 2013-м показал, что способен прогрессировать, тогда как Вернье свой второй сезон провел значительно хуже. В результате первый стал партнером Феттеля, а второй – остался в "Торо Россо".

В Австралии Квят уступил Вернье в квалификации и финишировал сразу за ним в гонке. Пожалуй, Даниилу повезло с партнером. Француза нельзя отнести к звездам "Формулы-1", с ним можно и нужно соперничать. И если в итоге Квят даже проиграет, но в равной борьбе, претензий к россиянину не будет.

Когда в октябре прошлого года "Торо Россо" объявила о подписании контракта с Даниилом, многие были в недоумении: почему именно он, а не испанец Карлос Сайнс-младший или португалец Антонио Феликс да Кошта? Тогда руководитель молодежной программы "Ред Булл" доктор Хельмут Марко сказал, что Квят сочетает в себе скорость Феттеля и спокойствие Кими Райкконена. И, похоже, он знал, о чем говорил. По крайней мере после "Гран-при Австралии" вопросы о том, способен ли россиянин бороться и участвовать в развитии болида, а не просто отбывать номер, практически отпали. В команде восхищены "обратной связью" с Квятом, тем, как точно он реагирует на поведение машины и как мгновенно доносит до инженеров нужную информацию. Теперь главное – не останавливаться на достигнутом.

Перед началом сезона Квят в одном из интервью сказал: "Сейчас "Формула-1" заменяет мне все: девушку, дом и остальное. Звучит немного грубо, но так оно и есть. Не случайно говорят, что это работа на 365 дней в году. Ради нее, ради успеха в "Формуле-1" я действительно готов от многого отказаться. И никаких сожалений по этому поводу не испытываю".

После этих слов как-то не верится, что финиш на девятом месте в дебютной гонке останется для россиянина пределом мечтаний. В то же время сразу замахиваться на результаты уровня Феттеля было бы чистой воды авантюрой. Пока для этого нет ни технических, ни спортивных предпосылок, и Квят должен четко отдавать себе в этом отчет. Что он, полагаю, и делает.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА КВЯТА – ЗАКРЕПИТЬСЯ В "ФОРМУЛЕ-1"

По итогам "Гран-при Австралии" Даниил Квят стал самым юным пилотом, набравшим очки, в истории "Формулы-1". До него в возрасте до 21 года это удавалось сделать лишь 8 гонщикам. При этом никто из них в дебютном сезоне не сумел показать высокий результат по итогам чемпионата – лучшим было 8-е место Дженсона Баттона в 2000 году.

Если на первых порах ждать чего-то выдающегося от Квята не приходится, до в дальнейшем все будет зависеть от того, сможет ли он закрепиться в "Формуле-1". Если удастся, то его, скорее всего, ждет успешная карьера. В частности, Баттон и Себастьян Феттель становились затем чемпионами, Фелипе Масса занял по итогам сезона-2008 второе место, Крис Амон был пятым, а Нико Росберг – шестым. Причем у Росберга, возможно, все еще впереди: в нынешнем сезоне он выиграл единственный "Гран-при" и сейчас является лидером чемпионата. Зато юные гонщики, не задержавшиеся в "Больших призах", не имели и серьезных достижений: Хайме Альгерсуари, Риккардо Родригез и Себастьен Буеми никогда не попадали на подиум, а по итогам сезона не входили даже в число 12 лучших. (Павел ОСИПОВ)

Достижения в "Формуле-1" 8 гонщиков, набравших свои первые очки до 21 года

Возраст

Пилот

Страна

Дебютный сезон

19 лет 349 дней

Себастьян ФЕТТЕЛЬ

Германия

14-е место (6 очков)

20 лет 12 дней

Хайме АЛЬГЕРСУАРИ

Испания

24-е место (0 очков)

20 лет 67 дней

Дженсон БАТТОН

Великобритания

8-е место (12 очков)

20 лет 123 дня

Рикардо РОДРИГЕЗ

Мексика

Без места (0 очков)

20 лет 149 дней

Себастьен БУЕМИ

Швейцария

16-е место (6 очков)

20 лет 258 дней

Нико РОСБЕРГ

Германия

17-е место (4 очка)

20 лет 309 дней

Крис АМОН

Новая Зеландия

Без места (0 очков)

20 лет 326 дней

Фелипе МАССА

Бразилия

13-е место (4 очка)

 

Пилот

Карьера

 

ГП

ПП

Подиумы

БК

КЛ

Очки

Лучший результат

Себастьян ФЕТТЕЛЬ

121

45

62 (39+13+10)

22

2437

1451

Чемпион (2010-2013)

Хайме АЛЬГЕРСУАРИ

46

-

-

-

-

31

14-е место (2011)

Дженсон БАТТОН

248

8

50 (15+15+20)

8

761

1087

Чемпион (2009)

Рикардо РОДРИГЕЗ

5

-

-

-

-

4

13-е место (1962)

Себастьен БУЕМИ

55

-

-

-

1

29

15-е место (2011)

Нико РОСБЕРГ

148

4

12 (4+3+5)

5

269

595,5

6-е место (2013)

Крис АМОН

96

5

11 (0+3+8)

3

183

83

5-е место (1967)

Фелипе МАССА

192

15

36 (11+12+13)

14

887

816

2-е место (2008)

ГП – "Гран-при", ПП – поул-позишн, БК – быстрейшие круги, КЛ – круги лидирования.