24 октября 2017, 17:00
Последние дни принесли две новости поклонникам Даниила Квята и тем, кто просто следит за его судьбой. Хорошая – после ссылки в резерв россиянин вернулся в призовую машину "Торо Россо" и сразу попал в очки, финишировав 10-м. Плохая – в понедельник команда объявила, что на "Гран-при Мексики" выступят Пьер Гасли и Брендон Хартли, а Квят снова остался третьим лишним. Учитывая, какие слухи ходят по паддоку, это может означать завершение целого этапа карьеры российского гонщика. А ведь несколько лет назад он считался одним из главных молодых талантов в "королевской серии".
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
Во всех бедах Квяту в первую очередь стоит винить себя самого. За почти четыре сезона и 72 старта в "Королевских гонках" он так и не сумел заработать репутацию стабильного гонщика, на которого можно без сомнения положиться в трудный момент. Зато прослыл чересчур эмоциональным, порой – до неуравновешенности. И в определенные моменты опасным для соперников в буквальном смысле. Не зря же Даниил получил двусмысленное прозвище "Торпеда". Чего-чего, а штрафных очков в его суперлицензии всегда хватало. В нынешнем сезоне даже была вероятность, что Квята могут наказать пропуском одной из гонок. А персоналу команды уверенность в том, с кем они работают, необходима.
До определенного момента эти свойства можно было списать на неопытность, и карьера Квята шла по восходящей. Так, в сезоне-2015 он в "Ред Булле" опередил в общем зачете чемпионата Дэна Риккьярдо, но за год до этого провалил концовку чемпионата. А в нынешнем году вчистую проиграл Карлосу Сайнсу. Тот самый очковый финиш в Америке стал для россиянина всего третьим в сезоне. После Мельбурна и Барселоны Даниил полгода не попадал в десятку лучших – в условиях сверхжесткой конкуренции, которыми славится "Формула-1", это очень плохо. А то, что Квят только сейчас догнал по очкам Паскаля Верляйна из полуживого "Заубера", и занимает предпоследнее место в общем зачете, имея с уже бывшим напарником счет 5:48 – вообще ни в какие ворота. Ничего удивительного, что многие считают именно россиянина худшим пилотом пелотона в текущем году.
Все это, конечно, не добавляет Квяту вистов. Он уже не такой молодой и не такой перспективный, как несколько лет назад. При этом Даниил пока не реализовал свой потенциал. И шанса на это у него уже может и не быть.
ОТСУТСТВИЕ КРУПНЫХ СПОНСОРОВ
Несмотря на мощную спортивную составляющую, высокие скорости, адреналин для пилотов и праздник для болельщиков, "Ф-1" – это в первую очередь бизнес. Огромная коммерческая машина с большими бюджетами. И команды, несущие огромные расходы на участие в чемпионате, не прочь частично переложить их на гонщиков. Очень многие гонщики выступают в чемпионате мира почти бесплатно – например, первый контракт нынешней суперзвезды Льюиса Хэмилтона был подписан на символическую сумму в 1 фунт за сезон. А некоторые, в просторечии называемые рента-драйверами, еще и платят своим командам за место в призовой машине. Суммы порой очень внушительные.
Откуда же спортсмены их берут, да еще и умудряются готовиться к выступлениям, что тоже требует определенных средств? Ответ простой – почти у каждого гонщика уровня "Ф-1" есть мощные спонсоры, которые берут все расходы на себя. В России же с этим традиционно проблемы. В свое время отсутствие меценатов могло положить преждевременный конец карьере Виталия Петрова – еще до появления "Выборгской ракеты" в "Ф-1" его команда безуспешно обращалась примерно в 500 российских компаний, и даже писала письмо президенту страны.
Для Квята финансовая поддержка со стороны команды, а не спонсора, в определенный момент виделась преимуществом – пока многие его конкуренты бегали, обивая пороги различных крупных компаний в поисках денег, он благодаря системе "Ред Булла" спокойно шел по карьерной лестнице. Но теперь, когда очередной пролет оказался заложен кирпичом, у Даниила нет свободы маневра. Спонсоры у него есть, но не такого уровня, чтобы обеспечить место призового пилота в команде средней руки. А уж если ты начал платить за участие в "Ф-1", то почти обречен делать это до конца карьеры.
ВЕРА В ПРОГРАММУ "РЕД БУЛЛА"
Поддержка "Ред Булла", благодаря которой Квят появился в "Формуле-1", оказалась палкой о двух концах. Нынешняя ситуация с Квятом сложилась потому, что руководство "быков" рассматривает "Торо Россо" как полигон для обкатки резервистов, которые в будущем могут перейти в основную команду. А россиянина больше не видят в качестве потенциального пилота "Ред Булла", поэтому готовы сделать ставку на менее опытных Гасли и Хартли. Новозеландец, кстати, на четыре года старше Квята.
Программа подготовки гонщиков у "Ред Булла" достаточно жестко структурирована, и вершиной этой пирамиды являются всего два места призовых гонщиков. А за 13 сезонов "быков" в чемпионате мира на них побывали лишь девять разных пилотов, причем некоторые – эпизодически. Например, Марк Уэббер провел за рулем "Ред Булла" семь лет, Себастьян Феттель – шесть. Таким образом, пробиться наверх удается только лучшим из лучших. Тому же Феттелю, Риккьярдо, Ферстаппену. При этом в "Торо Россо" ротация чуть шире, сюда регулярно поднимают подающих надежды пилотов. А тем, кто так и не получил шанса, приходится освобождать место.
Хартли, например, только в 27 пробился в резервный состав, тогда как его сверстник Хайме Альгерсуари уже завершил карьеру. Жан-Эрик Вернь и Себастьян Буэми были тест-пилотами, пробовали силы в "Формуле-Е" и гонках на выносливость. Теперь уже бывший партнер Квята Сайнс тоже засиделся в "Торо Россо", не имея шанса на повышение. Это понимали и в руководстве, поэтому отпустили испанца в "Рено", но подчеркнули, что это аренда.
Квят, возможно, совершил ошибку, согласившись на возвращение в "Торо Россо" весной 2016-го. Пройдя путь до вершины, он должен был понимать, что снова сесть за руль "Ред Булла" будет сложно даже не вдвойне. И полтора посредственных сезона, проведенных им, нисколько не повышают шансы найти себе другое место. Возможно, в тот момент он не хотел рисковать и искать варианты. Но теперь он рискует пойти по пути Верня и Буэми.