7 августа 2014, 12:00

Квята может подсидеть голландец

Дмитрий АФОНИН
Корреспондент

Макс Ферстаппен – сын известного в прошлом пилота "Формулы-1" Йоса Ферстаппена – способен стать самым юным гонщиком в истории "Больших призов". Причем, не исключено, что его рекордный дебют состоится в рядах команды "Торо Россо", за которую выступает россиянин Даниил Квят.

Макс Ферстаппен, которому в последний день сентября исполнится 17 лет, происходит из необыкновенной автоспортивной семьи. Его отец Йос успел выступить за семь разных команд в "Формуле-1", мать проводила гонки в картинге, дед участвовал в гонках GT на выносливость, а дядя – в чемпионате FIA GT и "24 часах Ле-Мана". В таких обстоятельствах неудивительно, что Макс впитал страсть к автоспорту буквально с молоком матери.

– Сегодня Ферстаппен, безусловно, лучший гонщик в картинге, – говорит известный российский пилот Даниил Мове. – Я много слышал о нем от совершенно разных людей. Макс работает с лучшими профессионалами, имеет отличную выучку. За последние годы среди восходящих звезд такого калибра можно назвать только Ника Де Вриса и в какой-то степени – Даниила Квята. Хотя Даниил картинговые серии прошел скромнее. А вот Де Врис, как и Ферстаппен-младший, выигрывал все, в чем участвовал. Но в данном случае важно, как Макс будет проявлять себя в формульных гонках. Нет сомнений, что при правильной подготовке и известной доле удачи, в будущем он может стать одним из самых серьезных пилотов "Формулы-1".

На минувшей неделе появилась информация, что сразу два лидера "Королевских гонок" – "Мерседес" и "Ред Булл" – сражаются за то, чтобы Макс Ферстаппен оказался в их молодежной программе. Драки на таком уровне за малоизвестного юниора в "Формуле-1" не было очень давно. И закончиться она может тем, что голландец уже в следующем сезоне окажется напарником Даниила Квята в "Торо Россо", либо вообще вытеснит россиянина из числа призовых пилотов.

– Боевым гонщиком уже в следующем году Макс станет едва ли, – успокаивает российских болельщиков Мове. – Уверен, что никто этот вариант пока не рассматривает. Не думаю, что он будет числиться даже как тест-пилот, хотя в качестве какой-то рекламной акции тесты для него возможны. Мне кажется, Ферстаппену нужно еще несколько лет, чтобы созреть для "Больших призов". Его попадание в "Формулу-1" в ближайшие два года выглядит невероятно. Даже несмотря на то, что сейчас умеют очень хорошо готовить будущих чемпионов – таких, как Льюис Хэмилтон, Нико Росберг или Квят. Эти люди шли по особой программе и имели суперподготовку. И все же никакой речи о том, что Ферстаппен в течение ближайшего года-двух станет пилотом "Формулы-1", на мой взгляд, не идет.

Впрочем, при наличии богатых спонсоров в "Королевских гонках", как известно, возможно все. А имя и связи отца открывают перед Максом такие двери, которые недоступны даже самым талантливым из его ровесников.

Ферстаппен-младший регулярно побеждал всех на уровне картинга, и только в этом году перебрался на более мощные машины. Зимой он выступал в серии "Флорида", где занял третье место, а ныне идет на второй позиции в европейской "Формуле-3". При этом все его основные соперники в этих гонках старше Макса на несколько лет.

– Если сравнивать GP2 и Мировую серию "Рено", то лучше попадать в "Формулу-1" через последнюю, – замечает Мове. – Самое главное, что пилоты там гораздо больше ездят. Они находятся немного в других условиях, борьба там плотнее, есть определенный маркетинг. С другой стороны, Квят попал в "Формулу-1" из GP3 и очень успешно выступает. Сейчас границы стираются, поскольку ребята помимо гонок имеют и другую подготовку, работают на симуляторах.

Династии в автоспорте распространены, пожалуй, так, как ни в одной другой из спортивных дисциплин. В нынешней "Формуле-1" сразу у троих пилотов родственники выступали в "Королевских гонках". Отец Нико Росберга – Кеке – в 1982 году стал чемпионом мира. Отец Кевина Магнуссена – Ян – за свои 25 гонок в "Формуле-1" достиг меньшего, чем его сын за 11 стартов нынешнего сезона. Жюль Бьянки является внучатым племянником Люсьена Бьянки, проведшего несколько гонок в 60-х годах. Хотя талант пилота является важнейшей составляющей, традиция продвижения в автоспорте родственников известных гонщиков достаточно сильна.

– Думаю, что в случае с Максом известная фамилия не играет большой роли, – не согласен Мове. – Конечно, для Ферстаппена-младшего важны отцовские связи и знания. Йос помогает, подсказывает сыну, как и Магнуссен-старший – своему. Но не более того. Точно так же связи и возможности "Ред Булла" играют большую роль для Квята, связи "Макларена" многое значили для Хэмилтона, а возможности Кеке Росберга – для Нико. Но все же это больше вопрос контактов. Конечно, история красивая, и такой пиар помогает попасть в "Формулу-1", но гораздо важнее, в какой программе окажется Макс – в "Мерседесе" или в "Ред Булле".

Со времен выступлений Йоса Ферстаппена в "Бенеттоне" в 1994 году, в "Формуле-1" не было гонщиков из Голландии, которые бы попадали на подиум. Но эта многолетняя пауза, скорее всего, прервется уже в обозримом будущем. Ведь потенциально в "Королевской серии" помимо Ферстаппена-младшего способны оказаться очень перспективные Робин Фряйнс и Ник де Врис. Впрочем, если Макс Ферстаппен сядет за руль болида "Формулы-1" в ближайшее время, он может побить целый ряд рекордов.

– Сложно предсказывать, но мне кажется, что семья Ферстаппенов выберет "Ред Булл", – замечает Мове. – У австрийцев хорошо зарекомендовавшая себя программа плюс две команды в "Формуле-1". Это очень сильно облегчает Максу возможности развития. С другой стороны, на данном этапе он мог бы вообще обойтись без поддержки какой-то конкретной конюшни. В любом случае команда захочет оставить за собой решение, сажать ли Ферстаппена в боевую машину. Йосу же нужны уверенность, что его сын движется по пути в "Королевские гонки", и гарантированный контракт. Это и есть камень преткновения. Сомневаюсь, что команды могут дать гарантии на этот счет. Но учитывая, как сильно они хотят заполучить Макса, возможно, именно гарантии повлияют на итоговый выбор Ферстаппенов.

ЧЕМПИОНЫ МИРА И ИХ РОДСТВЕННИКИ В "ФОРМУЛЕ-1"

Чемпион мира

Родственник

Гонщик

Страна

Победы в ГП

Титулы

Гонщик

Степень родства

Победы в ГП

Титулы

Кеке РОСБЕРГ

Финляндия

5

1

Нико РОСБЕРГ*

Сын

7

0

Марио АНДРЕТТИ

США

12

1

Майкл АНДРЕТТИ

Сын

0

0

Жак ВИЛЬНЕВ

Канада

11

1

Жиль ВИЛЬНЕВ

Отец

6

0

Нельсон ПИКЕ

Бразилия

23

3

Нельсон ПИКЕ-младший

Сын

0

0

Эмерсон ФИТТИПАЛЬДИ

Бразилия

14

2

Уилсон ФИТТИПАЛЬДИ

Брат

0

0

Кристиан ФИТТИПАЛЬДИ

Племянник

0

0

Джек БРЭБЕМ

Австралия

14

3

Гэри БРЭБЕМ

Сын

0

0

Дэвид БРЭБЕМ

Сын

0

0

Айртон СЕННА

Бразилия

41

3

Бруну СЕННА

Племянник

0

0

Джеки СТЮАРТ

Великобритания

27

3

Джимми СТЮАРТ

Брат

0

0

Михаэль ШУМАХЕР

Германия

91

7

Ральф ШУМАХЕР

Брат

6

0

Грэм ХИЛЛ

Великобритания

14

2

Дэймон ХИЛЛ

Сын

22

1

Джоди ШЕКТЕР

ЮАР

10

1

Ян ШЕКТЕР

Брат

0

0

* Нико Росберг, в отличие от отца, является гражданином Германии.

10 САМЫХ МОЛОДЫХ ГОНЩИКОВ, ВЫХОДИВШИХ НА СТАРТ "ГРАН-ПРИ"

Возраст

Гонщик

Страна

Команда

Этап

Место

19 лет 125 дней

Хайме АЛЬГЕРСУАРИ

Испания

"Торо Россо"

Венгрия-2009

15

19 лет 182 дня

Майк ТАКУЭЛЛ

Новая Зеландия

"Эрроуз"

Канада-1980

Сход

19 лет 208 дней

Риккардо РОДРИГЕС

Мексика

"Феррари"

Италия-1961

Сход

19 лет 218 дней

Фернандо АЛОНСО

Испания

"Минарди"

Австралия-2001

12

19 лет 320 дней

Эстебан ТУЭРО

Аргентина

"Минарди"

Австралия-1998

Сход

19 лет 324 дня

Крис ЭЙМОН

Новая Зеландия

"Редж Парнелл"

Бельгия-1963

Сход

19 лет 324 дня

Даниил КВЯТ

Россия

"Торо Россо"

Австралия-2014

9

19 лет 349 дней

Себастьян ФЕТТЕЛЬ

Германия

БМВ "Заубер"

США-2007

8

20 лет 53 дня

Энди ЧИВЕР

США

"Хескет"

ЮАР-1978

Сход

20 лет 53 дня

Дженсон БАТТОН

Великобритания

"Уильямс"

Австралия-2000

Сход

Возраст указан на момент старта в гонке.