24 февраля 2015, 18:00

10 ярких моментов карьеры Алена Проста

Дмитрий АФОНИН
Корреспондент

Во вторник исполнилось 60 лет четырехкратному чемпиону мира французу Алену Просту, получившему за свой стиль пилотажа прозвище "Профессор".

ПЕРВЫЙ ТРИУМФ

Своей первой победы в "Гран-при" "Формулы-1" Ален Прост добился в 1981 году – уже во второй сезон выступлений в "Королевских гонках". Символично, что успех пришел к нему на домашнем этапе в Дижоне в составе французской команде "Рено".

Однако за три сезона пребывания в этой конюшне он успел рассориться с руководством, французскими журналистами и болельщиками, которые в итоге сделали гонщика козлом отпущения после поражения в борьбе за чемпионский титул с бразильцем Нельсоном Пике в 1983-м. Обидевшись, Прост уехал в Швейцарию, где и живет до сих пор.

0,5 ОЧКА ОТ ЛАУДЫ

Вся карьера Алена Проста ознаменована грандиозными противостояниями с партнерами по командам. И в них он чаще всего выигрывал, хотя среди 10 его напарников было пять человек, которые в разные годы становились чемпионами мира, да и остальные пять были достаточно именитыми пилотами своего времени. Одним из проигранных Простом противостояний стала дуэль за чемпионский титул с австрийцем Ники Лаудой. В 1984 году француз вернулся в "Макларен", где начал свою карьеру в 1980-м. Перед последней гонкой сезона – "Гран-при Португалии" Прост уступал Лауде 3,5 очка. Стартуя вторым, француз вскоре вышел в лидеры, однако его соперник по "Макларену" сумел прорваться по ходу гонки с 11-й позиции на 2-ю. В итоге Прост отыграл только 3 очка, а разница в 0,5 очка до сих пор является самой маленькой в истории "Формулы-1" между гонщиками, ставшими первым и вторым по итогам чемпионата.

НАЧАЛО ПРОТИВОСТОЯНИЯ С СЕННОЙ

Интересно, что половинки очков образовались по ходу сезона-1984 на "Гран-при Монако" при любопытных обстоятельствах. Из-за ливня администратор трассы экс-чемпион мира бельгиец Жаки Икс решил остановить гонку на 32-м круге, когда к "Макларену" Проста стремительно приближались бразилец Айртон Сенна на "Тоулмене" и немец Стефан Белофф на "Тиррелле". Результаты были взяты по 31-му кругу, и француз стал победителем гонки, а Сенна остался очень недоволен досрочным финишем. Любопытно, что Икс при принятии решения не советовался со стюардами, а также имел отношение к "Порше", принимавшей активное участие при создании мотора "Макларена". Из-за раннего финиша гонщики получили половину очков. Однако, если бы гонка была доведена до конца, а Прост, к примеру, финишировал бы в ней даже не первым, а вторым, то стал бы в итоге чемпионом мира в тот год.

АДЕЛАИДА-1986

В 1985 году Прост в борьбе с Микеле Альборето из "Феррари" завоевал свой первый титул чемпиона мира. В 1986-м он отстоял его в сражении с британцем Найджелом Мэнселлом и Пике, представлявшими "Уильямс", благодаря победе в последней гонке сезона – "Гран-при Австралии". Тот этап в Аделаиде вошел в историю "Формулы-1", и к тому же оброс большим количеством слухов. Перед гонкой Мэнселл опережал Проста на 6 очков, а Пике на 7. "Уильямс" выглядел по ходу сезона быстрее конкурентов, но его гонщики отбирали очки друг у друга и позволили Просту сохранять шансы на титул.

Перед гонкой был якобы запущен слух: на этап "Гудьер" привез сверхпрочные покрышки, которые позволяют доехать до финиша без пит-стопов, но производитель не сообщает об этом, дабы не подвергать пилотов ненужному риску. Завершавший в Аделаиде свою карьеру партнер Проста финн Кеке Росберг квалифицировался только седьмым, но стремительно прорвался в лидеры и вскоре начал отрываться от всех остальных, таким образом, провоцируя преследователей на погоню. Время шло и финн все еще оставался на трассе. За 25 кругов до финиша Прост был четвертым, а Мэнселл и Пике находились перед ним и тоже не торопились в боксы. При этом француз успел побывать на пит-стопе из-за медленного прокола. Однако вскоре, одна за другой взорвались покрышки у Росберга и Мэнселла. Они сошли с трассы, а Пике, осознав необходимость пит-стопа, отправился в боксы. Прост вышел в лидеры, бразилец на свежей резине стремительно приближался к нему, но догнать до финиша гонки его не успел.

ПРОСТ БРОСАЕТСЯ КУБКОМ

В 1987-м "Макларен" слишком сильно проигрывал "Уильямсу", чтобы бороться с ним за чемпионский титул, и в тот же год партнером Проста по команде стал Сенна. В 1988-м, когда в качестве поставщика двигателей для британской конюшни начала работать "Хонда", их соперничество вышло на новый уровень. В тот год Сенна и Прост выиграли все гонки кроме одной, при этом француз суммарно набрал больше очков, чем бразилец, однако чемпионом мира не стал. Тогда действовало правило, что в зачет идет только 11 гонок из 16 из-за чего Прост потерял много важных баллов.

На следующий сезон противостояние двух пилотов продолжилось и стало понятно, что команда отдает предпочтение в этой борьбе Сенне. Тем не менее, Прост сумел навязать борьбу бразильцу, который чаще сходил в том сезоне. После своей последней победы в "Макларене" на "Гран-при Италии", француз бросил выигранный кубок вниз в толпу тиффози, протестуя против того, что команда под предводительством ее босса Рона Денниса симпатизирует бразильцу.

ПРОСТ vs. СЕННА. СТОЛКНОВЕНИЕ № 1

Борьба между пилотами в чемпионате-1989 продолжалась до "Гран-при Японии", когда между ними произошло столкновение. Прост после него покинул свой болид, а Сенна после помощи маршалов продолжил гонку и финишировал первым. Однако позже он был дисквалифицирован, так как вернулся на трассу не в том месте, в котором вылетел и Прост досрочно стал чемпионом мира.

Хотя пилот "Макларена" завоевал титул, Деннис пытался оспаривать дисквалификацию Сенны, что еще больше разозлило француза.

МЕКСИКАНСКИЙ ПРОРЫВ

Покинув "Макларен" Прост перешел в "Феррари", которая давно не боролась за первое место в чемпионате мира. Наиболее впечатляющей в сезоне-1990 получилась у француза победа на "Гран-при Мексики", в которой он совершил массу обгонов, стартуя с 13-го места.

ПРОСТ vs. СЕННА. СТОЛКНОВЕНИЕ № 2

Судьба титула в 1990 году второй раз подряд решилась на "Судзуке" в предпоследней гонке сезона. Сенна лидировал в чемпионате мира и выиграл квалификацию, однако был недоволен тем, что пилоты, стартующие с "четной" стороны "решетки" имеют преимущество, так как их сторона трека чище. Однако его просьба об изменении расположения решетки была отклонена президентом Международной федерации автоспорта Жаном-Мари Балестром. В итоге стартовавший вторым Прост вышел в лидеры, но в повороте произошло столкновение с Сенной. Оба пилота сошли, а бразилец завоевал титул чемпиона мира.

ТРИУМФАЛЬНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ И УХОД ПОБЕДИТЕЛЯ

1991 год получился для "Феррари" неудачным и недовольный Прост решил пропустить целый сезон, чтобы в 1993-м оказаться в "Уильямсе". И возвращение француза получилось триумфальным. Он выиграл первую же гонку в ЮАР, которая запомнилась его интересными сражениями с Сенной и немцем Михаэлем Шумахером.

Одержав в ходе сезона в общей сложности 7 побед Прост завоевал четвертый титул чемпиона мира и на победной ноте завершил свою карьеру.